Просмотр содержимого документа
«Что даёт обратная связь учителю и ученику?»
Что даёт обратная связь учителю и ученику?
Несомненно, что обучаемость зависит от индивидуальных возможностей учащихся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности, в том числе и к запоминанию учебного материала, решению задач, выполнению различных типов учебного контроля и самоконтроля. А неуспевающие школьники - школьники, результаты учебной деятельности которых много ниже требований учебного процесса (Н.П.Локалова, 2009)
Учение - это всегда активный процесс со стороны учащегося и активный процесс педагога по вкладыванию в голову учащегося знаний, умений и навыков.
Джефф Петти в своей книге "Современное обучение. Практическое руководство" рассматривает обучение как двусторонний процесс (4,.с.56-57). Процесс обучения обречен на провал, если не обеспечены следующие два условия: • Для ученика –возможность задавать вопросы; • Для учителя – возможность выяснить, как ученик понимает материал. Если бы обучение могло быть односторонним процессом, мы отлично бы учились, читая книги и смотря книги, а учителя были бы ненужным раздражителем. Без обратной связи учитель не может понять, состоялось ли обучение.
Обратная связь – это инструмент, дающий представление о том, как идет процесс обучения, информирует учителя о достижениях и проблемах учащихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения задач.
Обратная связь – процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях, спорных вопросах, которые ведут к достижению цели. Создание эффективной обратной связи является основой обучения школьников
Обратная связь должна проходить в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, предоставлять время для того, чтобы учащиеся исправили ошибки или сменили направление мышления и деятельности.
Посредством обратной связи ученик получает информацию, которая помогает осознать собственные пробелы в учении и конкретные рекомендации для продвижения вперед, а учитель – информацию, помогающую осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.). Обучение учащихся становится более эффективным в случае, если им предоставляется частая и значимая обратная связь. Обратная связь осуществляется на уроках в следующих направлениях: учитель – ученики, ученик – ученики, учитель – ученик, ученик – ученик. Она может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Инструменты обратной связи: • письменные комментарии • наблюдения • опросы – молнии • фронтальный опрос • вопросы Существует два типа обратной связи: устная и письменная.
Устная обратная связь (комментарий учителя) может быть полной (развернутой) или краткой (неразвернутой). Использование неразвернутых или кратких комментариев чаще всего включает только оценку учителя «молодец», «превосходно»,«хорошо», «надо постараться», и не предоставляет ученику совета, рекомендации, направления выполнения работы.
Письменная обратная связь – это предоставление конкретных рекомендаций ученику по итогам проверки работ в письменной форме. Она используется при проверке письменных работ учеников таких, как домашние работы, самостоятельные, контрольные работы. При предоставлении обратной связи (устной и письменной) можно использовать три типа: I.Напоминание. Например, во время проверки работы можно написать в письменной работе ученика: «Для того чтобы правильно вычислить периметр квадрата, тебе необходимо вспомнить все свойства квадрата и формулу». 2. «Чтобы решить уравнение надо вспомнить компоненты уравнения». 3. «Чтобы правильно разобрать слово по составу, вспомни алгоритм разбора». II . Поэтапная помощь. -Посредством вопросов. - Описание. - Незаконченные предложения. III. Представление образца.
Комментарии должны обеспечить учащегося информацией о том, как он поработал по отношению к обучающей цели и подтолкнуть его к совершенствованию своей работы. Здесь важно отметить необходимость использования разных приемов обратной связи с учениками на уроке, чтобы процесс проходил интереснее. Кроме того, у каждой формы есть свои плюсы и минусы. Например, устный индивидуальный опрос позволяет учителю оценить знания ученика в полном объеме, формирует навыки монологической речи, но при этом на такой опрос уходит много времени, а дисциплина страдает, потому что остальным детям скучно и неинтересно.
Для достижения цели формативного оценивания – предоставление эффективной обратной связи, рекомендуется использовать развернутый комментарий.
Обратная связь помогает учителю и учащимся увидеть собственные пробелы и исправить их на ранних этапах в процессе обучения. Таким образом, обеспечивается продвижение вперед. В процессе объяснения нового материала стоит время от времени обращаться к обратной связи. Это помогает не только держать класс в активном рабочем состоянии, но и контролировать, понимают ли ребята объяснение.
Для решения проблемы можно сочетать устный опрос одного ученика с письменным опросом всех остальных; можно предложить классу одновременно составлять план ответа товарища или отмечать сильные и слабые стороны.
На этапе закрепления нового различные средства обратной связи с учениками особенно важны и уместны.
Домашнее задание тоже форма обратной связи с учениками, результаты которой будут видны на следующем уроке. Можно пофантазировать и предложить что-нибудь нестандартное:
инсценировку;
составление ребусов, сказок и загадок
исследовательскую работу : поиск какой-либо информации;
создать постеры;
Наличие интересных форм обратной связи на уроке поможет учителю не только повысить накопляемость оценок, но и сделает работу живее и интереснее.
Так же необходимы технологические инструменты, которые могли бы позволить обеспечить оперативный мониторинг качества полученной учащимися информации, создать оптимальные условия для рефлексии учащихся. В таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств. Очень нравится детям: «Смайлики», «Солнышко и тучка», «Светофор», «Волшебная ваза», «Пять пальцев», «Лестница успеха».
Рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.