Цели: Изучить структуру и значение металлургии. Познакомить с особенностями черной металлургии и проблемами металлургии. Дать определения понятиям «комбинат», «металлургическая база». Дать характеристику металлургических баз.
1) Работа в группах по 4 человека. Учащиеся по очереди отвечают на вопросы домашнего задания (см. предыдущий урок). Один ученик отвечает, трое в группе его слушают. Учащиеся могут оценить ответ товарища и поставить оценку ему в тетрадь. Учитель в это время может заслушать ответы 4-х учеников и проставить им оценку в журнал. На ответ 2-3 минуты.
2) Выяснить, кто выполнил задание индивидуально по выбору (после работы в группе заслушать ответы на вопросы рубрик «Моя точка зрения», «Проблема ждет вашего решения», «Мой край в судьбе России»).
Устный опрос:
- В чем преимущества и недостатки ГЭС?
- Каково влияние на окружающую среду электроэнергетики?
- Назовите наиболее «грязные» и «чистые» электростанции. Как можно уменьшить отрицательное влияние на окружающую среду ТЭС, ГЭС, АЭС?
- По рис. 44, уч. Д., с. 129 определите районы страны, где производство экологически чистой энергии наиболее перспективно? (Для использования ветра наиболее перспективны побережья морей Северного Ледовитого океана, где среднегодовая скорость ветра превышает 6 м/с; для использования приливов на ТЭС подходят заливы Баренцева и Белого морей (Мезенская губа), а также заливы Охотского моря - Пенженская губа и заливы на западном берегу моря; производство энергии на солнечных электростанциях возможно на Северном Кавказе, Нижнем Поволжье, на Алтае, где величина суммарной солнечной радиации более 100 ккал/м2; термальные воды (на ГеоЭС) имеются в Западной Сибири, в Прибайкалье, на Камчатке.)
- По рис. 43, уч. Д., с. 126 определите районы наибольших запасов гидроэнергоресурсов. В каких районах затраты на производство электроэнергии минимальны, а в каких - строительство ГЭС наиболее перспективно.
а)
III. Изучение нового материала
- Металлургический комплекс производит конструкционный материал - металл, который используется для изготовления машин, станков, оборудования многих заводов, для строительства железных дорог и т. п. Основной потребитель металла машиностроение. Металлургический комплекс состоит из черной и цветной металлургии. 90% производимого металла составляет черный металл - сталь.
Сегодня мы познакомимся с черной металлургией, придерживаясь общего плана изучения отрасли.
План на доске:
1. Значение отрасли в народном хозяйстве.
2. Состав, структура отрасли (типы предприятий, технологические особенности предприятий).
3. Особенности металлургии (концентрация производства, комбинирование, материалоемкость).
4. Факторы и принципы размещения предприятий.
5. Металлургические базы России и крупнейшие предприятия, их связи по сырью и топливу.
6. Проблемы и перспективы развития отрасли.
- Без металла сегодня не может развиваться экономика России. Такие отрасли, как автомобилестроение, военное производство, транспорт (железные дороги), судостроение, строительство и др. не могут обходиться без стали.
Технологическая цепочка производства черной металлургии выглядит следующим образом:
- Найдите на карте атласа «Металлургия», или уч. А. с. 132, рис. 36, заводы полного цикла. Где они расположены? (Нижний Тагил, Магнитогорск, Липецк, Череповец, Новокузнецку - большей частью у месторождений руды на Урале и в районе КМА.)
- Основная часть металла производится на металлургических комбинатах.
Запись в тетрадь
Комбинат - это предприятия, на которых кроме металлургического производства имеются производства других отраслей, связанных с основным технологически и экономически.
Задания:
- Какие заводы не относятся к металлургии? (Производство цемента и стройматериалов, азотно-туковый комбинат.)
- Почему эти производства находятся в составе металлургического комбината? (Они работают на отходах основного производства: азотно-туковый комбинат на побочной продукции цеха разделения воздуха, завод стройматериалов использует шлак-отходы доменного и сталеплавильного производства.)
