Аналитический отчет о своей педагогической деятельности
Аналитический отчет о своей педагогической деятельности
В отчете представлено описание результатов профессиональной педагогической деятельности в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения учителя начальных классов. Перечислены приемы, формы работы в начальных классах, педагогические технологии, результативность педагогической деятельности, достижения учителя и учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчет о своей педагогической деятельности»
Аналитический отчет о своей педагогической деятельности
учителя начальных классов Шабановой Е.М.
Шабанова Елена Михайловна – учитель начальных классов, образование – высшее, окончила Восточно-Казахстанский государственный университет им. С.Аманжолова в 2005 году по специальности «Педагогика и методика начального обучения».
Общий стаж работы 12 лет, без категории.
В целях повышения своего профессионального мастерства
- в 2016 году по предмету ИЗО в рамках обновления содержания образования РК, курсы повышения квалификации специалистов городов, управлений образования, районных ОО и методических кабинетов в рамках обновления содержания среднего образования РК;
- в 2017 году по образовательной программе повышения квалификации педагогических кадров РК «Лидерство учителя в педагогическом сообществе», прошла обучение на областном семинаре-тренинге «Актуальные вопросы обновления подходов и содержания школьного образования», внутришкольные курсы «Рефлексия в практике».
Свою педагогическую деятельность веду согласно: «Закону об Образовании, ГОСО (Государственный образовательный стандарт начального образования РК), учебным программам, инструктивно-методического письма и другим нормативным документам.
Моё педагогическое кредо:
«Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» Элберт Хаббарт.
Основным принципом в своей работе я считаю следующее: создавать условия для того чтобы учащиеся более глубоко понимали предмет, для чего они изучают этот предмет и смогли в будущем применять все знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях, вне класса, а не просто передавать готовые знания. Научить ребенка учиться — значит обеспечить его успехи вплоть до окончания школы. Это и есть моя основная цель.
Данная цель реализуется мною через решение следующих задач:
развитие личности ребенка;
развитие творческих способностей;
развитие критического мышления;
формирование волевых качеств личности;
физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья;
формирование функциональной грамотности.
Современная жизнь многое меняет и в образовании. Думаю, что сегодня нет такого учителя, который бы не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?
Окончив уровневые курсы, я поняла, что Применение семи модулей Программы на уроках помогают учить детей обучаться, развивать речь, мышление, дают возможность общаться, работать в коллаборативной среде, что повышает их познавательный интерес, побуждают детей к действию, дает возможность применять полученные знания на практике. Поэтому на всех уроках применяю активные формы и методы работы, такие страиегии как «Мозговой штурм», «Горячий стул», «Вопрос-ответ», кластеры, самостоятельная постановка цели и задач урока и т.д. Для усвоения теоретического материала и получения практических навыков работы с текстом и правилами, использую индивидуальную, парную и групповую формы работы. При формативном оценивании применяю такие приемы как сигналы рукой, словесная оценка, взаимооценка «Две звезды и пожелание», самооценка, «Светофор», «Лестница успеха» и т.д. Чтобы каждый ученик, независимо от индивидуальных особенностей, смог активно включиться в процесс обучения и почувствовать себя успешным использую дифференцированные, развивающие и проблемные задания. Для повышения мотивации и самоутверждения учащихся, а также снижения уровня тревожности у учащихся на всех уроках применяю ИКТ через такие задания как просмотр мультфильмов, видеороликов, проведение интерактивных физминуток. Работу в группах и парах направляю на развитие лидерских качеств и навыков учащихся. На каждом уроке провожу рефлексию для выявления уровня усвоения содержания пройденного материала. Использовать все три вида рефлексии: 1) рефлексию эмоционального состояния и настроения (смайлики, жесты руками); 2) рефлексию деятельности на уроке (письменная рефлексия для определения осознания изученного, схема, таблица); 3) рефлексия содержания учебного материала (прием незаконченное предложение). Таким образом уроки, включающие 7 модулей программы уровневых курсов, помогают обеспечить учеников не только знаниями, но и навыками применения своих знаний на практике.
Процесс обучения выстраиваю по принципу: «Уча детей, учусь сама». Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала, так как приоритетной задачей современного образования является не овладение учащимися определенным набором знаний, умений, навыков (что, безусловно, важно), а воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать, и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения. Я считаю оптимальным способом решения поставленной задачи является развитие у школьников критического мышления. Поэтому с 2016 года работаю над проблемной темой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках познания мира через технологию критического мышления».
Цель технологии критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Говоря иначе, эта технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос: «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап — «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал»
Разнообразие словесных, наглядных и практических методов обучения технологии развития критического мышления делает способы обучения совершенно непохожими на стандартные. Обучающиеся получают возможность самостоятельно добывать знания, учатся слушать друг друга, делать выводы и обобщения. Учителю при этом отводится роль координатора: он наблюдает, анализирует, умело корректирует, не навязывая своего мнения. Такая совместная работа сближает, повышает уровень самооценки каждого ребенка, обеспечивает положительную динамику продуктивности мыслительной деятельности обучающихся.
Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий и, самое главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.
Когда я начала применять на своих уроках технологию критического мышления, я наблюдала за учащимися, как они общаются, какие делают выводы, те дети, которые не могли читать стали нагонять в технике чтения, стали отвечать на уроках, пересказывать тексты, не боятся высказывать свои мысли.
Считаю, что образовательный процесс не может ограничиваться только урочной деятельностью. Поэтому большое внимание уделяю организации внеурочной и внеклассной работы. Наиболее оптимальными формами организации внеклассной работы по предмету в начальной школе являются предметные олимпиады и конкурсы, предметные недели. Мои ученики являются участниками областных конкурсов и школьных олимпиад. В 2015 году в областном конкурсе по математике «Асыл тас» трое учащихся заняли 2 место, один 3место. В 2016 году в областном конкурсе по математике «Малахит» трое учащихся заняли 3 место. В 2017 году в областном конкурсе по познанию мира «Тулпар» Зубенко Никита занял 3 место, Еремина Анастасия 3 место. В школьной предметной олимпиаде по математике один учащийся занял 2 место, по познанию мира один учащийся 1место, по русскому языку и литературе один 2 место, один 3 место, по изо один 1 место. В Республиканском конкурсе научных работ учащихся младших классов Зубенко Никита занял 1 место. В 2018 году в областном конкурсе по математике «Малахит» Еремина Настя заняла 3 место. В школьной предметной олимпиаде по математике Зубенко Н. занял 3 место, по познанию мира и русскому языку, и литературе Еремина Настя 1 место.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать — вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.
Исходя из этого, организацию учебной деятельности учащихся я строю на основе системно-деятельностного подхода, что предполагает следующее:
планирование учениками своей деятельности на уроке
выбор ими источников информации
освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками
самоанализ школьниками результатов работы.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность поэтому делаю опору на современные образовательные технологии:
— ИКТ-технологии;
— игровые технологии;
— технологию организации проектной деятельности;
— здоровьесберегающе технологии,
— технологию развития критического мышления.
Известный русский педагог К.Д. Ушинский отмечал: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Эти слова в точности отражают суть современного урока, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Сравнительный анализ качества знаний по предметам за период аттестации показывает, что качество ЗУН по предметам стабильно высокое.
Цель моей работы, как классного руководителя заключается в воспитании нравственно и физически здоровой, интеллектуальной личности, разносторонне подготовленной к успешной социализации. Строю свою работу с классом исходя из программы духовно-нравственного развития школьников, где приоритетной является задача, направленная на воспитание толерантной личности, способной к саморазвитию. Воспитательная работа не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. С этой целью мною ведется большая работа с родителями. Систематически провожу классные родительские собрания, классные часы с приглашением родителей, привлекаю родителей к участию в классных и школьных мероприятиях. В свою очередь родители помогают в проведении мероприятий. Активно работает родительский комитет класса. Я провожу профилактическую работу с родителями, анкетирование, даю индивидуальные консультации.
Главным достижением классного коллектива считаю: активное участие учащихся в делах класса и общешкольных мероприятиях как детей, так и родителей, повышение уровня сплоченности классного коллектива.