kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деловая игра как средство освоения профессиональной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты использования деловых игр при подготовке по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра как средство освоения профессиональной деятельности»

6


Методическая тема: деловая игра как средство освоения профессиональной деятельности

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты использования деловых игр при подготовке по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.

Ключевые слова: активные методы обучения, деловая игра, товароведение и экспертиза товаров.

В современных условиях хозяйствования рынок страны нуждается в хорошо подготовленных специалистах – товароведах, которые должны обладать профессиональной компетенцией, техническим кругозором, навыками индивидуальной и коллективной профессиональной деятельности.

Знания, полученные студентами в процессе изучения дисциплины, должны закрепляться не повторением, а применением материала. Этой цели служат используемые в процессе обучения активные формы и методы обучения.

Одним из таких методов является деловая игра, имитирующая реальную производственно - хозяйственную деятельность. Внедрение в учебный процесс деловых игр способствует формированию таких качеств будущего специалиста, как:

- умение устанавливать личные контакты;

- воспитание предприимчивости, самостоятельности;

- умения анализировать и оценивать свои действия;

- формирование чувства ответственности за порученное дело;

- развитие способности к управленческой деятельности.

Деловая игра является стимулом активизации самостоятельной работы студентов по приобретению знаний, умений, навыков.

Проведение деловых игр является с одной стороны результативным методом обучения, с другой - достаточно сложным, так как для проведения деловой игры требуется большая подготовительная работа, а на саму игру - не менее 2 часов аудиторного времени.

Любая деловая игра включает следующие этапы:

1. подготовительный этап, на этом этапе студенты получают информацию о теме, цели, порядке проведения игры. Проводят сбор практического материала по сценарию игры, повторяют пройденный материал, получают необходимую консультационную помощь, готовят аудиторию;

2. проведение игры - решение конкретных производственных ситуаций, управление деятельностью участников;

3. заключительный - разбор и обсуждение результатов, подведение командных итогов, оценивание каждого игрока, выявление типичных ошибок.

При проведении деловой игры могут быть использованы знания только по одному, конкретном предмету - Товароведение и экспертиза зерномучных и плодоовощных товаров (ситуация 1)

Исходя из условий ситуации 1, студенческая группа может быть разделена на 4 малых группы: товароведы магазина, поставщики продукции, эксперты аккредитованной лаборатории, жюри.

Цель игры - овладение навыками экспертной оценки в условиях, имитирующих профессиональную деятельность.

Товароведы:

- принимают товар по количеству и качеству;

- определяют объем выборки;

- составляют акт отбора образцов и/или выборки;

- рассчитывают процентное содержание каждой фракции, сравнивают с данными, указанными в ГОСТе;

- заполняют необходимые документы, дают рекомендации по использованию принятых товаров;

- сообщают поставщику о результатах приемки, вызывают экспертов.

Эксперты:

- проверяют правильность отбора средней пробы;

- проводят органолептическую оценку качества продукции;

- проводят физико-химический анализ поступивших партий продукции;

- дают заключение о качестве продукции.

Поставщики:

- анализируют данные, полученные товароведами;

- выясняют причины обнаруженных отклонений от данных, указанных в сопроводительных документах;

- намечают мероприятия по устранению выявленных недостатков;

- проводят совещания с товароведами магазинов по разбору конфликтной ситуации.

Жюри:

- оценивают каждый этап работы по 5 балльной системе;

- подводят итоги работы каждой команды.

Однако большую пользу приносят деловые игры, для решения которых необходимо применить комплексные знания по таким дисциплинам, как «Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров» (ситуации 2,3):

Учитывая, что одной из функций товароведа является формирование ассортимента товаров в торговом предприятии, можно провести деловую игру на тему «Формирование ассортимента плодоовощной продукции в супермаркете».

Цель деловой игры - закрепление теоретических знаний, овладение умениями экспертной оценки потребительских товаров для формирования оптимального ассортимента в условиях, имитирующих профессиональную деятельность товароведа.

