Просмотр содержимого документа
«Что такое одарённость.»
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
2.Цели и задачи.
Цель –создание условий для оптимального развития детей.
Задачи:
Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик;
Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
3.Принципы работы с одарёнными детьми.
Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень).
Принцип опережающего обучения.
Принцип комфортности в любой деятельности.
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
Возрастание роли внеурочной деятельности.
Принцип развивающего обучения.
Принцип добровольности.
4.Участниками реализации данного положения являются:
Администрация школы (директор, заместители)
Руководители школьных МО;
Учителя-предметники;
Кл. руководители;
Руководители кружков и секций;
Медицинские работники;
Библиотекарь;
Родители или законные представители учащихся.
5.Формы проведения мониторинга реализации положения.
Предметные олимпиады
1 раз в год
Общешкольная конференция достижений учащихся
1 раз в год
Предметные недели
По годовому плану
Творческие отчёты учителей из опыта работы с одарёнными детьми.
педсовет
Внутришкольный контроль.
По годовому плану
Творческие отчёты кружков и спортивных секций.
1 раз в год
Тематические конкурсы, выставки.
По годовому плану
Одаренность человека – это маленький росточек, едва
проклюнувшейся из земли и требующий к себе особого
внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?:
- Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
- В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
- В школе должны быть свои традиции.
- Школа должна давать современное образование.
- В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми .
Работа с одаренными детьми в МОУ Алтунинская ООШ осуществляется согласно программе «Одаренные дети». Данная программа предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы на основе наблюдения, изучения речи, памяти, логического мышления.
Ежегодно проводится анкетирование учащихся 1 класса « Определение готовности детей первого класса к обучению в школе», которое помогает выявить уровень (высокий-средний-низкий) мышления, речи,памяти, внимания у каждого учащегося.
При работе с одаренными детьми учитываются следующие принципы:
у всех детей, независимо от уровня одаренности и уровня интеллектуальных возможностей педагоги развивают их креативные качества;
с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, ведется специальная работа;
работа по развитию одаренности детей ведется не только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей, но и над развитием всех личностных качеств в целом;
постоянно соотносятся учебные и индивидуальные способности.
Учителя- предметники на уроках, индивидуально-групповых и факультативных занятиях развивают творческие и познавательные способности учащихся, развивают мышления таких детей, побуждают к самостоятельной работе, используя такие формы работы как:
групповые занятия,
проведение внеклассных мероприятий по предметам,
проведение олимпиадам, конкурсов,
защита рефератов, презентаций,
работа индивидуально с каждым учащимся по его интересам.
На дом даются задания творческого характера, которые требуют нестандартного подхода к его выполнению.
Учителя-предметники проводят мониторинг качества знаний по предметам данных детей с целью своевременной помощи по устранению тех или иных пробелов в знаниях в той или йной области предмета.
Работа с одаренными детьми на уроках (Дифференцированный подход, использование современных образовательных технологий на уроках создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности учащихся, расширения их знаний по предмету. Для развития их интеллектуально-творческого потенциала активно используются такие образовательные технологии, как проблемное обучение и проектная деятельность. Использование этих технологий помогает активизировать обучение, придавая ему исследовательский, творческий характер и, таким образом, передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Работая над проектом, каждый ученик проявляет активность и вносит свой вклад в общее дело, несет ответственность за конечный результат, получает удовольствие от чувства уверенности в себе, от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание. Тем самым у учащихся формируются исследовательские и коммуникативные умения)
Внеурочная работа с одаренными детьми (В связи с современной насыщенностью учебным материалом образовательного процесса невозможно только на уроке создавать условия для полного совершенствования творческих и интеллектуальных способностей. Эту проблему помогает решить дополнительное образование. Система дополнительного образования имеет все возможности для того, чтобы, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по-разному. Содержание и методы обучения у нас рассчитаны на направленность (профиль) интеллектуального развития детей, что позволяет скорректировать деятельность педагога дополнительного образования в зависимости от запросов ребенка, а также его конкретных возможностей. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы, при этом никто не "выпадает" из учебного процесса)
Создание портфолио учащегося (Создание "портфеля" индивидуальных достижений учащихся (портфолио) представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научно-практических конференциях, конкурсах, прохождение элективных или факультативных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений. Направленность создания портфолио, на наш взгляд, это уже формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции, в самореализации и самоопределении, в учебной и воспитательной деятельности. А основной смысл создания портфолио ученика в том, чтобы показать все, на что каждый конкретный ученик способен)
Необходимо отметить, что выявление и развитие одаренных учащихся в Школе космонавтики осуществляется не только через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, но и через систему воспитательной работы. Для этого используются разнообразные формы работы:
- ролевые тренинги
- предметные викторины
- творческие и интеллектуальные конкурсы
- мозговые штурмы
- интеллектуальные марафоны и т.д.
Создаются также группы детей для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих индивидуальных заданий. Эффективность работы в этом направлении определяется успехами учащихся на различных интеллектуальных конкурсах и марафонах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, в различных слётах и акциях, а также в спортивных соревнованиях разного уровня.
Благодаря такой работе наблюдается положительная динамика заинтересованности учащихся в посещении кружков, растет интерес детей к знаниям, расширяется кругозор учащихся, повышается "качество знаний", развиваются коммуникативные, интеллектуально-познавательные и творческие способности учащихся.
Применение различных методик, приёмов и техник для повышения эффективности работы с одарёнными детьми в нашей школе показало, что они не только отвечают современным требованиям к школьному образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения, но и приводят к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей.
В гимназиях, лицеях, где обучается большее количество способных детей, применяются такие формы работы, как создание групп по интересам (ответственные педагоги отбирают детей со сходными интересами и способностями). Это проходит не только в рамках одного класса, но и в масштабе школы. Работа групп по интересам наиболее плодотворна, когда устанавливаются связи между содержанием их работы и другими видами работы школы. Полезно, когда деятельность групп по интересам является дополнением к школьной программе и способствует росту теоретических знаний учащихся.
информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна. У одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте двух-пяти лет они не могут четко развести реальность и фантазии: одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам"; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, так как они не понимают, что восприятие мира у всех разное. По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности. Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других "стандартных" решений. Общая одаренность выражается в более "быстром" обнаружении решения. Одаренные дети
как правило, более активны и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;
настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;
благодаря многочисленным умениям способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;
умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени. Анализ учебно-воспитательной деятельности в начальной школе
Целью образовательного процесса в начальной школе является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Проведение предметных олимпиад и участие в интеллектуальных марафонах – важный компонент работы с одарёнными детьми.
В группах проводится диагностическая работа по выявлению одаренных детей. Воспитатели считают нужным уже в дошкольном возрасте выявлять и развивать способности ребенка к определенным видам деятельности. Воспитатели при планировании воспитательно-образовательной работы учитывают индивидуальные особенности одаренных детей, делая задания более сложными, с опорой на зону ближайшего развития. Также в дошкольном учреждении воспитателями проводится индивидуальная работа со способными и одаренными детьми, а также личные консультации, беседы с их родителями. Рекомендации для педагогов дошкольного учреждения: Проведение психологической диагностики. Известно, что педагоги традиционно большой интерес проявляют к диагностическим приемам, направленным на выявление одаренных детей. Задача психолога, кроме проведения самой диагностики, заключается в консультировании педагогов по вопросам проведения наблюдений над особенностями развития детей. Это займет определенное время, однако в дальнейшем он «пожнет два урожая»: получит информацию о потенциальных возможностях дошкольников и поможет педагогам перестроить свой взгляд на воспитанников
В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению строится в двух направлениях: через учебный процесс и внеурочную деятельность по определенной схеме: диагностика индивидуальных особенностей обучающихся → планирование и организация работы → анализ результатов, коррекция проводимой работы. Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка.
Сочетание различных методик позволяет объективно осуществлять мониторинг развития одаренных детей. Приоритет отдается желанию ребенка заниматься по выбранному направлению, его мотивации к познанию.
Работа с одаренными детьми в учебном процессе осуществляется через обучение по УМК «Гармония». В стремлении реализовать идеи авторов этой программы, мы пришли к выводу, что личностно ориентированный подход к обучению является средством для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников, способствует проявлению их индивидуальных способностей.
Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение!!! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: “не навреди”. Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников. Для того чтобы реализовать дифференцированный подход в системе образования, необходимо изучить индивидуально – личностные особенности учащихся. Знание особенностей темперамента, свойств нервной системы у младших школьников необходимо. Это позволяет предопределить реакцию детей и дает возможность в выборе нужных методов обучения и воспитания. Поэтому свою работу в этом направлении я начала с диагностики характерологических особенностей личности моих учеников и свойств их нервной системы. Кроме этого, определила уровень развития самоконтроля и самоанализа на старте (в 1 классе). По результатам диагностики я составила краткий «портрет» каждого своего ученика.(приложение 1) Развивающий эффект обучения определяется тем, насколько педагогу удается переделать образовательную программу в программу деятельности самого ребенка, то есть когда оно ориентируется не только на возрастные, но и на индивидуальные особенности младших школьников. На уроках я не просто работаю над созданием благожелательной творческой атмосферы, а постоянно обращаюсь к субъективному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. В процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие учителя на ученика, но и обратный процесс. Ученик как носитель субъектного, личностно значимого для него опыта должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) все, что сообщает учитель. Урок – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. На уроках литературного чтения я веду диалог с учащимися, открывая для них тайны человеческой души, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. Несовершенные (некультурные, натуральные) способы учебного поведения ребенка противопоставлены совершенным (культурным, социально значимым). Все детские версии я обсуждаю не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей. Очень любят дети игру «Радиотеатр», которая также организуется в группах. Готовясь к игре дома, учащиеся также создают группы, выбирая себе роли. Каждый ребенок выбирает себе роль в соответствии с уровнем сложности текста, причем отрывок для чтения по ролям им тоже можно выбирать наиболее понравившийся. Требование к чтецам у меня одно (в соответствии с программой): передать голосом чувства и настроение героев произведения. Составляя диафильмы по прочитанным произведениям, учащиеся не просто проявляют свои творческие способности (в том числе художественные), но и учатся делить текст на смысловые части, выбирать главное в них, составлять план текста. Этой работе предшествует составление картинного плана во 2 и 3 классах. Таким образом, ученики осваивают программный материал в интересной для них форме. Нравится моим ученикам и инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Все же основная задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Каждый учащийся моего класса ведет читательский дневник, в который записывает дополнительно прочитанные произведения. С 3 класса в дневнике появляется запись в колонке «Что я думаю». В ней дети записывают свои впечатления о прочитанном произведении. Систематичность такой работы приносит свои результаты. Во-первых, дети учатся самостоятельно анализировать содержание литературных произведений. Во-вторых просматриваются личные предпочтения учащихся к отдельным жанрам литературы, то есть мне, как учителю, есть на что опереться в развитии их способностей. Так некоторые ученики любят читать сказки, и я предлагаю им сочинить свою сказку. Кто читает больше стихов, пробует сочинять свои. Кто-то любит фантастику, научную литературу, и т.д. Моя задача в том, чтобы координировать их стремления в выборе хорошей литературы. Они делятся со мною впечатлениями о прочитанных дома книгах, а я советую прочитать ту или иную книгу по интересующей их теме. Таким образом осуществляется дифференциация обучения. Авторы курса русского языка по этой программе М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко также предусмотрели множество возможностей для реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению младших школьников. Детям предоставлена возможность самостоятельно делать «открытия» в результате специально организованных опытов и наблюдений над речью. Помогают в этом их сверстники – абстрактные мальчики, которым учащиеся сами дали имена. В нашем случае - это Антон и его иностранный друг Джон. Дети называют их «наши почемучки», так как они все время задают вопросы по материалу урока. Когда они появляются на страницах учебника, дети оживляются и увлеченно ищут ответы на их вопросы. Я думаю секрет успеха в том, что такие ситуации привносят разнообразие в традиционную форму общения на уроке «учитель-ученик» и помогают детям повысить собственную самооценку, «научив» своего сверстника. В организации такой работы проявляется коммуникативно–деятельностная направленность обучения. На уроках математики я веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами. Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку необходимо осуществлять, опираясь на знание индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Работая по УМК «Гармония», я впервые не вижу сложности в подборе такого материала, особенно для уроков математики. Авторы курса (Н.Б.Истомина, В.В.Малыхина, Г.Г.Шмырева) предоставляют нам набор печатных тетрадей, дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным изображением, рисунком, схемой, предметным изображением, и т.п. Конечно, вид и форма материала, возможности их репрезентации учеником во многом определяются содержанием самого материала, требованиями к его усвоению, но единообразия в этих требованиях нет. Ученику предоставлена возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом. На различных уроках я использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. (приложение 2) Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Дети с первого класса отмечают выбранное задание треугольниками разного цвета: желтый – первый уровень, синий – второй уровень, красный – третий уровень (задания повышенной сложности). Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться. Как правило, дифференцированные задания во время урока я применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности учащихся. На уроках окружающего мира мои ученики всегда наиболее раскованны и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия, я предоставляю им возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения. По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут рефераты и сообщения, рисуют рисунки. Я побуждаю учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки. Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки технологии, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нем человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям – носителям этих традиций. Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления. Результатом моей работы является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся (приложение 3), их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний.
Одним из необходимых условий в работе с одаренными детьми является принцип, учитывающий специфику интересов, склонностей учащихся. Он реализуется через занятия по собственному выбору ребенка в рамках дополнительного образования (горизонтальное обогащение содержания по Рензулли). • В системе внеурочной деятельности нашей школы используются такие формы работы : попеременное обучение, предполагающее группировку детей разных возрастов на время занятий, что дает одаренным детям возможность для общения как со сверстниками, так и с детьми другого возраста, находить равных себе в академическом отношении; • Индивидуальные занятия, занятия в малых группах по плану кружков и спецкурсов. • Система творческих конкурсов, олимпиад. • Детские научно-практические конференции. Передо мною возникла необходимость найти такие средства и формы воспитательной работы с классом, которые могли бы увлечь детей общностью интересов и повести их к вершинам успеха. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики — это вопрос о творчестве детей и о значении творческой работы для общего развития ребенка. Существует распространенное мнение, что творчество является уделом избранных и что только тот, кто одарен особым талантом, должен его развивать в себе, и может считаться призванным к таланту. Однако этот вывод является спорным, а с точки зрения школы — недопустимым. И моя задача, как первого учителя, сделать творчество нормальным и постоянным спутником детского развития. А это зависит от каждодневного труда учителя, такта и душевной щедрости. Важно определить темп и найти педагогические возможности творческого развития ребенка. Важно работать с ребенком в той степени трудности, которую он выбирает сам, и с каждым годом, в зависимости от успешности дела, эту планку поднимать, чтобы иметь возможность роста. Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы: • беседы; • дискуссии; • игры; • состязания; • походы и экскурсии; • конкурсы; • турниры; • собеседования; • олимпиады; • наблюдения; • творческий труд; • поисковые эксперименты; • индивидуальные занятия; • художественно-эстетическая деятельность и т.д. Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. “Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью!” (Л.Н.Толстой). Работу по развитию детской одаренности продолжаю на занятиях спецкурсов «Живая этика», «Индивидуальные занятия с одаренными детьми по русскому языку и математике».(Приложение) В зависимости от способностей детей каждому ребенку даю индивидуальное творческое задание. Пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать. В результате класс превращается в коллектив личностей. Красноречивые и артистичные работают с дополнительными источниками литературы и готовят сообщения к урокам и внеклассным занятиям. При подготовке сообщений, напоминаю ребятам, что самым продуктивным способом получить знания, является самостоятельная работа. Тому, кто неплохо сочиняет, предлагаю составить загадки, ребусы, сказки, викторины. Ребятам это нравится. Они устают от однообразия. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно. Те, кто любит и умеет хорошо рисовать, иллюстрирует стихотворения, отрывки из рассказов, составленные загадки и кроссворды. Создали “Рукописный альбом”, в котором записывали понравившиеся стихи известных поэтов и рисовали рисунки к ним. Усидчивым ребятам предлагаю составить кроссворд с каким-либо ключевым словом. В ходе решения этих кроссвордов отрабатываем литературные термины, развиваем устную и письменную речь. Детские кроссворды редактирую и использую в своей работе как разноуровневый дидактический материал. Для привития интереса к математике провожу занятия спецкурса. Решаем задачи повышенной сложности, готовимся и проводим олимпиады, знакомимся с историей математики, решаем старинные задачи и головоломки. Учу детей правильно выходить из нестандартных ситуаций и критически мыслить. Воспитательную работу строю на основе разработанной мною программы «Творческая мастерская». В ходе её реализации мои ученики имеют возможность проявить таланты и реализовать свои способности. Они являются активными участниками всех школьных мероприятий, районных конкурсов, олимпиад различного уровня.