- Какова экономическая выгода комбинирования? (Уменьшаются перевозки и используются отходы для получения полезной продукции.)
- Где же строят металлургические заводы? На размещение металлургических предприятий влияют сырьевой, топливный, потребительский, водный, транспортный и экологический факторы.
1. Металлургические заводы полного цикла размещают у сырья или у топлива или на потоках руды (сырья) и топлива.
2. Предельные заводы и заводы малой металлургии ориентируются на металлолом (отходы машиностроительных заводов), поэтому размещаются в крупных городах, ориентируясь на потребителя.
3. Металлургический завод - это еще и водоемкое предприятие, поэтому строится у крупной реки, озера или пруда.
4. Металлургия - «грязная» отрасль, поэтому нельзя строить несколько металлургических заводов в одном городе. Нельзя превышать «экологический потолок», это пагубно отразится на здоровье населения.
5. Металлургический завод не может работать без железной дороги, так как потоки сырья, топлива очень огромные.
- Скопления металлургических заводов, использующих общую рудную или топливную базу, и производящие основной металл страны, называют металлургической базой. В России 3 основные металлургические базы:
1. Уральская;
2. Центральная;
3. Сибирская.
Задание:
- Самостоятельно изучите металлургические базы России (уч. Д., с. 138-139; уч. А., с. 132-134; карта атласа «Металлургия»)1. Какое сырье используют заводы базы (свое или привозное)?
2. Качество добываемой руды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели: Изучить структуру и значение металлургии. Познакомить с особенностями черной металлургии и проблемами металлургии. Дать определения понятиям «комбинат», «металлургическая база». Дать характеристику металлургических баз.
1) Работа в группах по 4 человека. Учащиеся по очереди отвечают на вопросы домашнего задания (см. предыдущий урок). Один ученик отвечает, трое в группе его слушают. Учащиеся могут оценить ответ товарища и поставить оценку ему в тетрадь. Учитель в это время может заслушать ответы 4-х учеников и проставить им оценку в журнал. На ответ 2-3 минуты.
2) Выяснить, кто выполнил задание индивидуально по выбору (после работы в группе заслушать ответы на вопросы рубрик «Моя точка зрения», «Проблема ждет вашего решения», «Мой край в судьбе России»).
Устный опрос:
- В чем преимущества и недостатки ГЭС?
- Каково влияние на окружающую среду электроэнергетики?
- Назовите наиболее «грязные» и «чистые» электростанции. Как можно уменьшить отрицательное влияние на окружающую среду ТЭС, ГЭС, АЭС?
- По рис. 44, уч. Д., с. 129 определите районы страны, где производство экологически чистой энергии наиболее перспективно? (Для использования ветра наиболее перспективны побережья морей Северного Ледовитого океана, где среднегодовая скорость ветра превышает 6 м/с; для использования приливов на ТЭС подходят заливы Баренцева и Белого морей (Мезенская губа), а также заливы Охотского моря - Пенженская губа и заливы на западном берегу моря; производство энергии на солнечных электростанциях возможно на Северном Кавказе, Нижнем Поволжье, на Алтае, где величина суммарной солнечной радиации более 100 ккал/м2; термальные воды (на ГеоЭС) имеются в Западной Сибири, в Прибайкалье, на Камчатке.)
- По рис. 43, уч. Д., с. 126 определите районы наибольших запасов гидроэнергоресурсов. В каких районах затраты на производство электроэнергии минимальны, а в каких - строительство ГЭС наиболее перспективно.
а)
III. Изучение нового материала
- Металлургический комплекс производит конструкционный материал - металл, который используется для изготовления машин, станков, оборудования многих заводов, для строительства железных дорог и т. п. Основной потребитель металла машиностроение. Металлургический комплекс состоит из черной и цветной металлургии. 90% производимого металла составляет черный металл - сталь.
Сегодня мы познакомимся с черной металлургией, придерживаясь общего плана изучения отрасли.
