Деловая игра как средство освоения профессиональной деятельности
Деловая игра как средство освоения профессиональной деятельности
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты использования деловых игр при подготовке по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деловая игра как средство освоения профессиональной деятельности»
6
Методическая тема: деловая игра как средство освоения профессиональной деятельности
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты использования деловых игр при подготовке по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.
Ключевые слова: активные методы обучения, деловая игра, товароведение и экспертиза товаров.
В современных условиях хозяйствования рынок страны нуждается в хорошо подготовленных специалистах – товароведах, которые должны обладать профессиональной компетенцией, техническим кругозором, навыками индивидуальной и коллективной профессиональной деятельности.
Знания, полученные студентами в процессе изучения дисциплины, должны закрепляться не повторением, а применением материала. Этой цели служат используемые в процессе обучения активные формы и методы обучения.
Одним из таких методов является деловая игра, имитирующая реальную производственно - хозяйственную деятельность. Внедрение в учебный процесс деловых игр способствует формированию таких качеств будущего специалиста, как:
- умение устанавливать личные контакты;
- воспитание предприимчивости, самостоятельности;
- умения анализировать и оценивать свои действия;
- формирование чувства ответственности за порученное дело;
- развитие способности к управленческой деятельности.
Деловая игра является стимулом активизации самостоятельной работы студентов по приобретению знаний, умений, навыков.
Проведение деловых игр является с одной стороны результативным методом обучения, с другой - достаточно сложным, так как для проведения деловой игры требуется большая подготовительная работа, а на саму игру - не менее 2 часов аудиторного времени.
Любая деловая игра включает следующие этапы:
1. подготовительный этап, на этом этапе студенты получают информацию о теме, цели, порядке проведения игры. Проводят сбор практического материала по сценарию игры, повторяют пройденный материал, получают необходимую консультационную помощь, готовят аудиторию;
2. проведение игры - решение конкретных производственных ситуаций, управление деятельностью участников;
3. заключительный - разбор и обсуждение результатов, подведение командных итогов, оценивание каждого игрока, выявление типичных ошибок.
При проведении деловой игры могут быть использованы знания только по одному, конкретном предмету - Товароведение и экспертиза зерномучных и плодоовощных товаров (ситуация 1)
Исходя из условий ситуации 1, студенческая группа может быть разделена на 4 малых группы: товароведы магазина, поставщики продукции, эксперты аккредитованной лаборатории, жюри.
Цель игры - овладение навыками экспертной оценки в условиях, имитирующих профессиональную деятельность.
Товароведы:
- принимают товар по количеству и качеству;
- определяют объем выборки;
- составляют акт отбора образцов и/или выборки;
- рассчитывают процентное содержание каждой фракции, сравнивают с данными, указанными в ГОСТе;
- заполняют необходимые документы, дают рекомендации по использованию принятых товаров;
- сообщают поставщику о результатах приемки, вызывают экспертов.
Эксперты:
- проверяют правильность отбора средней пробы;
- проводят органолептическую оценку качества продукции;
- проводят физико-химический анализ поступивших партий продукции;
- дают заключение о качестве продукции.
Поставщики:
- анализируют данные, полученные товароведами;
- выясняют причины обнаруженных отклонений от данных, указанных в сопроводительных документах;
- намечают мероприятия по устранению выявленных недостатков;
- проводят совещания с товароведами магазинов по разбору конфликтной ситуации.
Жюри:
- оценивают каждый этап работы по 5 балльной системе;
- подводят итоги работы каждой команды.
Однако большую пользу приносят деловые игры, для решения которых необходимо применить комплексные знания по таким дисциплинам, как «Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров» (ситуации 2,3):
Учитывая, что одной из функций товароведа является формирование ассортимента товаров в торговом предприятии, можно провести деловую игру на тему «Формирование ассортимента плодоовощной продукции в супермаркете».
Цель деловой игры - закрепление теоретических знаний, овладение умениями экспертной оценки потребительских товаров для формирования оптимального ассортимента в условиях, имитирующих профессиональную деятельность товароведа.
Для проведения деловой игры группа студентов (25 человек) делится на 4 подгрупп по 5 человек в каждой, которые будут выполнять функции товароведов. Оставшиеся 5 человек будут составлять жюри, которое оценивает работу каждой группы. В состав жюри выбираются студенты, показавшие высокие результаты в течение семестра, занимающиеся исследовательской работой. Кроме оценки работы команд в их функции входит подготовка необходимых для проведения игры документов (качественных удостоверений, актов приемки, актов отбора проб, протоколов испытаний и др.).
