Авторская программа "Игры - занятия для первоклассников"
Авторская программа "Игры - занятия для первоклассников"
Тезисы авторской программы развития познавательной деятельности
«Игра – занятия для первоклассников»
Одной из задач педагога-психолога и учителя начальных классов является профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии учащихся.
Коррекция – это преодоление отставания или неуспеваемости, а также отклонения от возрастных и социальных норм и устранение нарушений.
Смысл этих занятий заключается в том, что они развивают, упражняют, доводят до уровня возрастных норм все психологические функции, обеспечивающие эффективность учебной деятельности: восприятие, память, внимание, мышление, эмоционально- волевую сферу личности.
Основная цель программы: развитие психологических основ учебных действий, формирование такого уровня эмоционально-волевой регуляции, который бы позволил детям в дальнейшем учиться без дополнительной помощи.
Задачи:
1. Формирование положительной учебной мотивации и познавательных интересов школьников.
2. Обогащение и расширение вербального опыта детей, их общей осведомленности и кругозора, развитие речи, расширение объема активного и пассивного словаря.
3. Формирование произвольной сферы – внимания, умения действовать по правилам, работать по образцу. Формирование саморегуляции, рефлексии.
4. Развитие познавательных психических процессов - восприятия, памяти, формирование мыслительной деятельности, понятийного мышления.
5. Развитие мелкой моторики мышц.
6. Формирование эмоционально – волевой сферы.
7. Профилактика нарушений зрения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
в) слабая произвольность психической деятельности, эмоционально-волевая личностная незрелость, которая выражается в неспособности ребенка перестроить свое поведение в соответствии с требованиями школьной жизни,
г) недостаточный уровень развития мелких мышц рук,
д) несформированность пространственной ориентации, зрительного восприятия, координации деятельности руки и глаза,
е) низкий уровень фонематического слуха-способности различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слов и слогов, соотносить буквы с фонемой,
ж) общее отставание речевого развития, устойчивые затруднения выразить свои мысли в словах, неадекватное восприятие чужой речи.
Смысл этих занятий заключается в том, что они развивают, упражняют, доводят до уровня возрастных норм все психологические функции, обеспечивающие эффективность учебной деятельности: восприятие, память, внимание, мышление, эмоционально-волевую сферу личности.
Основная цель: развитие психологических основ учебных действий, формирование такого уровня эмоционально-волевой регуляции, который бы позволил детям в дальнейшем учиться без дополнительной помощи.
Задачи:
Формирование положительной учебной мотивации и познавательных интересов школьников.
Обогащение и расширение вербального опыта детей, их общей осведомленности и кругозора, развитие речи, расширение объема активного и пассивного словаря.
Формирование произвольной сферы – внимания, умения действовать по правилам, работать по образцу. Формирование саморегуляции, рефлексии.
Развитие познавательных психических процессов - восприятия, памяти, формирование мыслительной деятельности, понятийного мышления.
Развитие мелкой моторики мышц.
Формирование эмоционально – волевой сферы.
Профилактика нарушений зрения.
Обучение в сотрудничестве (групповая работа)
Адресат
Для учащихся первых классов компенсирующего обучения, для детей с признаками дезадаптации. А также может быть рекомендовано в качестве развивающих занятий для учащихся обычных классов.
Работать по этой программе можно и с детьми предшкольных классов.
Количество обучающихся на занятии 10-14 человек.
Время проведения
Разработанная программа рассчитана на то, что занятия проводятся раз в неделю с октября по апрель месяц, по 25-30 минут, общее количество занятий - 25.
Используемые методы
Игра
Вербальный метод
Музыкотерапия
Рисование
Конструирование
Планируемый результат
Благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Положительный уровень эмоционально-волевой регуляции, который позволяет детям учиться без дополнительной помощи.
Материально-техническая база
Кабинет педагога-психолога или школьный класс.
Для того, чтобы проводить занятия по курсу, необходимо иметь следующее:
Разрезные карточки с изображением букв, цифр и различных фигур
Рисунки лабиринтов
Таблица «Внимание»
Компьютер
Презентации
Структура занятий
Содержание курса строится на доступном практически всем первоклассникам дошкольном материале игры, рисования, конструирования, элементарного экспериментирования.
Примерная структура развивающих занятий:
Дыхательно-координационные упражнения.
Упражнения на развитие произвольных процессов.
Упражнения для профилактики нарушений зрения.
