2. Роль железнодорожного транспорта в нашей жизни.
3. Опрос детей и взрослых.
Заключение.
Приложение.
Список литературы.
Введение:
У нас в семье не бывает разногласий по поводу того, на чём ехать в отпуск в дальние края. Конечно, на поезде! Что может быть удобнее? Быстро, комфортно и недорого. Но все ли так считают? Кому-то по сердцу автомобиль или автобус, кому-то – самолёт. Многие предпочитают вообще никуда не ездить, если рядом любимая дача. Сложно сравнивать, но я попробую.
Цель работы: выяснить, какое место в жизни современного человека занимает железнодорожный транспорт.
Задачи:
Исследовать историю развития железнодорожного транспорта в России.
Выявить отношение детей и взрослых к различным видам транспорта.
Выяснить, в чём преимущества и недостатки железной дороги.
Объект исследования: комфорт на различных видах транспорта.
Предмет исследования: железнодорожный транспорт.
Проблема: как сделать выбор удобного, безопасного и недорогого вида транспорта современному человеку.
Гипотеза: как изменилась бы жизнь современного человека без железной дороги.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Железная дорога: преимущества и недостатки" »
V региональная конференция
«Юный исследователь»
Экономика
Железная дорога:
преимущества
и недостатки
Моисеев Никита
ГБОУ СОШ №8 г. Отрадного
Самарской области
Научный руководитель:
Ланских Евгения Николаевна
Учитель начальных классов
2012 г.
Оглавление
Введение.
Основная часть.
Краткая история железнодорожного транспорта.
2. Роль железнодорожного транспорта в нашей жизни.
3. Опрос детей и взрослых.
Заключение.
Приложение.
Список литературы.
I. Введение.
У нас в семье не бывает разногласий по поводу того, на чём ехать в отпуск в дальние края. Конечно, на поезде! Что может быть удобнее? Быстро, комфортно и недорого. Но все ли так считают? Кому-то по сердцу автомобиль или автобус, кому-то – самолёт. Многие предпочитают вообще никуда не ездить, если рядом любимая дача. Сложно сравнивать, но я попробую.
Цель работы: выяснить, какое место в жизни современного человека занимает железнодорожный транспорт.
Задачи:
Исследовать историю развития железнодорожного транспорта в России.
Выявить отношение детей и взрослых к различным видам транспорта.
Выяснить, в чём преимущества и недостатки железной дороги.
Объект исследования: комфорт на различных видах транспорта.
Предмет исследования: железнодорожный транспорт.
Проблема: как сделать выбор удобного, безопасного и недорогого вида транспорта современному человеку.
Гипотеза: как изменилась бы жизнь современного человека без железной дороги.
3
II. Основная часть.
1. Краткая история развития железнодорожного транспорта в России.
Человек с древних времен задумывался о том, как сделать дорогу гладкой, а путешествие – приятным. Так появились рельсы. Сперва они были деревянными и использовались в строительстве и на шахтах. На такие рельсы ставилась тележка, гружённая, например, углём, и двигалась при помощи лошадей или даже вручную. Позже стали использовать металлические рельсы.
В далёком 1814 году английский изобретатель Джордж Стефенсон создал первую паровую машину, двигающуюся по рельсам – по-русски паровоз. Колеса вращались от поршней, поршни двигались при помощи пара, пар получался в котле от кипения воды, нагревание воды шло от топки, в которой горел уголь. Скорость движения была 47 км/ч. Таким образом, в паровозе были: вагон для угля (тендер), топка, котёл, поршни, колёса, кабина для экипажа (локомотивной бригады). Паровозом управляли двое: машинист (вёл паровоз и командовал) и кочегар (подкидывал уголь в топку по команде машиниста). По пути следования паровоза через некоторое расстояние ставили огромные краны для заправки котлов водой, так как она быстро выпаривалась.
В 1816 году в гостях у Стефенсона побывал наследник Российского престола 19-летний царевич Николай Павлович Романов. Паровая машина поразила молодого человека своими возможностями. Николай Павлович твёрдо решил добиваться строительства железных дорог на Родине. В 1825-1855 годах Николай Павлович был Российским императором под именем Николай I.(Приложение 1). При нём построены первые железные дороги Санкт-Петербург - Царское Село - Павловск и Санкт-Петербург – Москва.