Для проведения деловой игры группа студентов (25 человек) делится на 4 подгрупп по 5 человек в каждой, которые будут выполнять функции товароведов. Оставшиеся 5 человек будут составлять жюри, которое оценивает работу каждой группы. В состав жюри выбираются студенты, показавшие высокие результаты в течение семестра, занимающиеся исследовательской работой. Кроме оценки работы команд в их функции входит подготовка необходимых для проведения игры документов (качественных удостоверений, актов приемки, актов отбора проб, протоколов испытаний и др.).

Инструктаж задание подготовительного этапа деловой игры:

1. Повторить теоретический материал по следующим вопросам:

- порядок выбора поставщика;

- содержание договора-поставки;

- требования к качеству плодоовощной продукции;

- ассортимент плодоовощной продукции, показатели ассортимента;

- факторы, влияющие на формирование ассортимента в розничном торговом предприятии.

2. Выполнить следующие виды работ:

- провести анализ регионального рынка для выявления поставщиков плодоовощной продукции. Для этого применяется поиск по Интернету, знакомство с информацией, размещенной на сайте компании. Недостающие данные выясняются по телефону (минимальная партия отгрузки, наличие товара на складе, срок поставки, возможность отсрочки платежа и т.п.). На основе полученных данных делают сравнительный анализ ассортимента, цен и условий поставки продукции, выбирая 2-3 оптимальных варианта;

- провести анализ ассортимента, предлагаемого в предприятиях разного типа, расположенных в одном административном округе по показателям: широта, глубина, устойчивость и новизна ассортимента. Анализ проводится по каждой товарной группе, в соответствии с товароведной классификацией (фрукты, овощи; свежие, поработанные; и др.).

Каждая группа проводит анализ ассортимента в одном из типов торговых предприятий: «Продукты», специализированный магазин «Овощи-фрукты», «Гастроном», «Супермаркет Пятерочка», магазин Гипермаркет «Магнит» ;

- изучить потребительские предпочтения покупателей продукции в отношении новых товаров, а также выявить степень удовлетворения существующим ассортиментом и качеством. Для этого разрабатываются анкеты, либо опросные листы.

Задания по поиску поставщиков и оценке потребительских предпочтений являются обязательными для всех рабочих групп студентов.

На втором этапе деловой игры, который проводится непосредственно в аудитории, имитирующей торговое предприятие, осуществляется приемка поступившей плодоовощной продукции по количеству и качеству.

Приемка продукции может проводиться на основе разработанных преподавателем ситуационных заданий, либо образцах овощной продукции (картофеля, лука, моркови и т.п.). Образцы могут быть взяты в студенческой столовой, либо принесены студентами из дома. Поступившая партия проверяется на соответствие стандарту.

При этом определяют:

- внешний вид продукции, по показателям, определяемым стандартом на соответствующий вид продукции;

- проводят деление продукции на фракции, выделяя стандартную, нестандартную, отход.

- результаты приемки сравнивают с данными, указанными в стандарте, а также в сопроводительных документах поставщиков (качественное удостоверение).

На основании полученных данных составляется акт приемки, о чем уведомляют поставщика продукции.

По результатам проведенной оценки качества поступивших партий товаров, делается обоснованный выбор поставщиков продукции в торговое предприятие, заключение договора поставки и составление спецификации. Затем студенты составляют ассортиментный перечень, исходя из торговой площади, отведенной под плодоовощную продукцию в магазине, выявленных покупательских предпочтениях, наличия ассортимента у предприятий-конкурентов, а также с учетом контингента покупателей, предполагаемого для конкретного торгового предприятия.

Для этого проводится обмен информацией, полученной при анализе ассортимента в разных типах торговых предприятий. После составления каждой группой студентов ассортимента товаров, который будет предложен покупателям в супермаркете, проводится сравнительный анализ предлагаемых вариантов, для чего от каждой группы выделяют по одному эксперту. Окончательный вариант выносится на всеобщее обсуждение, при этом оценивается компетентность и активность самих экспертов.

Жюри в процессе всей деловой игры оценивает:

1) полноту анализа поставщиков продукции на рынке, обоснованность из выбора;

2) результаты опроса покупателей продукции;

3) результаты анализа ассортимента в отдельных типах торговых предприятий;

4) результаты приемки продукции по количеству и качеству;

5) правильность заполнения документов: акта отбора проб, акта приемки, договора поставки, спецификации и др.

6) варианты ассортимента, предложенного каждой подгруппой участников;

7) работу экспертов по выбору окончательного варианта ассортимента для супермаркета.

На заключительном этапе подводятся окончательные результаты работы, объявляется группа - победитель, набравшая наибольшее количество баллов, отмечаются ошибки, допущенные командами при выполнении отдельных видов работ.

На протяжении всей игры преподаватель выступают в роли консультантов и координаторов игры.

Одной из форм развития системы рыночных связей торговли и промышленности являются ярмарки. Закупка товаров на оптовых ярмарках позволяет оценить ассортимент, цены и качество продукции различных поставщиков, работающих на ярмарке, обговорить на месте условия договора, что экономит время торговых работников по выбору поставщиков и формированию торгового ассортимента.

Поэтому в рамках учебной дисциплины «Товароведение и экспертиза зерномучных и плодоовощных товаров» можно провести деловую игру на тему: «Закупка товаров на оптовых ярмарках».

Для этого учебная аудитория оформляется как место проведения оптовой ярмарки. Студенческая группа разбивается на малые группы согласно следующей структуре:

- директор ярмарки - 1 человек;

- оргкомитет - 8 человек

- начальник торгового отдела администрации города - 1 человек;

- поставщики продукции - 7 человек;

- покупатели продукции (товароведы магазинов) - 7 человек;

- исследовательская группа - 6 человек.

На подготовительном этапе необходимо провести следующую работу:

1. Повторить теоретический материал по вопросам:

a. Пищевая ценность, потребительские свойства зерномучных товаров;

b. Классификация и ассортимент зерномучных товаров;

c. Организация работы оптовых ярмарок;

^ Закупка товаров на оптовых ярмарках

2. Оргкомитету:

a. Оформить аудиторию;

b. Подготовить рабочие места для работы на ярмарке;

c. Подготовить необходимые средства рекламы (информационные листы, визитки, плакаты и т. д.)

3. Поставщикам:

a. Оформить свой офис-стенд на ярмарке;

b. Подготовить инсценировку-диалог работы на ярмарке с покупателями;

c. Подготовить образцы продукции и средства рекламы, а также необходимые документы (договоры, прайс-листы, сертификаты и т.п.)

4. Директору ярмарки и начальнику торгового отдела подготовить выступления на церемонию открытия и закрытия ярмарки

5. Исследовательской группе:

a. Ознакомиться с работой ярмарки, а также других выставочных центрах по сети Интернет и материалами в средствах массовой информации;

b. Подготовить стендовые доклады на тему: «История возникновения ярмарок», «Развитие сибирских ярмарок», «Анализ рынка зерномучных товаров в Анапе»;

Во время работы ярмарки покупателям продукции:

- провести оценку качества продукции, представленной на ярмарке;

- выбрать поставщиков, исходя их анализа качества продукции, ассортимента и цены поставщика, непосредственной беседы с поставщиком на ярмарке;

- проанализировать условия договора, провести работу с поставщиками по принятию более выгодных для покупателя условий;

- проверить правильность оформления документов на продукцию.

Подведение итогов может проходить в виде «круглого стола», от организации работы которого зависит общее впечатление о целостности и завершенности занятия.

Оценку работы каждого студента на протяжении всего занятия оценивает жюри, которое может состоять из преподавателей смежных дисциплин. Также в составе жюри могут быть студенты старших курсов. Так как студенты обучаются по специальности Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (продовольственных, непродовольственных), то целесообразно проводить комплексную деловую игру, включая ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров.