Упражнения, формирующие различные виды мыслительных операций.
Упражнения, улучшающие состояние тонкой моторики.
№п/п
Тема занятия
Содержание
Виды упражнений
1
Давайте познакомимся.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
С каждым занятием задания несколько усложняются. Увеличивается объём материала, предлагаемого для запоминания, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки (по мере улучшения координации тонких движений)
Каждое занятие начинается с упражнений на развитие внимания, его основных свойств (объема, устойчивости, концентрации, распределения, переключения)
Развитие мелкой моторики со стимулированием интеграции правого и левого полушария головного мозга.
Занятия включают в себя игры и упражнения на развитие и тренировку интеллектуальных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения.
Несмотря на взаимозависимость и взаимообусловленность этих психических процессов, каждый из них в отдельности представляет некоторую систему, обладающую определёнными закономерностями.
Упражнения, направленные на развитие мышления, содержат развитие всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.
Игры на коррекцию эмоциональной сферы.
В каждом занятии обязательно снятие эмоционального напряжения, закрепление положительного настроения.
Обязательным является включение в занятие подвижных игр, которые дают возможность детям «выпустить пар».
Как вспомогательное средство коррекции, которое развивает слухо-зрительные ощущения детей, на занятиях используется музыка.
Обязательным условием является получение детьми удовольствия от данных игровых занятий.
Детям на протяжении занятия предоставляется возможность восстанавливать и поддерживать водный баланс в организме с помощью воды.
В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка,
многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития.
Формы индивидуальной дифференцированной работы.
При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную задачу.
Упражнение «Давайте познакомимся»
Игра «Угадай, кто это?»
Игра «Три слова».
Подвижная игра «Паровоз».
Упражнение «Найди и сравни».
«Поздоровайся без слов».
2
2
Кто как двигается.
Игра: «Назови, одним словом»
Игра: «Что лишнее и почему?»
Игра: «У кого какие детёныши»
Игра: «Что любят наши животные»
Упражнение на развитие механической зрительной памяти.
Дыхательное упражнение.
Профилактика нарушений зрения.
Упражнение на развитие сенсомоторики.
Игра: «Кто как двигается»
33
Что изменилось.
Упражнение «Внимание».
Игра «Сравни».
Игра «Что изменилось».
Подвижная игра «Будь внимателен».
Упражнение «Найди третий лишний».
Упражнение «Давай нарисуем».
54
Добавь слово.
Упражнение «Лабиринт».
Упражнение «Скороговорка».
Упражнение «Дорожки»
Игра «Составь картинку».
Подвижная игра «Совушка».
Игра «Добавь слово».
Упражнение «Я на солнышке лежу».
55
У кого какие детеныши.
Упражнение «Внимание».
Игра «У кого какие детеныши».
Игра «Добавь слово».
Подвижная игра «Запомни свое место».
Игра «Чей хвост?»
Игра «Домино малышам».
Игра «Фея сна».
56
Что растет на земле, в земле, на дереве
Упражнение «Лабиринт».
Игра «Что растет на земле, в земле, на дереве».
Упражнение «Море волнуется».
Задача-шутка.
Игра «Четыре стихии».
Игра «Узнай, какая сказка на картинке».
Упражнение «Давайте нарисуем».
77
Кот Матроскин.
Упражнение «Внимание».
Упражнение «Нескладушка».
Упражнение «Кто больше назовет».
Игра «Кот Матроскин».
Упражнение «Давайте нарисуем».
88
Задачи – шутки.
Упражнение «Лабиринт».
Задачи – шутки.
Упражнение «Ступеньки и окошки».
Игра «Кто как двигается?».
Упражнение «Придумай рифму».
Упражнение «Построим домики и посадим рядом деревья».
Упражнение «Кулачки».
Упражнение «Олени».
99
Кто скорей по росту.
Упражнение «Внимание».
Игра «Разрезные картинки». Подвижная Игра «Кто скорей по росту».
Упражнение «Обведи по контуру».
Упражнение «Скороговорка».
Упражнение «Штанга» и «Кораблик».
910
Коршун и наседка.
Упражнение «Лабиринт».
Упражнение «Вспомни и повтори».
Упражнение «Скопируй рисунок».
Подвижная игра «Коршун и наседка».
Упражнение «Какой фигуры не хватает?»
Упражнение «Кто как ходит?»
11
Изобрази.
Упражнение «Внимание».
Упражнение «Запомни и повтори».
Упражнение «Какой фигуры не хватает?»
Игра «Изобрази».
Упражнение «Отгадай кроссворд».
Упражнение – игра «Фея сна».
12
Кто в тереме живет.
Упражнение «Лабиринт».
Упражнение «Забор».
Упражнение «Закончи предложение».
Игра «Кто в тереме живет».
Подвижная игра «Колобок».
Упражнение «Какой фигуры не хватает?»
Упражнение «Давайте нарисуем».
113
Ожившие картинки.
Упражнение «Внимание».
Упражнение «Цветные таблицы».
Упражнение «Какой фигуры не хватает?».
Подвижная игра «Затейники».
Упражнение «Чистоговорка».
Игра «Ожившие картинки».
Упражнение «Давайте нарисуем».
114
Кто позвал.
Упражнение «Лабиринт».
Игра «Маленький».
Игра «Кто позвал».
Упражнение «Составь домино».
Игра «Что изменилось».
Расслабление мышц ног.
15
Кто как голос подает.
Упражнение «Внимание».
Игра «Кто как голос подает».
Подвижная игра «Петушки».
Упражнение «Отыщи подробности».
Игра «Цветик - семицветик».
«Давайте нарисуем».
16
Когда это бывает?»
Упражнение «Лабиринт».
Игра «Когда это бывает?»
Упражнение «Горки и горы».
Подвижная игра «Рыбаки и рыбки».
Упражнение «Составь предмет».
Упражнение «Три слова».
Расслабление мышц рук, ног и корпуса.
Упражнение «Кораблик».
117
Немое кино.
Упражнение «Внимание».
Упражнение «Кто больше слов добавит».
Упражнение «Цветные таблицы».
Подвижная игра «Водяной».
Логические задачи.
Игра «Немое кино».
Упражнение «Рисование красками на влажном листе бумаги ( какого цвета весна).
18
Единицы и десятки.
Упражнение «Лабиринт».
Упражнение «Солнце и луна».
Упражнение «Опиши сказочного героя».
Игра «Единицы и десятки».
Упражнение «Наоборот».
Логические задачи.
Упражнение «Пружинка».
Упражнение «Загораем».
19
Разложи картинки по – порядку.
Упражнение «Внимание».
Логические задачи.
Игра «Муха».
Подвижная игра «Отгадай, чей голосок».
Игра «Разложи картинки по - порядку».
Упражнение «Отгадай загадки».
20
Отгадай, кто рядом.
Упражнение «Лабиринт».
Упражнение «Летят шарики».
Упражнение «Запомни и повтори».
Игра «Отгадай, кто рядом».
Логические задачи.
Упражнение «Угадай, что я делаю».
Рисунок «Лото».
21
Живая
и не живая природа.
Упражнение «Внимание».
Логические задачи.
Игра «Живая и не живая природа».
Подвижная игра «Чье звено скорее соберется».
Упражнение «Отыщи слова с заданным звуком».
Упражнение «Угадай, что он делает».
Упражнение «Штанга», «Кораблик».
2
22
Кто больше назовет.
Упражнение «Какой цифры не хватает».
Упражнение «Треугольники».
Игра «Кто больше назовет».
Подвижная игра «Кто летает».
Логические задачи.
Упражнение «Запомни и запиши».
Упражнение «Пружинки», «Загораем».
23
Какую спрятали картинку.
Упражнение «Внимание».
Упражнение «Тут что-то не так».
Упражнение «Отгадай кроссворд».
Подвижная игра «Сделай фигуру».
Игра «Какую спрятали картинку?»
Задачи шутки «Немой и слепой».
Упражнение «Любопытная Варвара».
24
Запомни свой час.
Упражнение «Жучки».
Упражнение «Отыщи подробности».
Задачи-загадки.
Подвижная игра «Буквы алфавита».
Игра «Кто скорей запишет слово».
Игра «Запомни свой час».
Рисунок «Моя школа».
25
Чудесный мешочек
Упражнение «Внимание».
Упражнение «Придумай сказку по картинке».
Подвижная игра «Съедобное - несъедобное».
Игра «Что кому нужно».
Игра «Чудесный мешочек».
Упражнение «Мой класс».
Упражнение «Кулачки», «Олени», «Кораблик»
ЛИТЕРАТУРА.
Венгер А.А., Венгер Л.А. «Домашняя школа мышления».
Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Я. «Экспериментальное формирование внимания».