В 1834 году в уральском городе Нижнем Тагиле была создана первая русская паровая машина, двигающаяся по рельсам (Приложение 2). Изобретатели, отец Ефим и сын Мирон Черепановы, были русскими крепостными мастеровыми. Паровоз Черепановых служил на заводе Демидовых для перевозки грузов по чугунным рельсовым путям (854 м.) Первый их "сухопутный пароход" (так в России в то время называли паровозы) весил 2,4 тонны, провозил 3,3 т руды со скоростью 13-15 км/ч. Кроме груза, паровоз мог везти до 40 пассажиров. Вскоре Черепановы сделали второй, более мощный паровоз, который водил составы массой до 16 т. Но эту дорогу не считают первой железной дорогой в России, так как она вскоре прекратила свое существование - хозяева предпочли гужевой транспорт.
4
Первые гудки паровозов на Самарской земле прозвучали в 1874 году – была закончена Сызрано-Вяземская железная дорога, была построена станция Сызрань. Сейчас в городе Сызрань несколько станций (Приложение 3).
В 1876 году построен вокзал в г.Самаре. Он проработал 120 лет. В 2001 году открыт новый вокзал-красавец, один из крупнейших в Европе (Приложение 4).
В 1880 году вблизи современного г.Октябрьска Самарской области был построен Александровский ( или по-другому Сызранский) мост через Волгу (Приложение 5). Такое название он получил в честь тогдашнего императора Александра II. По сей день мост поражает своей красотой.
В 1888 году построена железная дорога Самара-Уфа. Среди множества других появился разъезд Муханово – нынешняя станция Новотрадная. С тех давних времён дорога, проходящая через нашу станцию, является одной из важнейших в стране.
В конце XIX-начале ХХ веков была построена величайшая железная дорога в мире – Транссиб, связавшая запад и восток страны. До революции 1917 года почти вся Российская империя была окутана сетью железных дорог.
В годы СССР на железных дорогах было сделано очень много. В 1927-1931 гг. построена дорога из Средней Азии в Сибирь (Туркестано-Сибирская или Турксиб). В 1974-1984 построена Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Одноколейные дороги перестраивались в двухколейные (поезда не останавливались, чтобы пропустить встречный поезд на разъезде). С появлением электровозов железные дороги электрифицировались (см.ниже).
Паровозы (Приложение 6) постепенно были заменены на более современные локомотивы – тепловозы (Приложение 7) и электровозы (Приложение 8). Тяжёлый труд кочегаров остался в прошлом. Пассажирам поездов стало удобно: перестало пахнуть паровозной гарью, скорость движения увеличилась.
В тепловозах применяются двигатели внутреннего сгорания. Они подобны автомобильным, только намного больше и мощнее. Электровозы движутся при помощи электродвигателей. Для них необходимы электропровода, висящие высоко над железнодорожными путями («контактная сеть»), а для передачи электроэнергии нужны «рога»(«пантографы») на крыше электровоза. В нашей стране многие железные дороги с контактной сетью («электрифицированные»), в том числе и проходящая через наш город
Железнодорожники внесли огромный вклад в победу в Великой Отечественной
5
войне. Так в в 1941 году за короткое время из центральной части СССР в город Куйбышев (ныне – Самара) были перевезены тонны оборудования и тысячи рабочих, организовано производство боевых самолётов. Во время войны в Куйбышеве появились первые пригородные электропоезда, в просторечии «электрички» (Приложение 9).
В 1984-2009 годах между Москвой и Ленинградом (Санкт-Петербургом) курсировал первый отечественный скоростной поезд ЭР-200 (Приложения 10 и 11). В 2009 году в Германии закуплены новые скоростные поезда «Сапсан»(Приложения 12 и 13). Они работают на маршрутах Москва – Санкт-Петербург и Москва – Нижний Новгород. В дальнейшем планируется делать такие поезда в России.
В некоторых городах работают детские железные дороги. Подростки, мальчики и девочки работают там машинистами, проводниками, стрелочниками, дежурными по станциям. Взрослые и дети с удовольствием ездят на таких поездах. (Приложение 14).
2. Роль железнодорожного транспорта в нашей жизни.
Наше исследование выявило интересные факты о месте железнодорожного транспорта в жизни людей в прошлом и сейчас.
Таблица №1
Что везём?
