Способы активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов.
Способы активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов.
Одним из важнейших мотивов учения для школьников является познавательный интерес. Используются такие способы активизации познавательной деятельности, как:
- учебно - игровая деятельность
- самостоятельные работы,
- работа в парах, группах
- проблемные ситуации
- нетрадиционные формы учебных занятий
- проектно-исследовательскую деятельность и современные образовательные технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Способы активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов.»
Способы активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов.
Олимпиадное движение является одним из направлений выявления одаренных детей. Цели проведения олимпиад – это и выявление одаренных детей в определенной отрасли знаний, развитие их познавательных интересов, потребностей и познавательной активности, проверка знаний и умений, приобретение опыта творческой деятельности. Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал. Именно олимпиады позволяют ученику познать и проявить себя, дают возможность самоутвердиться. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности.
Одаренные дети отличаются друг от друга степенью одаренности, познавательным стилем, сферами интересов. Поэтому перед педагогом стоит большая проблема по раскрытию потенциала ребенка, отбору содержания, форм и методов в сфере организации учебного процесса.
Одним из важнейших мотивов учения для школьников является познавательный интерес. Используются такие способы активизации познавательной деятельности, как:
- учебно - игровая деятельность
- самостоятельные работы,
- работа в парах, группах
- проблемные ситуации
- нетрадиционные формы учебных занятий
- проектно-исследовательскую деятельность и современные образовательные технологии.
Любимой формой деятельности младших школьников является игра. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях.
Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Дети учатся быстро и логично рассуждать. Кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы. Очень нравятся детям игры с мячом при изучении табличных случаев умножения и деления или при проведении устного счёта.
Игры-путешествия способствуют углублению, закреплению учебного материала. Ещё большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании интеллектуальных игр. Даются им шарады, головоломки, загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.
Большое внимание уделяются организации самостоятельной работы на уроках. Чтобы все с ней справлялись, я использую подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, необходимо продумывать последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность.
Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы в организации урока и внеклассных мероприятий: урок-сказка, КВН, урок-путешествие, конкурсы, соревнования, презентации, экскурсии, предметные недели.
На уроках математики провожу устный счет с элементами игры:
Логические разминки (решение задач)
Игра «Да-нет» (Учащиеся говорят «да», если согласны, «нет» , если не согласны). «Магические квадраты». «Веселый счет». «Засели домики» (отработка состава числа). Игра «Помоги белочке найти своё гнездо» и др. Веселые задачи в стихах
На уроках русского языка игровые и занимательные задания
«Придумай слово». Отгадай загадку (отгадка – словарное слово). «Чудесная яблоня». Разгадывание ребусов, кроссвордов. Картинный диктант (при изучении словарных слов) и многое др.
На уроках литературного чтения детям очень нравится:
«Путешествие по станциям». Во время путешествия ребята преодолевают препятствия, выполняя различные задания. Стараются быть быстрыми, сообразительными, внимательными.
На уроках окружающего мира работу над активизацией познавательной деятельности учащихся через сведения из дополнительных источников, использую игровые приемы:
«Кто быстрее назовет ответ?». Загадки. Викторины «Знаешь ли ты?»
Кроссворды и т.д.
Дети активно включаются в исследовательскую деятельность, когда перед ними встают интересующие их проблемы.
На уроке окружающего мира при изучении темы: «Водоемы» ребенок задает вопрос: «А почему так легко передвигается водомерка по поверхности воды?». Появляется проблема, и в таком случае ребенок не получает готового ответа, учитель направляет, координирует поисковую деятельность ребенка, предлагает литературу по данной проблеме для самостоятельного изучения, определяются и проводятся совместные опыты, самостоятельные практические работы, делаются выводы, обобщения. Так постепенно ребенок дает сам ответ на поставленный им вопрос. После маленького открытия, сделанного самостоятельно, у детей появляется интерес, желание еще больше узнать.
Для активизации познавательной деятельности учащихся можно использовать и другие приемы: парную или групповую работу.
Работу в парах начинать вводить с первого класса. Учить первоклассников проверять друг друга, слушая товарища, дополнять, оценивать его ответ.
Интересным и продуктивным способом активизации познавательной деятельности учащихся является проектная деятельность.
Использование средств ИКТ на уроках и внеклассных мероприятиях не только значительно повышает эффективность обучения, но и делает занятия привлекательными и современными. Ежегодное участие в олимпиадах на онлайн-платформах показывает, насколько увлекательно и важно для детей открывать новое и демонстрировать открытия с помощью ИКТ.
Роль учителя в подготовке детей к олимпиадам огромна. В первую очередь учитель обязан создать благоприятные условия для того, чтобы ученик смог постигать новое и новое в интересующей его науке. С помощью знаний учителя, умением методически правильно поставить перед учеником задачу посильную ученику, и после еѐ решения вызвавшую чувство победы, ученик с большим азартом будет заниматься предметом, заинтересовавшим его.
Итоги олимпиад обсуждаются, разбираются наиболее интересные задачи, другие возможные способы решения. Понятно, что как в любом состязании, в олимпиадах разного уровня есть и победители, есть и побежденные. Поэтому важно, чтобы результат очередной олимпиады воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не в сравнении с другими участниками, но в сравнении с самим собой.