Технология использования игровых методов музыкальной деятельности детей в ДОУ
Технология использования игровых методов музыкальной деятельности детей в ДОУ
Технология использования игровых методов музыкальной деятельности детей в ДОУ
Автор:
музыкальный руководитель
Кирсанова Ирина Васильевна
С появлением ФГОС работа музыкального руководителя наполняется новыми ориентирами – развитие ребенка с определенными социальными и психологическими характеристиками и ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру.
Повышение роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника положительно, так как
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (Л.С. Выготский).
Игровые методы - это система последовательных взаимосвязанных приемов деятельности педагога и детей, направленных на достижение определенных задач и навыков. Это способ организации активной познавательной деятельности, в которой с легкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки, усваиваются новые понятия, осуществляется умственное, эмоциональное, нравственное развитие личности. К игровым методам относятся: дидактические игры, упражнения, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры и др.
Музыкальная игра - самый органичный из всех видов музыкальной деятельности детей. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Она развивает его интерес к музыке, побуждает потребность общения с музыкой, желание активно и творчески проявлять себя в музыкальной сфере.
Музыкальная игра может быть средством активизации творческих способностей детей, а их деятельность в процессе игры можно охарактеризовать как музыкально- игровую.
Содержанием музыкально - игровой деятельности являются:
ценностное отношение детей к миру музыки, накопление опыта восприятия музыкальных произведений с целью осмысления их эмоционально- образного содержания;
взаимодействие с миром музыки, нахождение способов передачи музыкально - игровых образов, составление танцевальных композиций, нахождение вариантов инструментальных импровизаций;
накопление знаний о мире музыки и самостоятельное применение их в решении новых игровых задач.
Играя в музыкальные игры, дети получают возможность активного творческого самовыражения, что способствует достижению цели – активизации творческих способностей дошкольников в музыкально – игровой деятельности.
К задачам, направленных на достижение данной цели, относятся:
- подбор игр музыкальным руководителем и наполнение ими музыкальной предметно – развивающей среды;
- накопление музыкального опыта детей в процессе музыкально - игровой деятельности;
- развитие у дошкольников умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, комбинировать и импровизировать (И.П. Равчеева).
Основная роль в успешном проведении музыкальной игры принадлежит музыке, которая должна соответствовать принципам художественности и доступности. Педагог должен способствовать тому, чтобы детям было в игре легко и комфортно. Обьяснение правил игры желательно начинать с беседы, которая связана с игровой ситуацией. Лучше провести его по ходу игры, учитывая ряд требований: ясность и четкость изложения, эмоциональная выразительность.
Продолжительность игры зависит от уровня интереса детской аудитории к ней. При подведении итогов необходимо помнить о том, что выйти из игры каждый ребенок должен с чувством эмоциональной удовлетворенности и радости от участия в ней. Поэтому не стоит давать резких оценок качества игровой деятельности ребенка, наоборот – необходимо внушить ему надежду на успех.
К педагогу – организатору игры предьявляется ряд требований: высокая культура речи, доброжелательное отношение и внимание к каждому ребенку, профессиональный подход к подготовке и проведению игры.
Музыкальные игры предоставлены в разнообразных типах, видах и формах. Согласно традиционным взглядам ведущих психологов и педагогов на типизацию игры музыкальные игры делятся на дидактические, музыкально-познавательные, развивающие, интеллектуальные, а также сюжетно-ролевые игры.
В процессе музыкального образования целесообразно использовать стремление детей к сюжетно-ролевым играм. Разыгрывая определенную роль или участвуя в определенной игровой ситуации, ценной в воспитательном отношении, ребенок переживает разыгрываемые события, добровольно вступает в отношения с окружающими и совершает действия, которые в обычной обстановке кажутся ему непривлекательными или недоступными. При этом он, увлекаясь игрой, проявляет активность, организаторские способности, волю, целеустремленность, находчивость, смелость, эмоциональность, артистизм, более высокий уровень специальных (музыкальных) и общих (мыслительных) способностей и другие личностные качества.
Опираясь на анализ музыкально-педагогической литературы, можно предложить следующие классификации музыкальных игр:
1. Сюжетно-ролевые:
– хороводные;
– подвижные;
– вокальные;
2. Игры с предметами:
– с музыкальными инструментами;
– настольные.
