kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология использования игровых методов музыкальной деятельности детей в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология использования игровых методов музыкальной деятельности детей в ДОУ

 

Автор:

 музыкальный руководитель

 Кирсанова Ирина Васильевна

С появлением ФГОС работа музыкального руководителя наполняется новыми ориентирами –  развитие ребенка с определенными социальными и психологическими характеристиками и ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру.

 Повышение роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника положительно, так как

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (Л.С. Выготский).

Игровые методы - это система последовательных взаимосвязанных приемов деятельности педагога и детей, направленных на достижение определенных задач и навыков. Это способ организации  активной познавательной деятельности, в которой с легкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки, усваиваются новые понятия, осуществляется умственное, эмоциональное,  нравственное развитие личности.  К игровым методам относятся: дидактические игры, упражнения, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры и др.

Музыкальная игра - самый органичный из всех видов музыкальной деятельности детей. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Она развивает его интерес к музыке, побуждает потребность общения с музыкой, желание активно и творчески проявлять себя в музыкальной сфере.

Музыкальная игра может быть средством активизации творческих способностей детей, а их деятельность в процессе игры можно охарактеризовать как музыкально- игровую.

Содержанием музыкально - игровой деятельности являются:

  • ценностное отношение детей к миру музыки, накопление опыта восприятия музыкальных произведений с целью осмысления их эмоционально- образного содержания;
  • взаимодействие с миром музыки, нахождение способов передачи музыкально - игровых образов, составление танцевальных композиций, нахождение вариантов инструментальных импровизаций;
  • накопление знаний о мире музыки и самостоятельное применение их в решении новых игровых задач.

Играя в музыкальные игры, дети получают возможность активного творческого самовыражения, что способствует достижению цели – активизации творческих способностей дошкольников в музыкально – игровой деятельности.

К задачам, направленных на достижение данной цели, относятся:

- подбор игр музыкальным руководителем и наполнение ими музыкальной предметно – развивающей среды;

- накопление музыкального опыта детей в процессе музыкально - игровой деятельности;

- развитие у дошкольников умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, комбинировать и импровизировать (И.П. Равчеева).

Основная роль в успешном проведении музыкальной игры принадлежит музыке, которая должна соответствовать принципам художественности и доступности. Педагог должен способствовать тому, чтобы детям было в игре легко и комфортно. Обьяснение правил игры желательно начинать с беседы, которая связана с игровой ситуацией. Лучше провести его по ходу игры, учитывая ряд требований: ясность и четкость изложения, эмоциональная выразительность.

Продолжительность игры зависит от уровня интереса детской аудитории к ней. При подведении итогов необходимо помнить о том, что выйти из игры каждый ребенок должен с чувством эмоциональной удовлетворенности и радости от участия в ней. Поэтому не стоит давать резких оценок качества игровой деятельности ребенка, наоборот – необходимо внушить ему надежду на успех.

К педагогу – организатору игры предьявляется ряд требований: высокая культура речи, доброжелательное отношение и внимание к каждому ребенку, профессиональный подход к подготовке и проведению игры.

Музыкальные игры предоставлены в разнообразных типах, видах и формах. Согласно традиционным взглядам ведущих психологов и педагогов на типизацию игры музыкальные игры делятся на дидактические, музыкально-познавательные, развивающие, интеллектуальные, а также сюжетно-ролевые игры.

В процессе музыкального образования целесообразно использовать стремление детей к сюжетно-ролевым играм. Разыгрывая определенную роль или участвуя в определенной игровой ситуации, ценной в воспитательном отношении, ребенок переживает разыгрываемые события, добровольно вступает в отношения с окружающими и совершает действия, которые в обычной обстановке кажутся ему непривлекательными или недоступными. При этом он, увлекаясь игрой, проявляет активность, организаторские способности, волю, целеустремленность, находчивость, смелость, эмоциональность, артистизм, более высокий уровень специальных (музыкальных) и общих (мыслительных) способностей и другие личностные качества.

Опираясь на анализ музыкально-педагогической литературы, можно предложить следующие классификации музыкальных игр:

1. Сюжетно-ролевые:

– хороводные;

– подвижные;

– вокальные;

2. Игры с предметами:

– с музыкальными инструментами;

– настольные.

Другая классификация делит музыкальные игры на:

– музыкально-дидактические;

– ассоциативные;

– медитативные;

– интерактивные.

Обширна типология игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

Я применяю в своей практической деятельности игры имитационные, ролевые, сюжетные.

Игра  «Музыкальное приветствие».