План на доске:
1. Значение отрасли в народном хозяйстве.
2. Состав, структура отрасли (типы предприятий, технологические особенности предприятий).
3. Особенности металлургии (концентрация производства, комбинирование, материалоемкость).
4. Факторы и принципы размещения предприятий.
5. Металлургические базы России и крупнейшие предприятия, их связи по сырью и топливу.
6. Проблемы и перспективы развития отрасли.
- Без металла сегодня не может развиваться экономика России. Такие отрасли, как автомобилестроение, военное производство, транспорт (железные дороги), судостроение, строительство и др. не могут обходиться без стали.
Технологическая цепочка производства черной металлургии выглядит следующим образом:
- Найдите на карте атласа «Металлургия», или уч. А. с. 132, рис. 36, заводы полного цикла. Где они расположены? (Нижний Тагил, Магнитогорск, Липецк, Череповец, Новокузнецку - большей частью у месторождений руды на Урале и в районе КМА.)
- Основная часть металла производится на металлургических комбинатах.
Запись в тетрадь
Комбинат - это предприятия, на которых кроме металлургического производства имеются производства других отраслей, связанных с основным технологически и экономически.
Задания:
- Какие заводы не относятся к металлургии? (Производство цемента и стройматериалов, азотно-туковый комбинат.)
- Почему эти производства находятся в составе металлургического комбината? (Они работают на отходах основного производства: азотно-туковый комбинат на побочной продукции цеха разделения воздуха, завод стройматериалов использует шлак-отходы доменного и сталеплавильного производства.)
- Какова экономическая выгода комбинирования? (Уменьшаются перевозки и используются отходы для получения полезной продукции.)
- Где же строят металлургические заводы? На размещение металлургических предприятий влияют сырьевой, топливный, потребительский, водный, транспортный и экологический факторы.
1. Металлургические заводы полного цикла размещают у сырья или у топлива или на потоках руды (сырья) и топлива.
2. Предельные заводы и заводы малой металлургии ориентируются на металлолом (отходы машиностроительных заводов), поэтому размещаются в крупных городах, ориентируясь на потребителя.
3. Металлургический завод - это еще и водоемкое предприятие, поэтому строится у крупной реки, озера или пруда.
4. Металлургия - «грязная» отрасль, поэтому нельзя строить несколько металлургических заводов в одном городе. Нельзя превышать «экологический потолок», это пагубно отразится на здоровье населения.
5. Металлургический завод не может работать без железной дороги, так как потоки сырья, топлива очень огромные.
- Скопления металлургических заводов, использующих общую рудную или топливную базу, и производящие основной металл страны, называют металлургической базой. В России 3 основные металлургические базы:
1. Уральская;
2. Центральная;
3. Сибирская.
Задание:
- Самостоятельно изучите металлургические базы России (уч. Д., с. 138-139; уч. А., с. 132-134; карта атласа «Металлургия»)1. Какое сырье используют заводы базы (свое или привозное)?
2. Качество добываемой руды.
3. Вид топлива (уголь).
4. Крупные заводы базы.
5. Проблемы базы.
Учащиеся в группах по столам могут проработать варианты одну базу и затем обсудить результаты работы в классе.
I. Закрепление
- На контурной карте отметьте 3 базы, укажите месторождения руды, угля и крупные металлургические заводы.
- Используя карты атласа «Металлургия», «Электроэнергетика», «Топливная промышленность», «Транспорт» определите перспективный район для строительства металлургического завода полного цикла. (Это может быть район Нерюнгри, Чульман.)
Домашнее задание
По уч. Д.: §25-26, с. 139 вопросы 1-2, с. 135 вопросы 1-2.
По уч. А.: §30, с. 131-135 вопросы, с. 138 вопросы 2-6 и 10.
Индивидуальное задание (по уч. А., с. 139) «Моя точка зрения».
Опережающее задание
Подготовить сообщение о новых технологиях добычи руды (индивидуально).