kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведен анализ УМК "Школа России" 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ УМК "Школа России"»

Анализ учебно-методического комплекта «Школа России» (под ред. А. Плешакова), традиционная программа

Среди множества программ, предлагаемых для реализации в начальной школе, заметно выделяется работающая на территории нашей страны с 2001 года программа «Школа России». ФГОС потребовал некоторой доработки учебно-методического комплекса, тем самым обновив его и приведя к соответствию самым последним нормативным требованиям. Сохраняя лучшее из того, что было раньше, авторы добавили получившие проверку в действии инновационные элементы. Все материалы, которые включает в себя «Школа России», - программа, учебники, рабочие тетради, дидактические пособия и методические рекомендации - подготовлены издательством «Просвещение», на протяжении многих лет традиционно сопровождающим отечественную систему образования. Наличие дидактических, справочных материалов и сборников, содержащих проверочные и контрольные работы, позволяет не только учителю, но и родителю быть в курсе уровня подготовки ребёнка по отдельному предмету и по всей программе в целом. Программа начальной школы «Школа России» сразу получила довольно широкое распространение. По некоторым данным, её использует примерно половина всех учителей, работающих в 1-4 классах, и, согласно отзывам, все они ей довольны.

Автором данной программы УМК «Школа России» является: Андрей Анатольевич Плешаков.Кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования, один из постоянных авторов журнала «Начальная школа», член редколлегии и редакционного совета журнала.

Известный автор учебников, рабочих тетрадей, тестов и других пособий по курсу «Окружающий мир». В 90-х годах младшие школьники учились по его «Природоведению», позже — по учебникам «Мир вокруг нас», а сегодня около половины всех учеников начальных классов нашей страны учатся по учебникам завершенной предметной линии «Окружающий мир». Эта линия учебников входит в состав самого известного и востребованного учебно-методического комплекса для начального общего образования - «Школа России», научным руководителем которого многие годы является А.А. Плешаков.

А.А. Плешаков написал удивительные книги: «Зеленые страницы» — о живой природе и «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики» — о том, как стать добрым Великаном, другом всему живому. Андрей Анатольевич разработал первый в России атлас-определитель для начальной школы «От земли до неба» и курсы для дополнительного образования «Экология для младших школьников» и «Планета загадок». Андрей Анатольевич Плешаков в соавторстве с Мариной Юрьевной Новицкой создали учебники по окружающему миру для учебно-методического комплекса «Перспектива» серии «Академический школьный учебник», которые выходят в издательстве «Просвещение».

Традиционная программа данного УМК позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе. В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонетического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению словаря и развитию речи. Для развития познавательных способностей каждого ребенка в курсе «Математики» обновлена тематика задач, введен разнообразный геометрический материал, даны занимательные задания, развивающие логическое мышление и воображение детей. А также большое значение придается сопоставлению, сравнению, противопоставлению связанных между собой понятий, задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Стоит отметить, что в комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям к современной учебной книге. Их отличительной особенностью является то, что они не только формируют навыки грамотного, каллиграфического письма, но и дают возможность корректировать почерк на разных этапах обучения и в разных возрастных группах. Далее следует перечислить систему учебников «Школы России».

Далее считаю необходимым обратиться к рассмотрению самого состава УМК, а именно к списку учебников, входящих в систему «Школа России». Следует отметить, что программа полностью укомплектована и имеет полное программно-методическое обеспечение.

УМК "Школа России" включает в себя завершенные линии учебников по всем основным предметам начального образования:

1. Азбука - В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская и др.

2. Русский язык - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

3. Русский язык – Л.М. Зеленина и др.

4. Литературное чтение - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.

5. Английский язык - В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова и др.

6. Английский язык (расширенное содержание обучения иностранному языку) – И.Н.Верещагина, К.А.Бондаренко, Т.А.Притыкина.

7. Немецкий язык - .И.Л.Бим, Л.И.Рыжова, Л.М.Фомичева.

8. Французский язык - А.С. Кулигина, М.Г. Кирьянова.

9. Испанский язык - А.А. Воинова, Ю.А. Бухарова, К.В.Морено.

10. Математика - М.И.Моро, С.В. Степанова, С.И.Волкова.

11. Информатика - А.Л. Семёнов, Т.А. Рудниченко.

12. Окружающий мир - А.А. Плешаков и др.

13. Основы духовно-нравственных культур народов России - А.В.Кураев, Д.И.Латышина, М.Ф.Муртазин и др.

14. Музыка - Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

15. Изобразительное искусство - Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева, Н.А. Горяева.

16. Технология - Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова и др.

17. Физическая культура - В.И.Лях.

Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год; отвечают требованиям действующего Государственного стандарта начального общего образования; обеспечивают преемственность с дошкольным и основным общим образованием.

УМК создан на достижениях педагогической науки и практики с опорой на новые теоретические концепции; обеспечивает общие методические подходы к преподаванию всех предметов в начальном звене; работа по этим учебникам позволят ребенку адаптироваться в школьном коллективе, накопить необходимые знания и умения для дальнейшего успешного обучения; в полном объеме учитываются индивидуальные особенности детей.

Содержание учебников данного УМК соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся. И на основании вышесказанного, авторы данного УМК предъявляют следующие цели и задачи обучения:

Цель обучения – воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

Задача обучения – Главное назначение начальной школы, по мнению авторов — воспитательное. Отсюда и задачи:

-развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому

-обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности

-формирование естественной мотивации учения

Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребенка.

Особенность данного УМК заключается в следующих принципах:

1)Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития.

2)Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД.

3)Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов.

4)Принцип учета индивидуальностей возможностей и способов школьника.

В системе «Школа России» обучение строится в соответствии с тремя дидактическими принципами:

- приоритет воспитания в образовательном процессе;

- личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;

- сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

Типические свойства, отображающиеся в системе:

  • Комплектность обеспечивает единство установки УМК на формирование таких УУД, как умение работать с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, словарями); с простейшим оборудованием; умение делового общения (работа в парах, малом и большом коллективе).

  • Инструментальность – предметно-методические механизмы УМК, способствующие практическому применению получаемых знаний. Они помогают ученику при изучении нового материала самостоятельно открывать и формулировать закономерности или правила, направленные на практическое применение получаемых знаний при решении коммуникативных, учебных, жизненных задач. .

  • Интерактивность – совершенно новое типическое свойство методической системы современного учебного комплекта, обеспечивающее организацию учебной деятельности ребенка за рамками урока – методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством переписки или обращения к Интернет-адресам, которые представлены в учебниках комплекта.

  • Интеграция – важнейшее основание единства методической системы обучения. Понимание условности строгого деления естественнонаучного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области приводит к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира.

Я взяла учебники и проанализировала их, после чего привела некоторые примеры структурных компонентов учебника.

Текстовые компоненты:

Для более подробного анализа учебно-методического комплекта хотелось бы проанализированные текстовые и внетекстовые компоненты учебников, а именно тексты (основной, дополнительный, пояснительный); внетекстовые компоненты (аппарат организации усвоения, иллюстрации, аппарат ориентировки).

  1. Тексты (основной, дополнительный, пояснительный).

При анализе учебников по разным предметам, следует отметить, что только в окружающем мире отсутствует пояснительный текст. (см. рис.№1).

Рисунок 1

Как мы можем пронаблюдать из представленных выше примеров текстовых компонентов, то мы можем говорить о том, что они предоставлены в учебниках в разных видах.

Внетекстовые компоненты

  1. Внетекстовые компоненты (аппарат организации усвоения, иллюстрации, аппарат ориентировки).

При анализе внетекстового компонента, следует отметить, что только в окружающем мире отсутствует справочный материал, и схемы. (см. рис.№2).

Рисунок 2

Для дальнейшего анализа учебно-методического комплекта необходимо верно подобрать определённые типы и уровни заданий: (оценочный, исполнительный, рефлексивный, рефлексивно-методический, диагностический, - и уровни (базовый, повышенный) заданий учебников.

При подборе определенных типов заданий по разным предметам стоит отметить, что диагностический тип заданий отсутствует во всех предметах. Также отсутствует оценочный тип заданий по русскому языку и литературному чтению. (см. рис.№3).

Рисунок3

При оценки уровней заданий выявилось, что в окружающем мире отсутствует повышенный уровень заданий. (см. рис.№4).

Рисунок 4

Рисунок 5

Проанализировав задания на формирование самоконтроля и взаимоконтроля предметных и метапредметных результатов (см. рис.№5) можно сказать о том, что задания подобраны с учетом всех особенностей младших школьников и соответствуют целям и задачам данного УМК.

Проанализировав учебно-методический комплект «Школа России» мне бы хотелось отметить, что учебники, созданные на основе последних достижений \ дополняют и обобщают знания, полученные учащимися в начальных классах. Особое внимание уделено личностному развитию учащихся, а также коммуникации класса. Материал изложен в доступной форме. Его отбор и подача ориентированы на стимулирование познавательной деятельности школьников, понимание и активное усвоение ими школьного материала. Анализ УМК позволил выявить массу положительных сторон в данном комплекте.






Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»












Анализ УМК «Школа России»










Выполнила

студентка Ш-41 группы

Немнова Ангелина











Ейск, 2020 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Анализ УМК "Школа России"

Автор: Немнова Ангелина Анатольевна

Дата: 25.12.2020

Номер свидетельства: 568497

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Особенности преподавания курса математики по УМК "Школа России""
    ["seo_title"] => string(66) "osobiennosti_priepodavaniia_kursa_matiematiki_po_umk_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "368319"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481459231"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Неживая и живая природа".  УМК "Школа России", 2 класс. "
    ["seo_title"] => string(111) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-niezhivaia-i-zhivaia-priroda-umk-shkola-rossii-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "111693"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407781672"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Тема: «Задача» 1 класс, УМК «Школа России» Тип урока: открытия новых знаний"
    ["seo_title"] => string(73) "tiema-zadacha-1-klass-umk-shkola-rossii-tip-uroka-otkrytiia-novykh-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "276393"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452709104"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по математике  для учащихся 4 класса  по УМК «Школа России» "
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-uchashchikhsia-4-klassa-po-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "110370"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1405955820"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект урока по математике 4 кл УМК «Школа России».Тема урока: Единицы массы. Тонна, центнер. "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-4-kl-umk-shkola-rossii-tiema-uroka-iedinitsy-massy-tonna-tsientnier"
    ["file_id"] => string(6) "134740"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416796763"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства