Соблюдение правила преемственности в обучении, воспитании и развитии – одно из важнейших составляющих систематичности и последовательности в обучении и единства педагогического воздействия в воспитании обучающихся.
Несоблюдение правила преемственности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может неблагополучно отразиться на прохождении периода адаптации ребенка в новых условиях, что в свою очередь может привести к ухудшению здоровья ученика.
Главная цель педагогического совета по преемственности – выработка линии поведения классных руководителей, учителей-предметников;
создание системы общих взглядов на использование правила преемственности в ОУ;
выработка единых требований, форм и методов работы с детьми, индивидуального подхода к ученикам и классу в целом;
привлечения внимания к проблеме сохранения здоровья всех участников процесса;
обсуждение основных проблем, возникающих в работе с учащимися 5-х классов;
определение основных направлений совместной работы педагогического коллектива, родительской общественности, ученического коллектива по оптимизации образовательного процесса в 5-х классах.
Педагогический совет проводится в три этапа:
I – подготовка,
II – проведение.
III – контроль выполнения решений
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптация в 5-х классах»
Педагогический совет: "Преемственность в обучении и адаптации предметного обучения учащихся 5-го класса"
Грачева Ольга Николаевна, учитель, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Разделы:Администрирование школы
Соблюдение правила преемственности в обучении, воспитании и развитии – одно из важнейших составляющих систематичности и последовательности в обучении и единства педагогического воздействия в воспитании обучающихся.
Несоблюдение правила преемственности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может неблагополучно отразиться на прохождении периода адаптации ребенка в новых условиях, что в свою очередь может привести к ухудшению здоровья ученика.
Главная цель педагогического совета по преемственности – выработка линии поведения классных руководителей, учителей-предметников;
создание системы общих взглядов на использование правила преемственности в ОУ;
выработка единых требований, форм и методов работы с детьми, индивидуального подхода к ученикам и классу в целом;
привлечения внимания к проблеме сохранения здоровья всех участников процесса;
обсуждение основных проблем, возникающих в работе с учащимися 5-х классов;
определение основных направлений совместной работы педагогического коллектива, родительской общественности, ученического коллектива по оптимизации образовательного процесса в 5-х классах.
Педагогический совет проводится в три этапа:
I – подготовка,
II – проведение.
III – контроль выполнения решений.
1. Подготовка педагогического совета по преемственности. Приложение 7.
Задолго до ноября месяца в годовом плане школы появляется тема ноябрьского педагогического совета: “Преемственность в обучении, воспитании, развитии учащихся 5-х классов при переходе из начальной школы в основную”. Определяются цели и задачи педсовета, планируются сроки его проведения. Этот момент и есть начало подготовки педсовета. Специалисты всех школьных служб получают конкретные задания от директора школы.
Задания директора школы различным службам.
Заместителю директора по учебно-воспитательной работе:
разобрать план проведения педсовета по преемственности;
продумать форму проведения педсовета по преемственности;
продумать кандидатуры будущих классных руководителей 5-х классов с учетом особенностей учащихся и классных руководителей 4-х классов;
составить план посещения уроков в 4-х классах (апрель-май) и в 5-х классах (сентябрь-октябрь);
продумать, кого из родительского комитета пригласить.
Руководителю ППМС-службы (психологу школы):
посетить совместно с учителями, администрацией уроки в 4-х классах (апрель-май) (психолого-педагогический аспект предполагаемой проблемы адаптации);
подготовить диагностические материалы по программе “Готовность к обучению в основной школе”;
провести диагностику;
подготовить рекомендации;
подготовиться к выступлению (на родительских собраниях в 4-х классах, на педсовете);
подготовить рекомендации для родителей учащихся 4-х классов на летний период и в плане подготовки к 5-му классу;
провести родительские собрания (принять участие в проведении) в конце года в 4-х классах;
составить анкету для классных руководителей 4–5-х классов для выступления на педсовете: психолого-педагогические характеристики классов, напутствие классных руководителей, слова благодарностей и т.д.;
подготовить рекомендации для будущих учителей 5-х классов по индивидуальным особенностям отдельных учащихся, особенностям класса в целом;
посетить уроки в 5-х классах, классные часы (сентябрь-октябрь);
провести родительские собрания в 5-х классах “Особенности младшего подросткового возраста”;
провести работу по программе “Адаптация-5”;
обобщить результаты.
Учителям 4-х классов:
“открыть” уроки для специалистов основной школы с целью изучения уровня готовности к переходу в основную школу, индивидуальных особенностей учащихся и класса в целом;
провести экскурсии по кабинетам основной школы;
провести классные часы “Скоро в 5-ый класс”;
провести родительские собрания “Особенности подросткового возраста”;
посетить уроки в 5-х классах в сентябре месяце с целью осуществления преемственности.
Классным руководителям будущих 5-х классов:
посетить в апреле-мае уроки в 4-х классах;
познакомиться с детьми, уровнем их подготовки, с учителем начальной школы;
изучить индивидуальные особенности пятиклассников, наладить эмоциональный контакт с классом, обосновать предъявляемые требования (сентябрь);
обеспечить знакомство родителей (сентябрь) со всеми учителями-предметниками, их требованиями по отдельным предметам.
Председателям МО (методических объединений по предметам):
совместно с учителями посетить уроки в 4-х, 5-х классах, подготовить рекомендации по оптимизации учебного процесса с целью осуществления преемственности.
Председателям МО русского языка:
проконсультировать родителей по проблемам дефектов устной и письменной речи учащихся (на родительских собраниях);
проконсультировать учителей-предметников об особенностях работы с детьми, имеющими дефекты речи.
Логопедам:
подготовить речевые карты учащихся 4-х классов для передачи в основную школу;
провести логопедическое обследование пятиклассников;
сформировать группы для логопедических занятий в 5-х классах;
поддерживать постоянный контакт с родителями учащихся, посещающих логопедические занятия (телефонный контакт, встречи);
поддерживать контакт с учителями русского языка и классными руководителями.
Родителям:
посещать родительские собрания;
выполнять рекомендации учителей, психологов.
Учителям предметникам:
выступить на родительских собраниях в сентябре (знакомство с родителями), изложить требования по предмету, критерии оценок и т.д.
познакомиться с учащимися 5-х классов, изучить их имена и фамилии.
2. Порядок проведения педсовета.
Открытие педсовета по преемственности,
Выступления представителей администрации,
Выступления психолога, логопеда 4-х классов,
Выступления учителей начальной школы 4-х классов,
Классные руководители 5-х классов,
Учителя-предметники,
Руководители МО по предметам,
Логопед, психолог 5-х классов,
Медицинский работник,
Принятие решений,
Заключение администрации.
После окончания первой четверти в торжественной обстановке проводится педсовет по преемственности. Присутствующие: администрация школы; учителя начальных классов; классные руководители 5-х классов; учителя предметники, работающие в 5-х классах; руководители методических объединений (МО) по предметам; сотрудники ППМС-центра, другие специалисты.
Педсовет открывает директор школы или его заместитель.
Выступают представители администрации, которые подводят итоги проведения классно-обобщающего контроля, высказывают свое мнение об особенностях класса и отдельных учеников, дают рекомендации классным руководителям по работе с коллективом. Приложение 1.
Выступают психолог 4-х классов и логопед 4-х классов, которые рассказывают о результатах коррекционной работы с учащимися, об их психолого-педагогических особенностях, об уровне готовности к переходу в основную школу, представляют результаты диагностики. Приложение 2.
Выступают учителя начальной школы.Приложение 3.
Затем классные руководители 5-х классов рассказывают об особенностях вверенных им классов, индивидуальных особенностях отдельных учеников (опираясь на результаты анкеты, которая была предложена им при подготовке к педсовету), торжественно преподносят письма-сочинения пятиклассников учителям начальных классов. Приложение 4.
Продолжают разговор учителя-предметники 5-х классов.
Затем руководители МО дают рекомендации учителям-предметникам на основе анализа посещенных уроков в 5-х классах в Ι четверти.
После выступлений классных руководителей и учителей 5-х классов, начальной школы, руководителей МО психолог 5-х классов рассказывает о результатах диагностического исследования трудностей адаптационного периода, дает рекомендации учителям-предметникам, классным руководителям, опосредованно – родителям. Приложение 5, Приложение 6.
Медицинский работник рассказывает о особенностях здоровья учащихся, дает рекомендации классным руководителям, учителям предметникам, родителям.
В заключение принимается решение педагогического совета.
Закрывает педсовет директор школы или его заместитель, подводя итоги, делая выводы.
Основным объектом внимания является ученик и основной целью – забота о его здоровье. Классный руководитель находится в постоянном контакте с психологом, курирующим данный класс, с медицинскими работниками, родителями. От этого зависит успех процесса адаптации ребенка в новых условиях.
Таким образом, педсовет по преемственности подводит итоги периода адаптации пятиклассников, позволяет осуществлять преемственность в обучении, воспитании, развитии учащихся, дает старт развитию новых идей, мыслей, направлений работы. Окончание педагогического совета по преемственности является началом очередного витки в развитии системы преемственности в обучении, воспитании, развитии.
Педсовет закончился. Его решения – начало работы специалистов разных направлений по их выполнению.
3. Контроль выполнения решений педагогического педсовета.
Какие функции возложены на каждое звено воспитательного и образовательного процесса на этом этапе?
Администрация:
контроль за выполнением решений ПСП;
создание необходимых условий для их выполнения;
проведение необходимых мероприятий последующего промежуточного контроля.
Руководители МО:
контроль за выполнением рекомендаций учителями-предметниками;
посещение уроков, взаимопосещение, проведение заседаний МО, контрольные срезы знаний.
Учителя:
изучение индивидуальных особенностей пятиклассников;
учет возрастных особенностей в работе;
подбор педагогических технологий с учетом особенностей класса;
контакт с родителями учащихся;
участие в классных совещаниях, совещаниях при директоре, психолого-педагогических консилиумах, в консультативном сопровождении учащихся, классов и т.д.;
корректировка программ с учетом уровня готовности класса.
Классные руководители:
работа с родителями (рекомендации отдельным родителям, просветительская работа);
участие в психологических программах сопровождения (адаптация, преодоление учебных затруднений, профилактика агрессивного поведения и др.);
участие в консультативном сопровождении совместно с психологом.
осуществление психологической поддержки всем категориям.
Родителям:
посещение родительских собраний;
контакт с классным руководителем;
контакт с учителями-предметниками;
посещение ППМС-центра (контакт с психологом);
родительская поддержка ребенка в семье.
Значение педсовета по преемственности.
Педагогический совет по преемственности можно рассматривать как форму повышения педагогической компетентности педагога.
Педсовет по преемственности дает возможность каждому педагогу, работающему в 5-х классах, выявить актуальные проблемы каждого ребенка и учащихся 5-х класса в целом.
Педсовет по преемственности позволяет учителю начальной школы увидеть свои удачи и промахи в работе с учащимися 4-х классов, зафиксировать успех, спланировать дальнейшую работу с учетом принятых на педсовете решений, внести элементы самокоррекции в будущую деятельность.
Педсовет по преемственности позволяет согласовать действия учителей-предметников, классных руководителей, родителей в поиске и осуществлении конкретных шагов в решении назревших проблем (учебных затруднений, эмоциональных проблем и др.), в подборе личностно-ориентированных технологий обучения, воспитания и развития учащихся. Проблемы, не решенные на этом этапе, переходят к другим специализированным структурам и службам – медикам, логопедам, коррекционным и социальным психологам и др.
Педсовет по преемственности привлекает внимание педагогов, психологов, руководителей школы к проблеме необходимости учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, сохранения здоровья ученика и учителя