kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Металлургический комплекс, черный метал.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата                               9класс

Тема урока       металлургический комплекс, черный метал.

Цели: Изучить структуру и значение металлургии. Познакомить с особенностя­ми черной металлургии и проблемами металлургии. Дать определения понятиям «комбинат», «металлургическая база». Дать характеристику металлургических баз.

Оборудование: Карта «Металлургия», коллекция «Черная металлургия» (камен­ный уголь, кокс, железняк-магнитный, красный, бурый, чугун, сталь).

Ход урока

I.                    Организационный момент

II.                  Проверка домашнего задания

1)                   Работа в группах по 4 человека. Учащиеся по очереди отвечают на вопросы домашнего задания (см. предыдущий урок). Один ученик отвечает, трое в группе его слушают. Учащиеся могут оценить ответ товарища и поставить оценку ему в тет­радь. Учитель в это время может заслушать ответы 4-х учеников и проставить им оценку в журнал. На ответ 2-3 минуты.

2)                   Выяснить, кто выполнил задание индивидуально по выбору (после работы в группе заслушать ответы на вопросы рубрик «Моя точка зрения», «Проблема ждет вашего решения», «Мой край в судьбе России»).

Устный опрос:

-                      В чем преимущества и недостатки ГЭС?

-                      Каково влияние на окружающую среду электроэнергетики?

-                      Назовите наиболее «грязные» и «чистые» электростанции. Как можно уменьшить отрицательное влияние на окружающую среду ТЭС, ГЭС, АЭС?

-                      По рис. 44, уч. Д., с. 129 определите районы страны, где производство эколо­гически чистой энергии наиболее перспективно? (Для использования ветра наиболее перспективны побережья морей Северного Ледовитого океана, где среднегодовая скорость ветра превышает 6 м/с; для использования при­ливов на ТЭС подходят заливы Баренцева и Белого морей (Мезенская губа), а также заливы Охотского моря - Пенженская губа и заливы на западном берегу моря; производство энергии на солнечных электростанциях возмож­но на Северном Кавказе, Нижнем Поволжье, на Алтае, где величина сум­марной солнечной радиации более 100 ккал/м2; термальные воды (на ГеоЭС) имеются в Западной Сибири, в Прибайкалье, на Камчатке.)

-                      По рис. 43, уч. Д., с. 126 определите районы наибольших запасов гидро­энергоресурсов. В каких районах затраты на производство электроэнергии минимальны, а в каких - строительство ГЭС наиболее перспективно.

а)

III. Изучение нового материала

-                      Металлургический комплекс производит конструкционный материал - металл, который используется для изготовления машин, станков, оборудования многих за­водов, для строительства железных дорог и т. п. Основной потребитель металла ма­шиностроение. Металлургический комплекс состоит из черной и цветной металлур­гии. 90% производимого металла составляет черный металл - сталь.

Сегодня мы познакомимся с черной металлургией, придерживаясь общего плана изучения отрасли.

План на доске:

1.                   Значение отрасли в народном хозяйстве.

2.                   Состав, структура отрасли (типы предприятий, технологические особенности предприятий).

3.                   Особенности металлургии (концентрация производства, комбинирование, ма­териалоемкость).

4.                   Факторы и принципы размещения предприятий.

5.                   Металлургические базы России и крупнейшие предприятия, их связи по сы­рью и топливу.

6.                   Проблемы и перспективы развития отрасли.

-                      Без металла сегодня не может развиваться экономика России. Такие отрасли, как автомобилестроение, военное производство, транспорт (железные дороги), судо­строение, строительство и др. не могут обходиться без стали.

Технологическая цепочка производства черной металлургии выглядит следую­щим образом:


 

[доменный цех| —? [сталеплавильный цех] —> |прокатный цех]

Работа с картой:

-                      Найдите на карте атласа «Металлургия», или уч. А. с. 132, рис. 36, заводы пол­ного цикла. Где они расположены? (Нижний Тагил, Магнитогорск, Липецк, Череповец, Новокузнецку - большей частью у месторождений руды на Урале и в районе КМА.)

-                      Основная часть металла производится на металлургических комбинатах.

Запись в тетрадь

Комбинат - это предприятия, на которых кроме металлургического производст­ва имеются производства других отраслей, связанных с основным технологически и экономически.

Задания:

-                      Какие заводы не относятся к металлургии? (Производство цемента и строй­материалов, азотно-туковый комбинат.)

-                      Почему эти производства находятся в составе металлургического комбината? (Они работают на отходах основного производства: азотно-туковый комби­нат на побочной продукции цеха разделения воздуха, завод стройматериалов использует шлак-отходы доменного и сталеплавильного производства.)

-                      Какова экономическая выгода комбинирования? (Уменьшаются перевозки и используются отходы для получения полезной продукции.)

-                      Где же строят металлургические заводы? На размещение металлургических предприятий влияют сырьевой, топливный, потребительский, водный, транспортный и экологический факторы.

1.                   Металлургические заводы полного цикла размещают у сырья или у топлива или на потоках руды (сырья) и топлива.

2.                   Предельные заводы и заводы малой металлургии ориентируются на метал­лолом (отходы машиностроительных заводов), поэтому размещаются в крупных городах, ориентируясь на потребителя.

3.                   Металлургический завод - это еще и водоемкое предприятие, поэтому стро­ится у крупной реки, озера или пруда.

4.                   Металлургия - «грязная» отрасль, поэтому нельзя строить несколько метал­лургических заводов в одном городе. Нельзя превышать «экологический по­толок», это пагубно отразится на здоровье населения.

5.                   Металлургический завод не может работать без железной дороги, так как потоки сырья, топлива очень огромные.

-                      Скопления металлургических заводов, использующих общую рудную или топ­ливную базу, и производящие основной металл страны, называют металлургической базой. В России 3 основные металлургические базы:

1.                   Уральская;

2.                   Центральная;

3.                   Сибирская.

Задание:

-                      Самостоятельно изучите металлургические базы России (уч. Д., с. 138-139; уч. А., с. 132-134; карта атласа «Металлургия»)1.                   Какое сырье используют заводы базы (свое или привозное)?

2.                   Качество добываемой руды.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Металлургический комплекс, черный метал.»

Дата 9класс

Тема урока металлургический комплекс, черный метал.

Цели: Изучить структуру и значение металлургии. Познакомить с особенностя­ми черной металлургии и проблемами металлургии. Дать определения понятиям «комбинат», «металлургическая база». Дать характеристику металлургических баз.

Оборудование: Карта «Металлургия», коллекция «Черная металлургия» (камен­ный уголь, кокс, железняк-магнитный, красный, бурый, чугун, сталь).

Ход урока

I.                    Организационный момент

II.                  Проверка домашнего задания

1)                   Работа в группах по 4 человека. Учащиеся по очереди отвечают на вопросы домашнего задания (см. предыдущий урок). Один ученик отвечает, трое в группе его слушают. Учащиеся могут оценить ответ товарища и поставить оценку ему в тет­радь. Учитель в это время может заслушать ответы 4-х учеников и проставить им оценку в журнал. На ответ 2-3 минуты.

2)                   Выяснить, кто выполнил задание индивидуально по выбору (после работы в группе заслушать ответы на вопросы рубрик «Моя точка зрения», «Проблема ждет вашего решения», «Мой край в судьбе России»).

Устный опрос:

-                      В чем преимущества и недостатки ГЭС?

-                      Каково влияние на окружающую среду электроэнергетики?

-                      Назовите наиболее «грязные» и «чистые» электростанции. Как можно уменьшить отрицательное влияние на окружающую среду ТЭС, ГЭС, АЭС?

-                      По рис. 44, уч. Д., с. 129 определите районы страны, где производство эколо­гически чистой энергии наиболее перспективно? (Для использования ветра наиболее перспективны побережья морей Северного Ледовитого океана, где среднегодовая скорость ветра превышает 6 м/с; для использования при­ливов на ТЭС подходят заливы Баренцева и Белого морей (Мезенская губа), а также заливы Охотского моря - Пенженская губа и заливы на западном берегу моря; производство энергии на солнечных электростанциях возмож­но на Северном Кавказе, Нижнем Поволжье, на Алтае, где величина сум­марной солнечной радиации более 100 ккал/м2; термальные воды (на ГеоЭС) имеются в Западной Сибири, в Прибайкалье, на Камчатке.)

-                      По рис. 43, уч. Д., с. 126 определите районы наибольших запасов гидро­энергоресурсов. В каких районах затраты на производство электроэнергии минимальны, а в каких - строительство ГЭС наиболее перспективно.

а)

III. Изучение нового материала

-                      Металлургический комплекс производит конструкционный материал - металл, который используется для изготовления машин, станков, оборудования многих за­водов, для строительства железных дорог и т. п. Основной потребитель металла ма­шиностроение. Металлургический комплекс состоит из черной и цветной металлур­гии. 90% производимого металла составляет черный металл - сталь.

Сегодня мы познакомимся с черной металлургией, придерживаясь общего плана изучения отрасли.

План на доске:

1.                   Значение отрасли в народном хозяйстве.

2.                   Состав, структура отрасли (типы предприятий, технологические особенности предприятий).

3.                   Особенности металлургии (концентрация производства, комбинирование, ма­териалоемкость).

4.                   Факторы и принципы размещения предприятий.

5.                   Металлургические базы России и крупнейшие предприятия, их связи по сы­рью и топливу.

6.                   Проблемы и перспективы развития отрасли.

-                      Без металла сегодня не может развиваться экономика России. Такие отрасли, как автомобилестроение, военное производство, транспорт (железные дороги), судо­строение, строительство и др. не могут обходиться без стали.

Технологическая цепочка производства черной металлургии выглядит следую­щим образом:



[доменный цех| —► [сталеплавильный цех] — |прокатный цех]

Работа с картой:

-                      Найдите на карте атласа «Металлургия», или уч. А. с. 132, рис. 36, заводы пол­ного цикла. Где они расположены? (Нижний Тагил, Магнитогорск, Липецк, Череповец, Новокузнецку - большей частью у месторождений руды на Урале и в районе КМА.)

-                      Основная часть металла производится на металлургических комбинатах.

Запись в тетрадь

Комбинат - это предприятия, на которых кроме металлургического производст­ва имеются производства других отраслей, связанных с основным технологически и экономически.

Задания:

-                      Какие заводы не относятся к металлургии? (Производство цемента и строй­материалов, азотно-туковый комбинат.)

-                      Почему эти производства находятся в составе металлургического комбината? (Они работают на отходах основного производства: азотно-туковый комби­нат на побочной продукции цеха разделения воздуха, завод стройматериалов использует шлак-отходы доменного и сталеплавильного производства.)

-                      Какова экономическая выгода комбинирования? (Уменьшаются перевозки и используются отходы для получения полезной продукции.)

-                      Где же строят металлургические заводы? На размещение металлургических предприятий влияют сырьевой, топливный, потребительский, водный, транспортный и экологический факторы.

1.                   Металлургические заводы полного цикла размещают у сырья или у топлива или на потоках руды (сырья) и топлива.

2.                   Предельные заводы и заводы малой металлургии ориентируются на метал­лолом (отходы машиностроительных заводов), поэтому размещаются в крупных городах, ориентируясь на потребителя.

3.                   Металлургический завод - это еще и водоемкое предприятие, поэтому стро­ится у крупной реки, озера или пруда.

4.                   Металлургия - «грязная» отрасль, поэтому нельзя строить несколько метал­лургических заводов в одном городе. Нельзя превышать «экологический по­толок», это пагубно отразится на здоровье населения.

5.                   Металлургический завод не может работать без железной дороги, так как потоки сырья, топлива очень огромные.

-                      Скопления металлургических заводов, использующих общую рудную или топ­ливную базу, и производящие основной металл страны, называют металлургической базой. В России 3 основные металлургические базы:

1.                   Уральская;

2.                   Центральная;

3.                   Сибирская.

Задание:

-                      Самостоятельно изучите металлургические базы России (уч. Д., с. 138-139; уч. А., с. 132-134; карта атласа «Металлургия»)1.                   Какое сырье используют заводы базы (свое или привозное)?

2.                   Качество добываемой руды.

3.                   Вид топлива (уголь).

4.                   Крупные заводы базы.

5.                   Проблемы базы.

Учащиеся в группах по столам могут проработать варианты одну базу и затем обсудить результаты работы в классе.

I.                    Закрепление

-                      На контурной карте отметьте 3 базы, укажите месторождения руды, угля и крупные металлургические заводы.

-                      Используя карты атласа «Металлургия», «Электроэнергетика», «Топливная промышленность», «Транспорт» определите перспективный район для строи­тельства металлургического завода полного цикла. (Это может быть район Нерюнгри, Чульман.)

Домашнее задание

По уч. Д.: §25-26, с. 139 вопросы 1-2, с. 135 вопросы 1-2.

По уч. А.: §30, с. 131-135 вопросы, с. 138 вопросы 2-6 и 10.

Индивидуальное задание (по уч. А., с. 139) «Моя точка зрения».

Опережающее задание

Подготовить сообщение о новых технологиях добычи руды (индивидуально).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Металлургический комплекс, черный метал.

Автор: Бескенова Айгуль Нусувалиевна

Дата: 26.04.2016

Номер свидетельства: 322689


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства