Работа по теме урока (К) Беседа. Отрывок из алтайской сказки Язык птиц и зверей мальчик хорошо понимал. Пчёл и кузнечиков внимательно слушал. Он и сам, то зажужжит, то застрекочет, то как птица, защебечет, то засмеется, как родник. Дунет мальчик в сухой стебель – стебелек поёт... – Что помогало мальчику общаться с природой? (Звуки.) – Давайте вспомним, что мы уже знаем о звуке, что учили в 1 классе. – Что такое звук? – Какие бывают источники звука? – Какие источники звука относятся к искусственным, какие – к естественным? (П) Повторение ранее изученного материала – Откуда берётся звук? – Как распространяется звук? – Можно ли усилить звук? Первые учёные исследователи звука.(учебник стр ) -Как вы думаете, что такое звук? 4.Просмотр видео. «Что такое звук?» https://www.youtube.com/watch?v=_tbVWMVmQ28 Звук – это волны, которые распространяются в какой-то определенной среде (вода, воздух, камень и т.д.), и создают в ней механические колебания (вибрация), слышимые нами. - Звук для человека является источником информации. – Вы уже наверное догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? – Представьте, что вы исследователи. Какой вопрос бы вас интересовал больше всего?(ответы детей) - Наша задача – узнать, что такое звук, , понять, откуда он берется и всегда ли звук, который мы слышим, одинаковый. III.Актуализация знаний -А сейчас я хочу чтобы вы вспомнили:- кто, какие звуки произносит, выполняя задания. 5.(Ф.О)Работа по карточкам «Кто как голос подаёт?». (взаимопроверка) взаимооценка. -Определите какой это источник звука ?. В руках у меня колокольчик , что необходимо сделать, для того чтобы тело стало источником звука? (Необходимо тело привести в движение, сделать так, чтобы оно совершало колебания. (К) Работа с учебником. Чтение текста. – Что же такое звук с научной точки зрения? (Это энергия.) – Как возникает звук? (За счёт колебаний.) – Что такое звуковые волны? (Колебания, которые распространяются по воздуху.) (К, Д, Э) Проблемный вопрос. – Что необходимо сделать, для того чтобы тело стало источником звука? (Необходимо тело привести в движение, сделать так, чтобы оно совершало колебания. Например, гитара. Она зазвучит, когда придут в движение её струны. – Как вы думаете, что является источником звука у человека? (Колебания голосовых связок.) Информация для учителя. Исследования показали, что человеческое ухо способно воспринимать звук механических колебаний тел, происходящие с частотой от 20 до20000 Гц. Поэтому на всякое колеблющееся тело человек может слышать (например, нитяной маятник). Физминутка Рубрика «В мире интересного» (В мире животных самый громкий звук - это крик синего кита- блювала.) - (В Индонезии между Явой и Суматрой, разваливался на куски и уходил под воду остров Кракатау. По мнению ученых, катастрофическое извержение одноименного вулкана было самым громким звуком, когда-либо зафиксированным человечеством. ) - (Согласно Книге рекордов Гиннеса самый громкий голос принадлежит жительнице Великобритании Джилл Дрейк. Она способна кричать с такой громкостью в 129 децибел — это громче любого рок-концерта и отбойного молотка, и лишь на 10 децибел тише мотора реактивного самолета. ) В национальном парке Алтын-Эмель есть поющий бархан– песчаной дюны высотой около сотни метров и длиной более 3 километров. Бархан образовался от постоянного ветра Шилик, который гуляет в этой местности. Поющим он называется по той причине, что его зыбучие пески издают неповторимый вибрирующий гул, чем-то напоминающий звук органа. Гул является результатом трения песчинок друг об друга Слух – это бесценный подарок, который большинство из нас получают при рождении. Но среди нас есть люди, которым по нелепому или странному стечению обстоятельств, называйте это как хотите, досталась лишь небольшая часть этого дара или не досталось ничего и поэтому, ребята, вы должны знать, что необходимо защищать уши от сильного ветра, воды, громких звуков, нельзя также вставлять в уши острые предметы и глубоко засовывать ушные палочки! Знаешь ли ты? Громкий звук – опасный враг для ушей! Крик в самое ухо может привести к глухоте. Громкая музыка в зале или через наушники не пройдёт бесследно для организма. Но это опасно ещё и потому, что человек в наушниках может просто не услышать сигнала машины или поезда. В современном мире звук играет огромную роль в жизни человека. В наше время на человека в течение дня воздействует самые разнообразные звуки. И хотя мы этого не замечаем наш организм реагирует на них. Все что звучит громче спокойного разговора для организма уже нагрузка. У транспорта, громкая музыка, шум работающей стиральной машины или пылесоса безобидны если они явление временно. А вот непрерывная шумовая нагрузка, постепенно разрушает здоровье. Человек постоянно подвергающиеся воздействию шума быстро переутомляется и становится раздражительным и забывчивым. Вот почему мы учителя призываем вас не кричать на переменах и вести себя спокойно. -Где нужно соблюдать тишину? Тишина нужна в классе во время учебы, в больнице, в музее, в лесу. А в такие дни как день рождение или мы идем болельщиком в футбол то там можно немножечко пошуметь. А знаете ли вы что поющий бархан это феномен природы. Знаменит тем что в сухую погоду пески издают звук похожий на мелодию звонкого органа. Работа с иллюстрациями в учебнике. – Назовите первых учёных исследователей звука. – Перечислите приборы, которыми пользуются учёные-физики. – Как вы думаете, для чего нужны им эти приборы? Информация для учителя. Камертон представляет собой изогнутый металлический стержень на ножке. Может быть укреплён на резонаторном ящике. Если по камертону ударить молоточком, он зазвучит. Колебания ветвей незаметны. Но их можно обнаружить, если к звучащему камертону поднести маленький, подвешенный на нити шарик. Шарик будет периодически отскакивать, что свидетельствует о колебаниях ветвей камертона. Колебания камертона можно наблюдать и в воде. Если ударить по камертону молоточком и опустить его в воду, на поверхности воды появится лёгкая рябь. Домашнее задание 1. Подготовь дополнительную информацию о влиянии звуков на растения и животных. 2. Смоделируй вместе с родителями устройство для усиления звука. Проверь, как оно работает. |