Такие деловые игры можно проводить во втором семестре на втором и третьем курсе.

Ситуационные задания для проведения деловых игр:

Ситуация 1.На плодоовощную базу «Депо 2» 15.09.18 г. поступила партия моркови для последующей её реализации населению в количестве 500 кг, в мешках по 10 кг. По сопроводительным документам данная партия соответствует классу «Экстра». В ходе проведения экспертизы было установлено следующее:

• морковь чистая, корнеплоды целые, без повреждения вредителями;

• имеются природные трещины в корковой части 2,7 мм;

• имеются корнеплоды длиной 12 … 15 см с зеленоватой частью головки толщиной 0,7 см.

• размер корнеплодов по наибольшему поперечному диаметру 3,5 см;

• размер корнеплодов по длине составляет 12 … 17 см.

1. Соответствует данная партия моркови классу «Экстра», заявленному в сопроводительных документах?

2. Определите объём выборки для проведения экспертизы данной партии моркови.

Ситуация 2. Для вновь открываемого супермаркета необходимо сформировать ассортимент плодоовощной продукции исходя из следующих условий: торговая площадь супермаркета 800 м2, под плодоовощную продукцию отведено 30 % торговой площади. В зоне деятельности магазина расположен жилой массив, в котором проживает большое количество пенсионеров, с доходом от 3 до 5 тысяч рублей, строятся два элитных дома по 300 семей. В микрорайоне расположен 2 школы, 3 детских сада, офисы строительной компании; три предприятия общественного питания (1 ресторан, 2 кафе).

Ситуация 3. Дирекция розничного объединения «Ваш Дом», проведя анализ объемов продаж по группе бакалейные товары, выявила, что по таким группам товаров как крупы и макаронные изделия самый низкий уровень продаж. Проведенный по этим группам опрос покупателей показал, что они не удовлетворены качеством круп и ассортиментом макаронных изделий. Торговому отделу было поручено найти новых поставщиков по данным группам товаров.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Деловая игра как средство освоения профессиональной деятельности

Автор: Пенькова Оксана Петровна

Дата: 16.03.2022

Номер свидетельства: 602432

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(304) "Деловая игра как метод формирования профессиональных педагогических компетенций у студентов педагогического техникума на уроках методики преподавания математики"
    ["seo_title"] => string(80) "delovaia_igra_kak_metod_formirovaniia_professionalnykh_pedagogicheskikh_kompeten"
    ["file_id"] => string(6) "617232"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1668282315"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Доклад: "Новые государственные стандарты в образовательной области технология, как средство повышения компетенции школьников"."
    ["seo_title"] => string(124) "dokladnovyieghosudarstviennyiestandartyvobrazovatielnoioblastitiekhnologhiiakaksriedstvopovyshieniiakompietientsiishkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "266295"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450117968"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(295) "Компьютерная грамотность - как фактор развития образовательных компетенций и стандарт подготовки высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста "
    ["seo_title"] => string(168) "komp-iutiernaia-ghramotnost-kak-faktor-razvitiia-obrazovatiel-nykh-kompietientsii-i-standart-podghotovki-vysokokvalifitsirovannogho-konkurientosposobnogho-spietsialista"
    ["file_id"] => string(6) "173805"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424025114"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Профессиональная компетентность- владение педагога множеством языков,одно из главных условий для формирования функциональной грамотности учащихся."
    ["seo_title"] => string(167) "profiessional-naia-kompietientnost-vladieniie-piedaghogha-mnozhiestvom-iazykov-odno-iz-ghlavnykh-uslovii-dlia-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "249276"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446877869"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Технология использования игровых методов музыкальной деятельности детей в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(90) "tiekhnologhiia-ispol-zovaniia-ighrovykh-mietodov-muzykal-noi-dieiatiel-nosti-dietiei-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "312903"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459413566"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства