kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Что читают современные дети

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что читают современные дети

Утверждения о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале 21 века дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс трансформации, коренного из­менения читательских привычек юных читателей.

В последнее время возрождается интерес к семейному чтению. Систематическое общение «вокруг книги» способствует эмоциональ­ному и духовному сплочению старших и младших, взаимопониманию и общению. Однако многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением, компьютерными играми. Но, наверняка, у книг не мо­жет быть конкурентов. В них заключены знания человечества. Книги, как настоящие друзья, никогда не предадут. И поскольку объем ин­формации, которую должен переработать человек, чтобы утолить ин­формационный голод, стать успешным в профессии, нравственно обо­гатиться, постоянно растет, то, соответственно, возрастает и важность приобщения к чтению. Убедимся в этом на конкретных примерах.

Человек воспринимает глазами 20 % информации, из них 70 % -посредством чтения. К 1980 году объем информации удваивался каж­дые 5-7 лет, к 1990 году удвоение происходило ежегодно. К 2013 году объем информации по сравнению с 1990 годом возрастет в 4 раза, к 2040 году - в 32 раза. Утверждается, что наш современник, для того чтобы быть в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько* сколько раньше он прочитывал за всю жизнь. Потрясающе быстро читали Ж.Ж. Руссо, А.С. Пушкин, Наполеон, О.Де Бальзак, Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой, В.И. Ленин, М.Горький, А. Эн-штейн, А.В. Луначарский. В частности, Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту. Бальзак прочитывал роман в двести стра­ниц за полчаса.

Зададим себе вопрос: зачем человеку необходимо чтение?

Книга будит эмоции. Еще И.П. Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетиче­ским источником. Читая книгу ребенок радуется, переживает, удив­ляется, сострадает, и все это - эмоции, они нужны. Если нет положи­тельных «зарядов», легко могут пойти в ход и отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ребенок уже и научился получать удо­вольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вред­ным. Если ребенок живет в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция. Подростки начинают, например, бить стекла в трамвае, чтобы изведать остроту риска и страха. «Со скуки» - говорят обычно. Нет, пра­вильнее всего - от эмоционального «голода».

Чтение повышает интеллект. Еще раз заметьте, что человек вос­принимает глазами 20 % информации, и из них 70 % - посредством чтения. То есть, если ребенок (подросток) систематически не читает, то он упускает около 14 % от всей доступной ему информации. Учти­те: чтобы быть в курсе научных новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал за всю жизнь. Итак, чтение сегодня - способ соответствовать времени, его скоростям и жестким требованиям. Причем скорость и уровень вос­приятия чтения нужно все время повышать. В подтверждение этой мысли приведу известные слова И. Гете: ««Добрые люди и не подоз­ревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что достиг цели».

Чтение помогает в учебе. Действительно, хорошо читающий ре­бенок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребенок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет боль­шую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает сте­пень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребенок читает больше, он обладает большим объемом информации, и' он лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки ее поиска и обобщения.

Книги формируют самообразовательные навыки. Ребенок (под­росток) идет в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребенок знает, какой бы во­прос ни возник, ответ можно найти в волшебнице-книге, которая муд­рее всех.

Чтение побуждает к нравственным поступкам. К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилует» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.

В. Чудинова, вице-президент российской ассоциации чтения, опираясь на результаты социологического исследования чтения школьников 4-х, 7-х и 10-х классов, приводит анализ новой модели чтения современного ребенка (подростка). Согласно этим данным, в среднем преобладающая часть детей и подростков на досуге читала, причем, пятая часть опрошенных тратила на чтение до 30 минут в день, 42 % читали более одаого чгла и день. Чем дети старше, тем меньше времени у них занимает чтение на досуге. Если доля тех, кто выбрал вариант ответа «мне нравится читать, много читаю», в младшем возрас­те составляет 43 %, то к десятому классу она падает до 17 %, и в то же время доля тех, кто среди младших выбрал вариант ответа «читаю ред­ко, не люблю», возрастает с 8 % до 17 % в старших классах.

Результаты исследования показывают, что лишь один из десяти школьников не читает ничего, кроме книг, необходимых для выпол­нения уроков. Если же проанализировать круг чтения подростков, то около 40 % в нем составляет преимущественно литература развлека­тельного характера, тогда как книги научно-познавательные занимают вдвое меньше (21 %). Таким образом, круг чтения подростков «сме­щен» в сторону развлечений. В то же время читатели 10-15 лет остро нуждаются в книгах о своих сверстниках, которые помогают подрост­кам познавать окружающий мир, адаптироваться к проблемам совре­менной жизни.

В подростковом возрасте круг чтения мальчиков и девочек, по мере взросления, все более различается: у мальчиков и юношей попу­лярной становится литература о спорте, технике, компьютерах, у де­вушек популярны романы о любви. В старших классах резко возрас­тает доля тех, кто читает литературу преимущественно по школьной программе.

Познавательные журналы читаются сегодня значительно реже, чем раньше. В чтении подростков и читателей юношеского возраста преобладают молодежные, а также женские журналы, ориентирован­ные на развлечение. Их читают, прежде всего, девочки, тогда как мальчики предпочитают спортивные и технические журналы. Комик­сы и «диснеевские» журналы популярны у читателей младшего школьного возраста, особенно у мальчиков. В то же время журналы, созданные специально для детей, больше популярны у девочек, так же как и журналы о животных и природе.

В чем же состоит задача родителей по приобщению детей к столь важному и продуктивному занятию детей? Позвольте предло­жить вам несколько советов.

Во-первых, взрослые должны помнить, что многое зависит от их отношения к чтению ребенка. Обязательно поговорите о прочитан­ном. Проявите заинтересованность, удивитесь какой-то яркой мысли, порадуйтесь, что вы узнали то, что раньше было для вас недоступно.

Во-вторых, воспитывайте у детей культуру чтения. Если начал, дочитай до конца. Книгу нужно читать последовательно, не переска-кивая со страницы на страницу и не заглядывая в конец. Постарайтесь донести до ребенка, что важно понять о прочитанном все, а если что-то осталось неясным, спросить. Обратите внимание на выразитель­ность письма, на яркий образный язык.

В-третьих, дети должны видеть родителей читающими. Их есте­ственная подражательная способность «сработает» в такой ситуации на результат.

В-четвертых, в доме обязательно должна быть детская библио­течка, которая периодически пополняется. По данным упоминавшего­ся опроса в 43 % случаев школьники читали книги из своей домашней библиотеки. Специфика детской читательской группы состоит в том, что книга нужна им «здесь и теперь», дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства коммуникации и проведения досуга. Домашняя библиотека должна быть ориентирована на интересы ре­бенка, но не только. Ребенок, возможно, еще не осознает нужность энциклопедий, словарей, справочников. Но они должны найти место на домашних полках.

Уважаемые родители, помните, как важно, чтобы ваш ребенок вошел в прекрасный мир чтения. Ведь книги учат добру, справедливо­сти, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, дарят радость познания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Что читают современные дети »

Что читают современные дети

Утверждения о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале 21 века дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс трансформации, коренного из­менения читательских привычек юных читателей.

В последнее время возрождается интерес к семейному чтению. Систематическое общение «вокруг книги» способствует эмоциональ­ному и духовному сплочению старших и младших, взаимопониманию и общению. Однако многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением, компьютерными играми. Но, наверняка, у книг не мо­жет быть конкурентов. В них заключены знания человечества. Книги, как настоящие друзья, никогда не предадут. И поскольку объем ин­формации, которую должен переработать человек, чтобы утолить ин­формационный голод, стать успешным в профессии, нравственно обо­гатиться, постоянно растет, то, соответственно, возрастает и важность приобщения к чтению. Убедимся в этом на конкретных примерах.

Человек воспринимает глазами 20 % информации, из них 70 % -посредством чтения. К 1980 году объем информации удваивался каж­дые 5-7 лет, к 1990 году удвоение происходило ежегодно. К 2013 году объем информации по сравнению с 1990 годом возрастет в 4 раза, к 2040 году - в 32 раза. Утверждается, что наш современник, для того чтобы быть в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько* сколько раньше он прочитывал за всю жизнь. Потрясающе быстро читали Ж.Ж. Руссо, А.С. Пушкин, Наполеон, О.Де Бальзак, Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой, В.И. Ленин, М.Горький, А. Эн-штейн, А.В. Луначарский. В частности, Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту. Бальзак прочитывал роман в двести стра­ниц за полчаса.

Зададим себе вопрос: зачем человеку необходимо чтение?

Книга будит эмоции. Еще И.П. Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетиче­ским источником. Читая книгу ребенок радуется, переживает, удив­ляется, сострадает, и все это - эмоции, они нужны. Если нет положи­тельных «зарядов», легко могут пойти в ход и отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ребенок уже и научился получать удо­вольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вред­ным. Если ребенок живет в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция. Подростки начинают, например, бить стекла в трамвае, чтобы изведать остроту риска и страха. «Со скуки» - говорят обычно. Нет, пра­вильнее всего - от эмоционального «голода».

Чтение повышает интеллект. Еще раз заметьте, что человек вос­принимает глазами 20 % информации, и из них 70 % - посредством чтения. То есть, если ребенок (подросток) систематически не читает, то он упускает около 14 % от всей доступной ему информации. Учти­те: чтобы быть в курсе научных новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал за всю жизнь. Итак, чтение сегодня - способ соответствовать времени, его скоростям и жестким требованиям. Причем скорость и уровень вос­приятия чтения нужно все время повышать. В подтверждение этой мысли приведу известные слова И. Гете: ««Добрые люди и не подоз­ревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что достиг цели».

Чтение помогает в учебе. Действительно, хорошо читающий ре­бенок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребенок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет боль­шую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает сте­пень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребенок читает больше, он обладает большим объемом информации, и' он лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки ее поиска и обобщения.

Книги формируют самообразовательные навыки. Ребенок (под­росток) идет в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребенок знает, какой бы во­прос ни возник, ответ можно найти в волшебнице-книге, которая муд­рее всех.

Чтение побуждает к нравственным поступкам. К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилует» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.

В. Чудинова, вице-президент российской ассоциации чтения, опираясь на результаты социологического исследования чтения школьников 4-х, 7-х и 10-х классов, приводит анализ новой модели чтения современного ребенка (подростка). Согласно этим данным, в среднем преобладающая часть детей и подростков на досуге читала, причем, пятая часть опрошенных тратила на чтение до 30 минут в день, 42 % читали более одаого чгла и день. Чем дети старше, тем меньше времени у них занимает чтение на досуге. Если доля тех, кто выбрал вариант ответа «мне нравится читать, много читаю», в младшем возрас­те составляет 43 %, то к десятому классу она падает до 17 %, и в то же время доля тех, кто среди младших выбрал вариант ответа «читаю ред­ко, не люблю», возрастает с 8 % до 17 % в старших классах.

Результаты исследования показывают, что лишь один из десяти школьников не читает ничего, кроме книг, необходимых для выпол­нения уроков. Если же проанализировать круг чтения подростков, то около 40 % в нем составляет преимущественно литература развлека­тельного характера, тогда как книги научно-познавательные занимают вдвое меньше (21 %). Таким образом, круг чтения подростков «сме­щен» в сторону развлечений. В то же время читатели 10-15 лет остро нуждаются в книгах о своих сверстниках, которые помогают подрост­кам познавать окружающий мир, адаптироваться к проблемам совре­менной жизни.

В подростковом возрасте круг чтения мальчиков и девочек, по мере взросления, все более различается: у мальчиков и юношей попу­лярной становится литература о спорте, технике, компьютерах, у де­вушек популярны романы о любви. В старших классах резко возрас­тает доля тех, кто читает литературу преимущественно по школьной программе.

Познавательные журналы читаются сегодня значительно реже, чем раньше. В чтении подростков и читателей юношеского возраста преобладают молодежные, а также женские журналы, ориентирован­ные на развлечение. Их читают, прежде всего, девочки, тогда как мальчики предпочитают спортивные и технические журналы. Комик­сы и «диснеевские» журналы популярны у читателей младшего школьного возраста, особенно у мальчиков. В то же время журналы, созданные специально для детей, больше популярны у девочек, так же как и журналы о животных и природе.

В чем же состоит задача родителей по приобщению детей к столь важному и продуктивному занятию детей? Позвольте предло­жить вам несколько советов.

Во-первых, взрослые должны помнить, что многое зависит от их отношения к чтению ребенка. Обязательно поговорите о прочитан­ном. Проявите заинтересованность, удивитесь какой-то яркой мысли, порадуйтесь, что вы узнали то, что раньше было для вас недоступно.

Во-вторых, воспитывайте у детей культуру чтения. Если начал, дочитай до конца. Книгу нужно читать последовательно, не переска-кивая со страницы на страницу и не заглядывая в конец. Постарайтесь донести до ребенка, что важно понять о прочитанном все, а если что-то осталось неясным, спросить. Обратите внимание на выразитель­ность письма, на яркий образный язык.

В-третьих, дети должны видеть родителей читающими. Их есте­ственная подражательная способность «сработает» в такой ситуации на результат.

В-четвертых, в доме обязательно должна быть детская библио­течка, которая периодически пополняется. По данным упоминавшего­ся опроса в 43 % случаев школьники читали книги из своей домашней библиотеки. Специфика детской читательской группы состоит в том, что книга нужна им «здесь и теперь», дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства коммуникации и проведения досуга. Домашняя библиотека должна быть ориентирована на интересы ре­бенка, но не только. Ребенок, возможно, еще не осознает нужность энциклопедий, словарей, справочников. Но они должны найти место на домашних полках.

Уважаемые родители, помните, как важно, чтобы ваш ребенок вошел в прекрасный мир чтения. Ведь книги учат добру, справедливо­сти, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, дарят радость познания.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Что читают современные дети

Автор: Лебедева Галина Петровна

Дата: 02.10.2014

Номер свидетельства: 116080

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Исследовательская работа на тему: "Любят ли читать современные дети?""
    ["seo_title"] => string(75) "issliedovatiel_skaia_rabota_na_tiemu_liubiat_li_chitat_sovriemiennyie_dieti"
    ["file_id"] => string(6) "426120"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1503559829"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Как пробудить у детей интерес к чтению? "
    ["seo_title"] => string(44) "kak-probudit-u-dietiei-intieries-k-chtieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "171222"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423654061"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Психолого-педагогические особенности современных детей младшего школьного возраста "
    ["seo_title"] => string(101) "psikhologho-piedaghoghichieskiie-osobiennosti-sovriemiennykh-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "245535"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446138938"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Что читают современные подростки?"
    ["seo_title"] => string(38) "chto_chitaiut_sovriemiennyie_podrostki"
    ["file_id"] => string(6) "369728"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1481732247"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) ""Внеурочное мероприятие по развитию чтения у детей с нарушениями речи" "
    ["seo_title"] => string(85) "vnieurochnoie-mieropriiatiie-po-razvitiiu-chtieniia-u-dietiei-s-narushieniiami-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "100396"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402379491"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства