Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?
Педагогический словарь даёт такое толкование термина одарённость: это системное, развивающее в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа с одарёнными летьми»
Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?
Педагогический словарь даёт такое толкование термина одарённость: это системное, развивающее в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Некоторые современные учёные – психологи и педагоги утверждают, что одарённые дети встречаются крайне редко, основываясь на предположении о том, что одарённость – это уникальное явление, синоним гениальности. Другие склонны предполагать, что все дети от природы одарены. Это две полярные точки зрения. Есть и сторонники третьего взгляда, сторонники которой вместо понятия «одарённый ребёнок» часто употребляют выражение «ребёнок с признаками одарённости», или потенциально одарённый. Потенциальная одарённость, утверждают они, присуща всем здоровым детям (ведь одарённость - это ребёнок и его дар, с которым он приходит в мир, чтобы быть счастливым и успешным), тогда как актуальную одарённость демонстрирует незначительная часть детей.
Работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:
- желание работать нестандартно,
- поисковая активность, любознательность;
- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;
- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
Не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика. Меняется жизнь – меняется школа, чем быстрее меняется школа, тем быстрее и основательнее изменения в жизни. Вызов времени требует инноваций. В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается: "участие школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы”; творческое решение учебных и практических задач; создание собственных произведений, проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий. Другими словами, от школы ждут не "нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.
Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в школе может строиться строится следующим образом:
1. Выявление одарённых и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ученика. Создание банка данных по талантливым и одарённым детям. Диагностика потенциальных возможностей детей.
2. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности: включение в учебный план школы факультативных, элективных курсов. Организация исследовательской деятельности. Организация и участие в интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников: тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности. Контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.
4. Поощрение одарённых детей: публикации в школьной газете, ценные призы в рамках конкурса «Ученик года», можно оформить стенд «Созвездие талантов» и др.
5. Работа с родителями одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя. Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на общешкольном родительском собрании).
6. Работа с педагогическим коллективом: обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми.
7. Взаимодействие ОУ с другими структурами общества для создания благоприятных условий развития одарённости.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
° принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
° принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
° принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
° принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
° принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
В нашей школе учителя стараются повысить интерес обучающихся к разнообразным наукам, к олимпиадному движению уже с начальной школы. Традиционным видом работы с одарёнными детьми является проведение предметных недель. Применяются самые разнообразные методы и формы их проведения: конкурсы, олимпиады, КВН, интеллектуальные игры и марафоны. Основными направлениями работы с одарёнными детьми являются олимпиадное движение, исследовательская работа, создание и защита творческих проектов, интеллектуальные марафоны, конкурсы разных уровней. Это и
Индивидуальная работа в урочное время
Участие в олимпиадах, конкурсах разных уровней
Организация исследовательской деятельности
Научно-практические конференции
Индивидуально-групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися
Кружки, факультативные занятия по интересам
Рассказываю коротко о своей работе, призёрах олимпиад, об участии на дистанционных олимпиадах, Всероссийских конкурсах и пр.,
------О связи участия на различных конкурсах в различных ВУЗах Чувашии - позволяют нашим выпускникам быть конкурентоспособными людьми, поступать и успешно обучаться в лучших вузах нашего края (РГСУ, ИНЖЭКОН, ЧГУ, Петровский колледж) и России (Университет им. Шолохова)
Формы работы с одаренными детьми: В обучении
Разноуровневое обучение. Использование путеводителя - материал организован на разных уровнях (А, В, С). Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения, но у учителей должен иметься Банк разноуровневых заданий и упражнений по предметам учебного плана основной школы.
Индивидуально-групповые занятия, которые позволяют часть времени отдавать изучению предметов, соответствующих особым интересам и потребностям одаренных детей, что способствует в дальнейшем специализации обучения. В результате расширяется круг интересов, и у ребенка формируется представление о том, что он хотел бы изучать более глубоко.
Проектно-исследовательская деятельность. Она даёт возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Учащийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе. Результаты работы обучающиеся представляют на научно-практической конференций
Результатом такой позиции могут являться:
сохранение контингента учащихся;
рост конкурентоспособности нашей школы,
в школе уменьшается второгодничество;
наблюдается удовлетворенность учащихся, родителей и учителей жизнедеятельностью школы
создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми;
формирование системы работы с одаренными обучающимися;
сотрудничество школы с высшими учебными заведениями по довузовской подготовке обучающихся;
формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.
расширение системы дополнительного образования; удовлетворение спроса на дополнительные образовательные услуги высокого творческого, интеллектуального уровня.
введение факультативных и специальных курсов;
повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях; повышение показателей успешности детей на городских, региональных, российских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях
изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и школьной успеваемости
расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;
издание исследовательских работ обучающихся;
нормативное и методическое обеспечение деятельности, направленной на работу с одаренными детьми;
Ожидаемые результаты
- создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми;
- формирование системы работы с одаренными обучающимися;
- сотрудничество школы с высшими учебными заведениями по довузовской подготовке обучающихся;
- формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.
- расширение системы дополнительного образования; удовлетворение спроса на дополнительные образовательные услуги высокого творческого, интеллектуального уровня.
- введение сквозных факультативных и специальных курсов;
- повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
- увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, НОУ, фестивалях; повышение показателей успешности детей на городских, окружных, российских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
- изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и школьной
успеваемости.
- расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;
- издание исследовательских работ обучающихся;
- нормативное и методическое обеспечение деятельности, направленной на работу с одаренными детьми;
Принципы работы с одарёнными детьми.
Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень).
Принцип опережающего обучения.
Принцип комфортности в любой деятельности.
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
Возрастание роли внеурочной деятельности.
Принцип развивающего обучения.
Принцип добровольности.
Основные принципы работы с одаренными детьми:
реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
использование системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих выявление и раскрытие творческого потенциала детей с признаками одаренности;
психолого-педагогическое содействие процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся;
развитие учащихся внутри всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности;
целенаправленное развитие интеллектуальных способностей учащихся;
максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;
увеличение роли внеурочной деятельности с такими детьми;
индивидуализация обучения;
дифференциация обучения;
совместная разновозрастная работа учащихся при руководящем и направляющем участии взрослых и др.
Учителя- предметники на уроках, индивидуально-групповых и факультативных занятиях развивают творческие и познавательные способности учащихся, развивают мышления таких детей, побуждают к самостоятельной работе, используя такие формы работы как:
групповые занятия,
проведение внеклассных мероприятий по предметам,
проведение олимпиадам, конкурсов,
защита рефератов, презентаций,
работа индивидуально с каждым учащимся по его интересам.
На дом даются задания творческого характера, которые требуют нестандартного подхода к его выполнению.
Учителя-предметники проводят мониторинг качества знаний по предметам данных детей с целью своевременной помощи по устранению тех или иных пробелов в знаниях в той или йной области предмета.
Формы работы с одаренными детьми:
В обучении
Разноуровневое обучение. В каждом классе, на каждом учебном предмете материал организован на разных уровнях (А, В, С). Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. По каждому разделу программы установлены цели обучения в соответствии с тем или иным уровнем. В школе накоплен Банк разноуровневых заданий и упражнений по предметам учебного плана основной школы. Реализовать себя обучающиеся могут, участвуя в предметных олимпиадах.
Элективные курсы. Курсы по выбору позволяют часть времени отдавать изучению предметов, соответствующих особым интересам и потребностям одаренных детей, что способствует в дальнейшем специализации обучения. Введение элективных курсов в основной школе предполагает знакомство учащихся с самыми разными областями и предметами изучения, которые могут их заинтересовать. В результате расширяется круг интересов, и у ребенка формируется представление о том, что он хотел бы изучать более глубоко. Учителями разработаны и проводятся элективные курсы для обучающихся 5-7 классов. В старшей школе специализация обучения проводится через индивидуальные учебные планы в формате мультипрофильной школы.
Проектно-исследовательская деятельность. Она дает возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Учащийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе. Результаты работы обучающиеся представляют на ежегодной школьной научно-практической конференций «Радуга открытий» и в форме проектных спектаклей к новогодним праздникам.
В воспитании
Особым образом организованная воспитывающая среда школы позволяет создавать у обучающихся мотивацию к выработке активной жизненной позиции, формирует высокий уровень и прочную устойчивость культуры, нравственности, творческой активности и социальной зрелости, проявляемой учащимися в жизни и деятельности, в повседневном поведении как в школе, так и вне школы. Формы воспитательной работы:
Школьное идеологическое сообщество «Ломоносовцы».
Конкурс «Ученик года».
Номинации «Открытие года», «Самый интеллектуальный ученик».
Конкурс «Отличник – отличный от других».
Персональные выставки художественных и фоторабот.
Продвижение в СМИ (газета «Ломоносовец», «Ломоносовское радио»).
Конкурс читателей «Книга для всех и на все времена».
Творческие конкурсы «Народный артист» и «Авторское произведение».