  •  

Первый шаг освоения импровизации – приветствие, когда ответы детей чаще дублируют интонацию педагога. Со временем дошкольники становятся более уверенными в своих возможностях, а также приобретают певческие умения. Сначала педагог поет на одной ноте, затем варьирует мелодию приветствия:

Педагог: Добрый день! Или Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Игра «Музыкальное знакомство»

Цель: сформировать умение использовать песенные импровизации в новой игровой ситуации, расширять певческий диапазон детей.

В начале игры можно использовать задание спеть свое имя. Пример демонстрирует педагог, затем обращается с просьбой дать ответ на музыкальный вопрос «Как тебя зовут?». Ребенок нараспев поет свое имя.

Игра «Музыканты»

Цель: побуждать детей экспериментировать в подборе музыкальных инструментов, добиваясь созвучия с музыкальным произведением, способствовать накоплению музыкальных впечатлений.

Педагог предлагает детям назвать, лежащие перед ними инструменты, и показать способы игры на них. Затем дается задание – подобрать инструменты для сопровождения знакомого музыкального произведения. Выбрав инструменты дети исполняют свой вариант сопровождения под аудиозапись. К каждому музыкальному произведению осуществляется свой подбор музыкальных инструментов.

Список использованной литературы:

1. Равчеева И.П. Организация, проведение и формы музыкальных игр. Интеллектуально – творческое развитие старших дошкольников в музыкально – игровом пространстве/ Волгоград: Учитель, 2015.-41с.

2. Равчеева И.П. Настольная книга музыкального руководителя/ Волгоград: Учитель, 2014.-123с.

3. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста/ М., 2004.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология использования игровых методов музыкальной деятельности детей в ДОУ»

Технология использования игровых методов музыкальной деятельности детей в ДОУ



Автор:

музыкальный руководитель

Кирсанова Ирина Васильевна

С появлением ФГОС работа музыкального руководителя наполняется новыми ориентирами – развитие ребенка с определенными социальными и психологическими характеристиками личности. Содержание образования меняется и ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру.

Повышение роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника положительно, так как в последние годы усиленная подготовка ребёнка к обучению в школе, вытесняет игру. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Поэтому наша педагогическая деятельность призвана вернуть игру в детство. Для этого музыкальное воспитание дошкольников должно быть направлено на целостное развитие личности ребенка, музыка должна стать средством развития интегративных качеств, развития творческого потенциала ребенка.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (Л.С. Выготский).

Игровые методы - это система последовательных взаимосвязанных приемов деятельности педагога и детей, направленных на достижение определенных задач и навыков. Это способ организации активной познавательной деятельности, в которой с легкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки, усваиваются новые понятия, осуществляется умственное, эмоциональное, нравственное развитие личности. К игровым методам относятся: дидактические игры, упражнения, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры и др.

Музыкальная игра - самый органичный из всех видов музыкальной деятельности детей. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Она развивает его интерес к музыке, побуждает потребность общения с музыкой, желание активно и творчески проявлять себя в музыкальной сфере.

Музыкальная игра может быть средством активизации творческих способностей детей, а их деятельность в процессе игры можно охарактеризовать как музыкально- игровую.

Содержанием музыкально - игровой деятельности являются:

  • ценностное отношение детей к миру музыки, накопление опыта восприятия музыкальных произведений с целью осмысления их эмоционально- образного содержания;

  • взаимодействие с миром музыки, нахождение способов передачи музыкально - игровых образов, составление танцевальных композиций, нахождение вариантов инструментальных импровизаций;

  • накопление знаний о мире музыки и самостоятельное применение их в решении новых игровых задач.

Играя в музыкальные игры, дети получают возможность активного творческого самовыражения, что способствует достижению цели – активизации творческих способностей дошкольников в музыкально – игровой деятельности.

К задачам, направленных на достижение данной цели, относятся:

- подбор игр музыкальным руководителем и наполнение ими музыкальной предметно – развивающей среды;

- накопление музыкального опыта детей в процессе музыкально - игровой деятельности;

- развитие у дошкольников умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, комбинировать и импровизировать (И.П. Равчеева).

Основная роль в успешном проведении музыкальной игры принадлежит музыке, которая должна соответствовать принципам художественности и доступности. Педагог должен способствовать тому, чтобы детям было в игре легко и комфортно. Обьяснение правил игры желательно начинать с беседы, которая связана с игровой ситуацией. Лучше провести его по ходу игры, учитывая ряд требований: ясность и четкость изложения, эмоциональная выразительность.

Продолжительность игры зависит от уровня интереса детской аудитории к ней. При подведении итогов необходимо помнить о том, что выйти из игры каждый ребенок должен с чувством эмоциональной удовлетворенности и радости от участия в ней. Поэтому не стоит давать резких оценок качества игровой деятельности ребенка, наоборот – необходимо внушить ему надежду на успех.

