Просмотр содержимого документа
«"Что такое милосердие" (родительское собрание"»
Родительское собрание на тему «Что такое милосердие?»
Цель: дать возможность родителям поразмышлять над понятием «милосердие»;
познакомить с методами и приемами воспитания милосердия в детях.
Оборудование: презентация, карточки с афоризмами о милосердии, листочки для работы, шаблоны – фигуры человека, цветные карандаши, бусины трех цветов.
Дата проведения: 26 сентября 2014г.
Ход собрания.
1.Вступление. (слайд 1)
- Сегодня, когда в обществе остро ощущается дефицит бережного отношения друг к другу проблема воспитания милосердия особенно актуальна. Именно поэтому я хотела бы нашу сегодняшнею встречу посвятить этому и начать со слов А. Дементьева:
СЛАЙД 2.
Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны.
Кто-то злобствует, кто-то сердится,
Кто-то снова в тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души - как топоры...
Слишком многих мы словом раним,
Позабыв, что слова остры. А. Дементьев
- Что же такое МИЛОСЕРДИЕ. Давайте поговорим об этом.
В словаре Даля дается следующее объяснение значения слова «милосердие»:
Милосердие всегда было основной чертой нашего народа. С молоком матери впитывали наши предки семь заповедей милосердия:
СЛАЙД 4: « 7 ЗАПОВЕДЕЙ МИЛОСЕРДИЯ» : голодного накормить, жаждущего напоить, бездомного приютить, нагого одеть, больного навестить, умершего похоронить, сохранить память о нем
Даже в названиях букв русской азбуки СЛАЙД 5 мы слышим…..
- Назовите, какие качества характера ассоциируются у вас с милосердием.
Вы назвали составляющие милосердия. Я оформила их в виде цветка милосердия(слайд 6). Для того, чтобы цветок не увял, нужно развивать эти качества в детях и бороться с противоположными.
2.БЕСЕДА:
-Вспомните, как вы в детстве переживать обиды?
-Из-за чего вы огорчались?
-Кто проявлял к вам жалость и сострадание в трудные минуты?
-Что теперь приносит боль и расстраивает вас?
-Прощали ли вы обидчика в детстве?
-Как сейчас реагируете на душевные раны, нанесенные окружающими?
ВЫВОД: самое главное в воспитании милосердия - это научиться прощать обиды самому и научить этому своего ребенка.
СЛАЙД 7: ЗАПОМНИТЕ ПЕРВЫЕ ШАГИ НА ПУТИ К МИЛОСЕРДИЮ
Я хочу вас научить психологическому упражнению, помогающему в работе над воспитанием милосердия в детях. Игра называется « Впусти милосердие в себя». Перед вами силуэты человека. Подумайте, где должно жить милосердие. Выберите, какого оно цвета и формы. Впустите милосердие в себя. Объясните ваш выбор.
- Психологи отмечают, что ребенок с дошкольного возраста понимает, как высоко ценится людьми способность к сочувствию и поддержке. Он может подобрать котенка и искренне пожалеть его, но он же способен и на злое озорство. Ребенок может порадоваться за успехи товарища, но он же может и позавидовать ему.
Столкновение добра и зла воспринимаются как главная трагедия человека. В то же время, это дает возможность осознать непроходящие ценности. Серафим Саровский говорил, что через себя, свои переживания, свою потребность в любви и сочувствии ребенок учится сочувствовать другим.
Работа в группах. Каждой группе предлагаются карточки с высказываниями о милосердии:
Карточка . Мы все природой пробуждаемся к милосердию, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. Милосердие происходит от любви. Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего (святитель Иоанн Златоуст).
(милосердие дано человеку от природы, это самое ценное, что у него может быть)
Карточка . Милосердие есть пристань для нуждающихся, а пристань принимает всех потерпевших кораблекрушение и спасает от опасностей, злые они или добрые (митрополит Филарет).
(милосердия достойно все живое на земле)
Карточка . Милосердие — это любовь, которая взаимности не требует, возможна ко всем людям, в этом ее богатство и сила (Н.Бердяев).
(милосердие бескорыстно)
Карточка . Милосердие — это активная доброта (И.Н.Шевелев).
(милосердие постоянное качество человека)
-Кратко сформулируйте основную мысль афоризма.
- Давайте составим свой афоризм о милосердии на основе известных афоризмов:
СЛАЙД 8 «Милосердие – самое ценное, чем природа наделила человека. Его достойно все живое. Главное, чтобы оно было бескорыстно и постоянно.»
Давайте обозначим, какие люди, явления и проблемы нашей действительности вызывают у нас желание быть милосердными.
СЛАЙД 9
Какими же методами можно воспитывать милосердие в детях
СЛАЙД 10 :Возможные методы и приемы воспитания милосердия:
беседа, убеждение, внушение, наблюдение эмоционально-нравственных ситуаций в жизни, , анализ фильмов и прочитанных книг, включение детей в специально создаваемые ситуации нравственного выбора. ), использование различных видов деятельности, направленных на заботу о младших, пожилых, одиноких людях, убеждение, внушение.
Но самым действенным методом является личный пример родителей. Слайд 11.
Недаром Сенека говаривал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко - примером».( Воздействие примером основывается на заложенной в ребенке от природы склонности к подражанию), использование различных видов деятельности, направленных на заботу о младших, пожилых, одиноких людях, убеждение, внушение,.
-Скажите, какие из них используются вами в семейном воспитании и насколько успешно.
-Какие затруднения вы испытываете в нравственном воспитании своих детей?
Результаты анкетирования
Перед родительским собранием я провела анкетирование детей. Вот какие вопросы были им предложены:
СЛАЙД 12:
Каким характером вы хотели бы обладать?
Какими вы хотели бы видеть окружающих вас людей?
Что такое милосердие?
Добр или зол человек от природы?
Что или кто делает нас добрыми?
Что я могу сделать для того, чтобы мир стал добрее?
Приведите пример проявления милосердия со стороны ваших близких.
Вот, что ответили дети:
1.Практически все выделили в желаемом характере такую черту как доброта.
2. Все хотят, чтобы окружающие были милосердны.
3. Милосердие в понимании детей - это уважение, сочувствие, доброта, дружелюбие, помощь и поддержка.
4. Человек рождается добрым. В этом уверены все дети.
5. На формирование характера влияют родители, общество и «мы сами воспитываем себя»
6. Только один человек из 8 опрашиваемых дал ответ на этот вопрос.
7.Примеры были связаны с проявлением заботы родителей о своих детях . Лишь одна девочка написала о том, что ее мама и бабушка хорошо относятся ко всем людям.
СОСТАВЛЕНИЕ БУС.
Я предлагаю вам заглянуть в себя. Перед вами бусины:
белые – «я человек милосердный, проявляю милосердие всегда и ко всему живому»»
Золотисто-коричневые – «я думаю о милосердии, но не всегда его проявляю»
Красные – «я считаю, что не все в этом мире достойны милосердия»
-Выберите ту, которая отражает ваши взгляды.
А ВОТ КАКИЕ БУСЫ ПОЛУЧИЛИСЬ У РЕБЯТ. Правда есть о чем подумать?
Рефлексия.
Давайте подведем итоги нашего сегодняшнего разговора:
Продолжите, пожалуйста, фразу: слайд 13
В ходе сегодняшнего разговора я пришел к мысли о том…
Заключение. Сердечки. Закончите пожелание в 1 лице мн. ч.. «Будем…»
Сдайд 14
Карточка № 1.
«Мы все природой пробуждаемся к милосердию, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. Милосердие происходит от любви. Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего». (Святитель Иоанн Златоуст).
Карточка №2.
« Милосердие есть пристань для нуждающихся, а пристань принимает всех потерпевших кораблекрушение и спасает от опасностей, злые они или добрые»
(Митрополит Филарет).
Карточка №3.
«Милосердие — это любовь, которая взаимности не требует, возможна ко всем людям, в этом ее богатство и сила».
(Н.Бердяев).
Карточка №4. «Милосердие — это активная доброта».
(И.Н.Шевелев).
Спасибо за внимание (слайд 15)
НИКОГДА НЕ БОЙСЯ
Понять и простить,
Попросить прощения,
Улыбнуться человеку,
Протянуть руку помощи.
Использованная литература
1. Нравственное воспитание личности школьника. Под ред. Колдунова, Я.И.- Калуга, 1997.
2. Ожегов, С.И. , Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание – М.,2002.
3. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. Классный руководитель. 2001 №6.