Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов при отработке вычислительных навыков
Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов при отработке вычислительных навыков
В статье автор акцентирует внимание на конкретные методические приёмы, стимулирующие познавательную активность учащихся на уроках математики. Представлены перспективные приемы и методы активизации познавательной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов при отработке вычислительных навыков»
Активизация познавательной деятельности
учащихся начальных классов при отработке
вычислительных навыков
Сариева Е.В., учитель начальных классов
Аннотация. В статье автор акцентирует внимание на конкретные методические приёмы, стимулирующие познавательную активность учащихся на уроках математики. Представлены перспективные приемы и методы активизации познавательной деятельности.
Ключевые слова: развитие познавательных процессов, повышение интереса к предмету, формы, методы, приемы, использование ИКТ, создание положительных эмоциональных ситуаций.
Abstract. In the article the author focuses on specific teaching methods that stimulate cognitive activity of pupils at lessons of mathematics. Presents advanced techniques and methods of activization of informative activity
Keywords: the development of cognitive processes, increased interest in subject matter, forms, methods, techniques, use of ICT, creating a positive emotional situations .
Латинское слово «activus» переводится как «активный», «деятельный». Активизация обучения школьников означает, таким образом, усиление, оживление их деятельности на всех этапах учебного процесса.
Одним из самых главных условий активизации познавательной деятельности ученика является интерес. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа, проблемное обучение.
Для младших школьников наиболее эффективны игровые методы. Например, в процессе игры на уроке математики незаметно для себя учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. У них развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Игра необходима и для сохранения преемственности между детским садом и школой. [1]
На уроках математики проводится устный счет, используются при этом игровые и занимательные задания, дидактические игры: "Собери букет", "Математическая рыбалка", "Кто быстрее?", "Молчанка", "Собери грибы".
Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание способа выполнения фокуса или выработку выигрышной стратегии игры. Игровая форма подачи материала на уроках - один из самых действенных методов. Обучающие математические игры классифицируют в зависимости от требований игры и характера действий во время неё. Многие игры связаны с двигательной активностью.
Кроме игр, существуют другие способы активизации познания: занимательные задачи, в том числе рифмованные; ребусы, кроссворды и шарады. Трудно переоценить пользу нестандартных задач, задачи – шутки, где возможно несколько вариантов решений. Провоцирующие задачи обладают мощным развивающим потенциалом. Они воспитывают в детях внимательность и критический подход к информации, развивают способности к анализу и нестандартное мышление. Когда ученик успешно справляется со сложной, нестандартной задачей, это значительно повышает его самооценку и поддерживает интерес к предмету.
Задачи со сказочным сюжетом усиливают интерес к самой задаче, побуждают ребёнка решить проблему, вызывают желание помочь литературным героям.
Дети очень любят «Веселый счет» - рифмованные задачки. Первоклассникам, например, начертания цифр помогают запомнить веселые стихотворения. Геометрический материал легко запоминается благодаря сказкам, стихотворениям о геометрических фигурах.
Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока: во время устного счета, при закреплении нового материала, при проведении проверочных работ. [2]
Развитие информационных технологий дает широкую возможность для использования новых методов преподавания в математике. Насыщенность слайдов, появление на слайдах фотографий с иллюстрациями вносит разнообразие в учебный процесс, активизирует внимание и познавательную деятельность, стимулирует мотивацию учащихся. В начальной школе сегодня невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. На помощь учителю приходит компьютер и Интернет.
Видеть огоньки пытливости в глазах детей, их живой неподдельный интерес, желание показать свои умения и навыки, - что может быть лучше этого?
Библиографический список:
1.Гузеев, Р.Р. Инновационные идеи в современном образовании /Р.Р. Гузеев //Школьные технологии. 1997. - №1. – с.34.
2.Косоларо Н. Учимся думать / Н. Косоларо. – Санкт-Петербург, 1993. – 245 с.