Доля всех перевозок ж/д транспортом (в %)
1-я половина 19 века
2-я половина 19 века
1-я половина 20 века
2-я половина 20 века
Наше время
Пассажиры
5
20
50
40
40
Грузы
10
50
70
80
80
Исследуя различные источники, в том числе опрос (анкетирование), я пришёл к выводу, что железнодорожный транспорт имеет значительное преимущество по сравнению с другими видами транспорта в следующих сферах жизни современного человека: экология, безопасность, комфорт и экономия.
Экология.
Мне довелось неоднократно проезжать по маршруту Отрадный-Самара на автомобиле и на поезде. Я убедился, что ущерб природе и человеку от работы железнодорожного транспорта намного меньше, чем от автомобилей. Рядом с шумной
6
автострадой невозможно жить: постоянный шум, выхлопные газы, не растут овощи и фрукты. Рядом с железной дорогой люди спокойно уживаются. Так, например, в селе Тургеневка ряд жилых домов расположен совсем рядом с «железкой», а рядом с шоссе домов почти нет.
Безопасность.
Мы знаем об авариях на автомобильных дорогах. Случаются аварии и с самолётами. По статистике железнодорожный транспорт в 3 раза безопаснее воздушного, в 10 раз безопаснее автомобильного.
Комфорт и экономия.
Начнём с того, что скорый поезд от Отрадного до Москвы довезёт Вас за 20 часов. Стоимость билетов от 600 до 3500 рублей. Самолёт из Самары в Москву летит 1час 40 минут. Но добраться из нашего города в самарский аэропорт Курумоч довольно непросто: на такси дорого, электрички не ходят, автобусов тоже нет. В Москве аэропорт тоже далеко от города. Добавьте к этому знаменитые московские «пробки» на дорогах.Стоит ли лететь на самолёте в Москву? Ответ здесь ясен: нет. Цены на авиабилеты от 5900 до 21000 рублей.
Есть автобус Самара-Москва, стоимость билета на котором 1500 рублей. Однако езду ночь напролёт в сидячем положении выдержит не каждый. Поездка на легковом автомобиле до Москвы обойдётся примерно в 3000 рублей. Только не в каждой семье найдутся 2-3 водителя для передвижения на машине без остановки. Поэтому надо по дороге где-то ночевать, а это снова денежные затраты.
Поэтому наше сравнение вновь в пользу железной дороги! В пассажирском вагоне Вы промчитесь без автомобильных «пробок», без бессонных ночей, почитывая любимую книжку и прихлёбывая ароматный чай.
Преимущества грузового железнодорожного транспорта.
Наблюдая за многочисленными грузовыми поездами, проходящими через наш город, я сделал следующие выводы.
-Грузы самые разные, аккуратно закреплены;
-Скорости движения большие, почти все поезда следуют по «зелёному коридору» (без остановок);
-Вагоны в хорошем состоянии, большинство покрашено свежей краской.
7
Приехав на свою станцию, уставшая локомотивная бригада (машинист и его помощник) идёт отдыхать и готовиться в обратный путь с другим поездом. А их поезд дальше ведёт другая бригада. Так получается почти непрерывное движение. Современные средства связи помогают машинистам при плохой погоде.
Перевозка грузов самолётами – дело дорогое. Применяется там, где автомобильных и железных дорог пока нет.
На нашей автодороге Самара – Бугуруслан я наблюдал непрерывный поток грузовых автомобилей. Однако, таких смен «локомотивных бригад» на автомобиле не сделаешь. А бороться с сильным снегопадом, скользской дорогой, туманом, «пробками» водителю приходиться самостоятельно, без «средств связи».
Таким образом, я сделал вывод, что перевозку грузов лучше всего делать железной дорогой.
3. Опрос детей и взрослых.
Чтобы сравнить различные виды транспорта, я провёл анкетирование среди 10 детей нашего двора, 10 студентов – товарищей старшего брата и 10 знакомых взрослых (Приложение №15, таблица №2).
Результаты анкетирования показывают, что комфортнее всего передвигаться на железнодорожном транспорте, хотя на на легковом автомобиле (если несколько человек в машине) – немного дешевле.
III. Заключение.
Какие же выводы из проделанной мной работы?
Благодаря железнодорожному транспорту возникли и существуют тысячи городов и посёлков в России. Из-за наличия железной дороги вблизи уникального нефтяного месторождения было принято решение о строительстве нашего города 60 лет назад. В любое время дня и ночи мы можем воспользоваться услугами нашего железнодорожного вокзала, поехать куда-нибудь в отпуск или по делам.
Железные дороги – кровеносная система всей Российской экономики. Поезда перевозят нефть, газ, машины, оборудование, древесину, уголь, строительные материалы, зерно и многое другое.
8
Планы по развитию железных дорог грандиозны: запустить бесперебойное движение из Южной Кореи в Европу по территории России, построить новые дороги на севере страны. В 2018 году планируется связать скоростным сообщением Москву и Самару.
Вся 175-летняяя история отечественного железнодорожного транспорта- наглядное свидетельство того, что стальные магистрали не только надежный вид транспорта, доставляющий пассажиров и грузы по необъятным просторам России, но и важнейшая отрасль экономики, которая вносит весомый вклад в развитие нашей страны.
Путешествуйте по России по железной дороге! Вам понравится!
9
IV. Приложения.
Приложение 1
Памятник Николаю I в Санкт-Петербурге.
10
Приложение 2
Макет паровоза Черепановых.
11
Приложение 3
Станция Сызрань I в наши дни.
12
Приложение 4
Вокзал в Самаре в наши дни.
13
Приложение 5
Александровский (Сызранский) мост через Волгу вблизи г.Октябрьска Самарской области.
14
Приложение 6
Пассажирский паровоз П-36 ( «П»- победа).
15
Приложение 7
Грузовой магистральный тепловоз ТЭ3-1101.
16
Приложение 8
Грузовой магистральный электровоз ВЛ8-1002.
17
Приложение 9
Первый самарский пригородный электропоездПрП
18
Приложение 10
Первый скоростной поезд ЭР200.
19
Приложение 11
В вагоне скоростного поезда ЭР200.
20
Приложение 12
Поезд нового поколения «Сапсан».
21
Приложение 13
В вагоне поезда «Сапсан».
22
Приложение 14
Поезд Детской железной дороги из г. Уфы «Пионер Башкортостана»
-
V. Список литературы.
-Экспозиция Музея железнодорожной техники в г. Самаре.
- Советский энциклопедический словарь. Москва, «Советская энциклопедия», 1988 г.
-Атлас железных дорог СССР. Пассажирское сообщение. Москва, Гл.упр.геодезии и картографии при СМ СССР, 1985 г.
-ОАО «Российские железные дороги», официальный сайт.
-сайт «Железнодорожник История Российских железных дорог».
23
Приложение №15
Таблица №2
Опрос детей и взрослых.
№ п/п
Вопросы
Ответы
Дети
Студен
ты
Взрослые
1.
Сколько раз Вы ездили на поезде?
Ни разу
7
-
-
1-2 раза
3
1
1
Часто
-
9
9
2.
Что Вам нравится в работе железной дороги?
Родные пейзажи за окном
3
8
9
Чёткость движения поездов
-
1
1
Комфорт
-
1
-
3.
Что Вам не нравится в работе железной дороги?
Когда рядом проходит поезд, мне страшно
1
-
-
Долгое ожидание
-
2
3
Переполненные электрички
-
8
5
Долгое движение без остановок
2
-
2
4.
Что можно было изменить на железной дороге?
Всё и так хорошо
-
-
2
Поезд должен летать как самолёт
5
-
-
Добавить вагонов в электрички
1
-
Сделать проезд дешевле
7
2
Ездить ещё быстрее
5
-
1
Построить новые станции метро в Самаре
-
2
-
Построить переход из нашего города в промышленную зону
-
-
5
5.
Сколько раз Вы летали на самолёте?
Ни разу
10
2
-
1-2 раза
-
6
3
Часто
-
2
7
6.
Что Вам нравится в работе воздушного транспорта?
Красивые самолёты
10
-
Скорость
-
4
9
Обслуживание
-
6
1
Всё хорошо
-
-
1
7.
Что Вам не нравится в работе воздушного транспорта?
Долго сидеть в кресле самолёта
-
-
3
Долгая дорога в аэропорт
-
5
3
Задержки рейсов
-
5
3
8.
Сколько раз Вы были в дальней дороге на автомобиле (в автобусе)?
Ни разу
5
-
-
1-2 раза
3
-
-
Часто
2
10
10
9.
Что понравилось в дальней поездке на автомобиле (в автобусе)?
Всегда можно остановиться
-
-
5
Высокая скорость движения
10
5
-
Недорогая поездка
5
5
10.
Что не понравилось в дальней поездке на автомобиле (в автобусе)?