1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.(2 ученика работают по карточкам)
Разгадайте кроссворд: (фронтальный опрос)
1.»Главная потребность человека».Необходим для добывания природных богатств, производства товаров.(труд)
2.Он на дорожках во дворе,
Он очень нужен детворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (песок)
3. Топили, сушили,
Колотили, рвали,
Крутили, ткали.
И на стол клали. (лен)
4. Химическая … - составная часть экономики (промышленность)
5. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей. (услуги)
6. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг,
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (гранит)
Песок, лен, гранит к каким отраслям промышленности относятся?
Какое слово получилось в выделенном столбце? Деньги.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА. (СЛАЙД 1)
- Как вы думаете, что мы сегодня узнаем на уроке. (Как и когда появились деньги, как изменялись)
III. НОВАЯ ТЕМА.
- Что такое деньги? (СЛАЙД 2)
« Деньги- металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле- продаже, средством платежей и предметом накоплений». С.И.Ожегов.
- Как вы думаете, деньги существовали всегда? Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги.
- А сейчас деньги существуют везде?
Сегодня мы с вами полистаем устный журнал «Деньги»
СТРАНИЦА 1. «История появления денег».(СЛАЙД 3)(СЛАЙД 4,5)
Инсценирование. Анечка и Вовочка оказались у вождя древнего племени.
Давайте послушаем их разговор.
Вождь. Раньше мы все делали сами, а теперь приходиться выменивать у соседних племен то, чего у нас нет.
Вова. Ага, это как два бизнесмена договариваются друг с другом вагон повидла на вагон пряников сменять.
Вождь. Да, может у вас в племени это и удобно, а у нас, пока нужный обмен совершишь, состаришься.
Аня. А это почему?
Вождь. Гляди сама. Например, нам нужно зерно. Мы предлагаем в обмен на него шкуры. Но племени, у которого есть зерно, нужны не шкуры, а топоры. Племя, которое может дать топоры, меняет их только на горшки. Племя, которое делает горшки, готово поменять их на шкуры. