Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов
Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов
Познавательная активность - основа развития полноценной, гармоничной личности. Особенно в наше "непростое" время, так как обществу нужны квалифицированные, занимающиеся самообразованием, компетентные специалисты.Основная задача начального образования - "учиться", научить младших школьников "добывать информацию". Невозможно заставить хорошо учиться, если у ребенка не развита познавательная активность, если он не стремится познать новое, если ему не интересно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов »
Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов
Познавательная активность – основа развития полноценной, гармоничной личности. Особенно в наше «непростое» время, так как обществу нужны квалифицированные, занимающиеся самообразованием, компетентные специалисты. Основная задача начального образования « учиться», научить младших школьников « добывать информацию». Невозможно заставить хорошо учиться , если у ребенка не развита познавательная активность, если он не стремится познать новое , если ему не интересно.
Познавательная активность – это интерес к учебной деятельности к приобретению знаний, к науке. Возникновение познавательной активности зависит от уровня развития ребенка, его опта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны от способа подачи материала.
Отдельно хотелось бы выделить познавательный интерес, он проходит «красной нитью» по всем методам познавательной активности.
Ш.А. Амонашвили разрабатывал проблему интереса : « Интерес к учению спит со своей жизнедеятельностью младших школьников, неосторожный поворот метода, однообразие приема может расшатать интерес, который еще очень хрупок…»
Интерес – форма появления познавательных потребностей, обеспечивающая направление личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами , более полному и глубокому отражению действительности.
Существует множество приемов активизации познавательного интереса или управления познавательной деятельности учащихся:
Активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучению материала.
Прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.
Прием семантизации - возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового раскрытия слов.
Приём динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;
Прием значимости - создание установки на необходимость изучения материала
Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала :
Эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов находятся ответы;
Исследовательский прием - учащиеся на основе проведенных наблюдений , опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.
Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний:
Прием натурализации;
Прием схематизации.
Все методы активизации познавательной деятельности основываются на познавательном интересе.
Итак, какие же методы помогают активизировать познавательную деятельность?
Остановлюсь на некоторых из них:
Метод проблемного обучения.
Правильно сформированная проблема способствует интересу познать новое, а значит, способствует возникновению интереса к познанию нового, а значит способствует активизации познавательной деятельности учащихся, активизации мыслительной деятельности. Истина, добытая путём решения проблемы. Становится истиной каждого учащегося.Проблемы существуют на каждом уроке. Мы с учениками моего класса почти всё изображаем схематично. Поэтому, при формулировании проблемы на доске появляется «?» Например:
Правописание слова « п?года» . Как видите проблема на поверхности. Начинаем её решать. Учитель грамотно направляет рассуждения учащихся.Учитель вместе с учениками рассуждает. Вместе приходят к выводу, что нужно посмотреть в этимологическом словаре.
Математика « Сложение и вычитание трёхзначных чисел столбиком». Опираясь на знания учащихся выводим алгоритм решения примеров данного вида.
2. Метод самостоятельной работы.
Необходимо научить детей работать самостоятельно, научить умению планировать свои действия.
Хочу поделиться своим опытом. Многие младшие школьники с трудом самостоятельно решают задачи. Поэтому я при самостоятельном решении задач я таким учащимся раздаю « Карточки – помогаторы», на которых либо краткая запись , либо наводящие вопросы для понимание смысла.
3. Метод дидактической игры.
Не для кого не секрет, что даже мы , взрослые, любим поиграть, а дети?! Поэтому на каждом уроке я использую этот метод. В начале урока математики игра « Цепочка», смысл её не оборвать. Очень эффективна например на запоминание таблицы умножения, задействованы все.
Эффективность метод зависит от учителя:
- учитель должен быть внимательным к каждому ребёнку;
- учитель должен уметь увидеть у ученика малейшую искру интереса к какой – либо стороне учебной роботы;
- учитель должен создавать все условия для того, чтобы разжечь её.
Необходимо соблюдения условий для полноценной активизации познавательной деятельности:
1.Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главным условием для развития познавательного интереса младших школьников являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определенную точку зрения.
2. Вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.
3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса третье важное условие.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший — учит её находить»