- факторы, влияющие на формирование ассортимента в розничном торговом предприятии.
2. Выполнить следующие виды работ:
- провести анализ регионального рынка для выявления поставщиков плодоовощной продукции. Для этого применяется поиск по Интернету, знакомство с информацией, размещенной на сайте компании. Недостающие данные выясняются по телефону (минимальная партия отгрузки, наличие товара на складе, срок поставки, возможность отсрочки платежа и т.п.). На основе полученных данных делают сравнительный анализ ассортимента, цен и условий поставки продукции, выбирая 2-3 оптимальных варианта;
- провести анализ ассортимента, предлагаемого в предприятиях разного типа, расположенных в одном административном округе по показателям: широта, глубина, устойчивость и новизна ассортимента. Анализ проводится по каждой товарной группе, в соответствии с товароведной классификацией (фрукты, овощи; свежие, поработанные; и др.).
Каждая группа проводит анализ ассортимента в одном из типов торговых предприятий: «Продукты», специализированный магазин «Овощи-фрукты», «Гастроном», «Супермаркет Пятерочка», магазин Гипермаркет «Магнит» ;
- изучить потребительские предпочтения покупателей продукции в отношении новых товаров, а также выявить степень удовлетворения существующим ассортиментом и качеством. Для этого разрабатываются анкеты, либо опросные листы.
Задания по поиску поставщиков и оценке потребительских предпочтений являются обязательными для всех рабочих групп студентов.
На втором этапе деловой игры, который проводится непосредственно в аудитории, имитирующей торговое предприятие, осуществляется приемка поступившей плодоовощной продукции по количеству и качеству.
Приемка продукции может проводиться на основе разработанных преподавателем ситуационных заданий, либо образцах овощной продукции (картофеля, лука, моркови и т.п.). Образцы могут быть взяты в студенческой столовой, либо принесены студентами из дома. Поступившая партия проверяется на соответствие стандарту.
При этом определяют:
- внешний вид продукции, по показателям, определяемым стандартом на соответствующий вид продукции;
- проводят деление продукции на фракции, выделяя стандартную, нестандартную, отход.
- результаты приемки сравнивают с данными, указанными в стандарте, а также в сопроводительных документах поставщиков (качественное удостоверение).
На основании полученных данных составляется акт приемки, о чем уведомляют поставщика продукции.
По результатам проведенной оценки качества поступивших партий товаров, делается обоснованный выбор поставщиков продукции в торговое предприятие, заключение договора поставки и составление спецификации. Затем студенты составляют ассортиментный перечень, исходя из торговой площади, отведенной под плодоовощную продукцию в магазине, выявленных покупательских предпочтениях, наличия ассортимента у предприятий-конкурентов, а также с учетом контингента покупателей, предполагаемого для конкретного торгового предприятия.
Для этого проводится обмен информацией, полученной при анализе ассортимента в разных типах торговых предприятий. После составления каждой группой студентов ассортимента товаров, который будет предложен покупателям в супермаркете, проводится сравнительный анализ предлагаемых вариантов, для чего от каждой группы выделяют по одному эксперту. Окончательный вариант выносится на всеобщее обсуждение, при этом оценивается компетентность и активность самих экспертов.
Жюри в процессе всей деловой игры оценивает:
1) полноту анализа поставщиков продукции на рынке, обоснованность из выбора;
2) результаты опроса покупателей продукции;
3) результаты анализа ассортимента в отдельных типах торговых предприятий;
4) результаты приемки продукции по количеству и качеству;
5) правильность заполнения документов: акта отбора проб, акта приемки, договора поставки, спецификации и др.
6) варианты ассортимента, предложенного каждой подгруппой участников;
7) работу экспертов по выбору окончательного варианта ассортимента для супермаркета.
На заключительном этапе подводятся окончательные результаты работы, объявляется группа - победитель, набравшая наибольшее количество баллов, отмечаются ошибки, допущенные командами при выполнении отдельных видов работ.
На протяжении всей игры преподаватель выступают в роли консультантов и координаторов игры.
Одной из форм развития системы рыночных связей торговли и промышленности являются ярмарки. Закупка товаров на оптовых ярмарках позволяет оценить ассортимент, цены и качество продукции различных поставщиков, работающих на ярмарке, обговорить на месте условия договора, что экономит время торговых работников по выбору поставщиков и формированию торгового ассортимента.
Поэтому в рамках учебной дисциплины «Товароведение и экспертиза зерномучных и плодоовощных товаров» можно провести деловую игру на тему: «Закупка товаров на оптовых ярмарках».
Для этого учебная аудитория оформляется как место проведения оптовой ярмарки. Студенческая группа разбивается на малые группы согласно следующей структуре:
- директор ярмарки - 1 человек;
- оргкомитет - 8 человек
- начальник торгового отдела администрации города - 1 человек;
- поставщики продукции - 7 человек;
- покупатели продукции (товароведы магазинов) - 7 человек;
- исследовательская группа - 6 человек.
На подготовительном этапе необходимо провести следующую работу:
1. Повторить теоретический материал по вопросам:
a. Пищевая ценность, потребительские свойства зерномучных товаров;
b. Классификация и ассортимент зерномучных товаров;
c. Организация работы оптовых ярмарок;
^ Закупка товаров на оптовых ярмарках
2. Оргкомитету:
a. Оформить аудиторию;
b. Подготовить рабочие места для работы на ярмарке;
c. Подготовить необходимые средства рекламы (информационные листы, визитки, плакаты и т. д.)
3. Поставщикам:
a. Оформить свой офис-стенд на ярмарке;
b. Подготовить инсценировку-диалог работы на ярмарке с покупателями;
c. Подготовить образцы продукции и средства рекламы, а также необходимые документы (договоры, прайс-листы, сертификаты и т.п.)
4. Директору ярмарки и начальнику торгового отдела подготовить выступления на церемонию открытия и закрытия ярмарки
5. Исследовательской группе:
a. Ознакомиться с работой ярмарки, а также других выставочных центрах по сети Интернет и материалами в средствах массовой информации;
b. Подготовить стендовые доклады на тему: «История возникновения ярмарок», «Развитие сибирских ярмарок», «Анализ рынка зерномучных товаров в Анапе»;
Во время работы ярмарки покупателям продукции:
- провести оценку качества продукции, представленной на ярмарке;
- выбрать поставщиков, исходя их анализа качества продукции, ассортимента и цены поставщика, непосредственной беседы с поставщиком на ярмарке;
- проанализировать условия договора, провести работу с поставщиками по принятию более выгодных для покупателя условий;
- проверить правильность оформления документов на продукцию.
Подведение итогов может проходить в виде «круглого стола», от организации работы которого зависит общее впечатление о целостности и завершенности занятия.
Оценку работы каждого студента на протяжении всего занятия оценивает жюри, которое может состоять из преподавателей смежных дисциплин. Также в составе жюри могут быть студенты старших курсов. Так как студенты обучаются по специальности Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (продовольственных, непродовольственных), то целесообразно проводить комплексную деловую игру, включая ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров.
Такие деловые игры можно проводить во втором семестре на втором и третьем курсе.
Ситуационные задания для проведения деловых игр:
Ситуация 1.На плодоовощную базу «Депо 2» 15.09.18 г. поступила партия моркови для последующей её реализации населению в количестве 500 кг, в мешках по 10 кг. По сопроводительным документам данная партия соответствует классу «Экстра». В ходе проведения экспертизы было установлено следующее:
• морковь чистая, корнеплоды целые, без повреждения вредителями;
• имеются природные трещины в корковой части 2,7 мм;
• имеются корнеплоды длиной 12 … 15 см с зеленоватой частью головки толщиной 0,7 см.
• размер корнеплодов по наибольшему поперечному диаметру 3,5 см;
• размер корнеплодов по длине составляет 12 … 17 см.
1. Соответствует данная партия моркови классу «Экстра», заявленному в сопроводительных документах?
2. Определите объём выборки для проведения экспертизы данной партии моркови.
Ситуация 2. Для вновь открываемого супермаркета необходимо сформировать ассортимент плодоовощной продукции исходя из следующих условий: торговая площадь супермаркета 800 м2, под плодоовощную продукцию отведено 30 % торговой площади. В зоне деятельности магазина расположен жилой массив, в котором проживает большое количество пенсионеров, с доходом от 3 до 5 тысяч рублей, строятся два элитных дома по 300 семей. В микрорайоне расположен 2 школы, 3 детских сада, офисы строительной компании; три предприятия общественного питания (1 ресторан, 2 кафе).
Ситуация 3. Дирекция розничного объединения «Ваш Дом», проведя анализ объемов продаж по группе бакалейные товары, выявила, что по таким группам товаров как крупы и макаронные изделия самый низкий уровень продаж. Проведенный по этим группам опрос покупателей показал, что они не удовлетворены качеством круп и ассортиментом макаронных изделий. Торговому отделу было поручено найти новых поставщиков по данным группам товаров.