Другая классификация делит музыкальные игры на:
– музыкально-дидактические;
– ассоциативные;
– медитативные;
– интерактивные.
Обширна типология игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
Я применяю в своей практической деятельности игры имитационные, ролевые, сюжетные.
Игра «Музыкальное приветствие».
Первый шаг освоения импровизации – приветствие, когда ответы детей чаще дублируют интонацию педагога. Со временем дошкольники становятся более уверенными в своих возможностях, а также приобретают певческие умения. Сначала педагог поет на одной ноте, затем варьирует мелодию приветствия:
Педагог: Добрый день! Или Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Игра «Музыкальное знакомство»
Цель: сформировать умение использовать песенные импровизации в новой игровой ситуации, расширять певческий диапазон детей.
В начале игры можно использовать задание спеть свое имя. Пример демонстрирует педагог, затем обращается с просьбой дать ответ на музыкальный вопрос «Как тебя зовут?». Ребенок нараспев поет свое имя.
Игра «Музыканты»
Цель: побуждать детей экспериментировать в подборе музыкальных инструментов, добиваясь созвучия с музыкальным произведением, способствовать накоплению музыкальных впечатлений.
Педагог предлагает детям назвать, лежащие перед ними инструменты, и показать способы игры на них. Затем дается задание – подобрать инструменты для сопровождения знакомого музыкального произведения. Выбрав инструменты дети исполняют свой вариант сопровождения под аудиозапись. К каждому музыкальному произведению осуществляется свой подбор музыкальных инструментов.
Список использованной литературы:
1. Равчеева И.П. Организация, проведение и формы музыкальных игр. Интеллектуально – творческое развитие старших дошкольников в музыкально – игровом пространстве/ Волгоград: Учитель, 2015.-41с.
2. Равчеева И.П. Настольная книга музыкального руководителя/ Волгоград: Учитель, 2014.-123с.
3. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста/ М., 2004.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология использования игровых методов музыкальной деятельности детей в ДОУ»
Технология использования игровых методов музыкальной деятельности детей в ДОУ
Автор:
музыкальный руководитель
Кирсанова Ирина Васильевна
С появлением ФГОС работа музыкального руководителя наполняется новыми ориентирами – развитие ребенка с определенными социальными и психологическими характеристиками личности. Содержание образования меняется и ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру.
Повышение роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника положительно, так как в последние годы усиленная подготовка ребёнка к обучению в школе, вытесняет игру. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Поэтому наша педагогическая деятельность призвана вернуть игру в детство. Для этого музыкальное воспитание дошкольников должно быть направлено на целостное развитие личности ребенка, музыка должна стать средством развития интегративных качеств, развития творческого потенциала ребенка.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (Л.С. Выготский).
Игровые методы - это система последовательных взаимосвязанных приемов деятельности педагога и детей, направленных на достижение определенных задач и навыков. Это способ организации активной познавательной деятельности, в которой с легкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки, усваиваются новые понятия, осуществляется умственное, эмоциональное, нравственное развитие личности. К игровым методам относятся: дидактические игры, упражнения, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры и др.
Музыкальная игра - самый органичный из всех видов музыкальной деятельности детей. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Она развивает его интерес к музыке, побуждает потребность общения с музыкой, желание активно и творчески проявлять себя в музыкальной сфере.
Музыкальная игра может быть средством активизации творческих способностей детей, а их деятельность в процессе игры можно охарактеризовать как музыкально- игровую.
Содержанием музыкально - игровой деятельности являются:
ценностное отношение детей к миру музыки, накопление опыта восприятия музыкальных произведений с целью осмысления их эмоционально- образного содержания;
взаимодействие с миром музыки, нахождение способов передачи музыкально - игровых образов, составление танцевальных композиций, нахождение вариантов инструментальных импровизаций;
накопление знаний о мире музыки и самостоятельное применение их в решении новых игровых задач.
Играя в музыкальные игры, дети получают возможность активного творческого самовыражения, что способствует достижению цели – активизации творческих способностей дошкольников в музыкально – игровой деятельности.
К задачам, направленных на достижение данной цели, относятся:
- подбор игр музыкальным руководителем и наполнение ими музыкальной предметно – развивающей среды;
- накопление музыкального опыта детей в процессе музыкально - игровой деятельности;
- развитие у дошкольников умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, комбинировать и импровизировать (И.П. Равчеева).
Основная роль в успешном проведении музыкальной игры принадлежит музыке, которая должна соответствовать принципам художественности и доступности. Педагог должен способствовать тому, чтобы детям было в игре легко и комфортно. Обьяснение правил игры желательно начинать с беседы, которая связана с игровой ситуацией. Лучше провести его по ходу игры, учитывая ряд требований: ясность и четкость изложения, эмоциональная выразительность.
Продолжительность игры зависит от уровня интереса детской аудитории к ней. При подведении итогов необходимо помнить о том, что выйти из игры каждый ребенок должен с чувством эмоциональной удовлетворенности и радости от участия в ней. Поэтому не стоит давать резких оценок качества игровой деятельности ребенка, наоборот – необходимо внушить ему надежду на успех.
К педагогу – организатору игры предьявляется ряд требований: высокая культура речи, доброжелательное отношение и внимание к каждому ребенку, профессиональный подход к подготовке и проведению игры.
Музыкальные игры предоставлены в разнообразных типах, видах и формах. Согласно традиционным взглядам ведущих психологов и педагогов на типизацию игры музыкальные игры делятся на дидактические, музыкально-познавательные, развивающие, интеллектуальные, а также сюжетно-ролевые игры.
В процессе музыкального образования целесообразно использовать стремление детей к сюжетно-ролевым играм. Разыгрывая определенную роль или участвуя в определенной игровой ситуации, ценной в воспитательном отношении, ребенок переживает разыгрываемые события, добровольно вступает в отношения с окружающими и совершает действия, которые в обычной обстановке кажутся ему непривлекательными или недоступными. При этом он, увлекаясь игрой, проявляет активность, организаторские способности, волю, целеустремленность, находчивость, смелость, эмоциональность, артистизм, более высокий уровень специальных (музыкальных) и общих (мыслительных) способностей и другие личностные качества.
Опираясь на анализ музыкально-педагогической литературы, можно предложить следующие классификации музыкальных игр:
1. Сюжетно-ролевые:
– хороводные;
– подвижные;
– вокальные;
2. Игры с предметами:
– с музыкальными инструментами;
– настольные.
Другая классификация делит музыкальные игры на:
– музыкально-дидактические;
– ассоциативные;
– медитативные;
– интерактивные.
Обширна типология игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
Я применяю в своей практической деятельности игры имитационные, ролевые, сюжетные.
Первый шаг освоения импровизации – приветствие, когда ответы детей чаще дублируют интонацию педагога. Со временем дошкольники становятся более уверенными в своих возможностях, а также приобретают певческие умения. Сначала педагог поет на одной ноте, затем варьирует мелодию приветствия:
Педагог: Добрый день! Или Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Игра «Музыкальное знакомство»
Цель: сформировать умение использовать песенные импровизации в новой игровой ситуации, расширять певческий диапазон детей.
В начале игры можно использовать задание спеть свое имя. Пример демонстрирует педагог, затем обращается с просьбой дать ответ на музыкальный вопрос «Как тебя зовут?». Ребенок нараспев поет свое имя.
Игра «Музыканты»
Цель: побуждать детей экспериментировать в подборе музыкальных инструментов, добиваясь созвучия с музыкальным произведением, способствовать накоплению музыкальных впечатлений.
Педагог предлагает детям назвать , лежащие перед ними инструменты, и показать способы игры на них. Затем дается задание – подобрать инструменты для сопровождения знакомого музыкального произведения. Выбрав инструменты дети исполняют свой вариант сопровождения под аудиозапись. К каждому музыкальному произведению осуществляется свой подбор музыкальных инструментов.
Список использованной литературы:
1. Равчеева И.П. Организация, проведение и формы музыкальных игр. Интеллектуально – творческое развитие старших дошкольников в музыкально – игровом пространстве/ Волгоград: Учитель, 2015.-41с.
2. Равчеева И.П. Настольная книга музыкального руководителя/ Волгоград: Учитель, 2014.-123с.
3. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста/ М., 2004.