К педагогу – организатору игры предьявляется ряд требований: высокая культура речи, доброжелательное отношение и внимание к каждому ребенку, профессиональный подход к подготовке и проведению игры.

Музыкальные игры предоставлены в разнообразных типах, видах и формах. Согласно традиционным взглядам ведущих психологов и педагогов на типизацию игры музыкальные игры делятся на дидактические, музыкально-познавательные, развивающие, интеллектуальные, а также сюжетно-ролевые игры.

В процессе музыкального образования целесообразно использовать стремление детей к сюжетно-ролевым играм. Разыгрывая определенную роль или участвуя в определенной игровой ситуации, ценной в воспитательном отношении, ребенок переживает разыгрываемые события, добровольно вступает в отношения с окружающими и совершает действия, которые в обычной обстановке кажутся ему непривлекательными или недоступными. При этом он, увлекаясь игрой, проявляет активность, организаторские способности, волю, целеустремленность, находчивость, смелость, эмоциональность, артистизм, более высокий уровень специальных (музыкальных) и общих (мыслительных) способностей и другие личностные качества.

Опираясь на анализ музыкально-педагогической литературы, можно предложить следующие классификации музыкальных игр:

1. Сюжетно-ролевые:

– хороводные;

– подвижные;

– вокальные;

2. Игры с предметами:

– с музыкальными инструментами;

– настольные.



Другая классификация делит музыкальные игры на:

– музыкально-дидактические;

– ассоциативные;

– медитативные;

– интерактивные.

Обширна типология игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.



Я применяю в своей практической деятельности игры имитационные, ролевые, сюжетные.

Игра «Музыкальное приветствие».

Цель: помочь осваивать способы песенной импровизации; закреплять певческие умения.

Первый шаг освоения импровизации – приветствие, когда ответы детей чаще дублируют интонацию педагога. Со временем дошкольники становятся более уверенными в своих возможностях, а также приобретают певческие умения. Сначала педагог поет на одной ноте, затем варьирует мелодию приветствия:

Педагог: Добрый день! Или Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Игра «Музыкальное знакомство»

Цель: сформировать умение использовать песенные импровизации в новой игровой ситуации, расширять певческий диапазон детей.

В начале игры можно использовать задание спеть свое имя. Пример демонстрирует педагог, затем обращается с просьбой дать ответ на музыкальный вопрос «Как тебя зовут?». Ребенок нараспев поет свое имя.

Игра «Музыканты»

Цель: побуждать детей экспериментировать в подборе музыкальных инструментов, добиваясь созвучия с музыкальным произведением, способствовать накоплению музыкальных впечатлений.

Педагог предлагает детям назвать , лежащие перед ними инструменты, и показать способы игры на них. Затем дается задание – подобрать инструменты для сопровождения знакомого музыкального произведения. Выбрав инструменты дети исполняют свой вариант сопровождения под аудиозапись. К каждому музыкальному произведению осуществляется свой подбор музыкальных инструментов.



Список использованной литературы:

1. Равчеева И.П. Организация, проведение и формы музыкальных игр. Интеллектуально – творческое развитие старших дошкольников в музыкально – игровом пространстве/ Волгоград: Учитель, 2015.-41с.

2. Равчеева И.П. Настольная книга музыкального руководителя/ Волгоград: Учитель, 2014.-123с.

3. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста/ М., 2004.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технология использования игровых методов музыкальной деятельности детей в ДОУ

Автор: Кирсанова Ирина Васильевна

Дата: 31.03.2016

Номер свидетельства: 312903

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ"
    ["seo_title"] => string(77) "sovremennye_obrazovatelnye_tekhnologii_v_rabote_muzykalnogo_rukovoditelia_dou"
    ["file_id"] => string(6) "616282"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1667160673"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Модефицированная образовательная программа по сольфеджио «Музыкальная страна ДоМиСолька» для учащихся 1 класса ДШИ "
    ["seo_title"] => string(129) "modiefitsirovannaia-obrazovatiel-naia-proghramma-po-sol-fiedzhio-muzykal-naia-strana-domisol-ka-dlia-uchashchikhsia-1-klassa-dshi"
    ["file_id"] => string(6) "196481"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428059523"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) ""Игровые технологии на уроках музыки""
    ["seo_title"] => string(43) "ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-muzyki-1"
    ["file_id"] => string(6) "265540"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449986196"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Методические рекомендации по теме:"Современные образовательные технологии на уроках вокала" "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-na-urokakh-vokala"
    ["file_id"] => string(6) "237652"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444364006"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект мастер - класса на тему: "Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ". "
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekt-mastier-klassa-na-tiemu-razvitiie-ritmichieskogho-slukha-na-urokakh-muzyki-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "246286"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446321438"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства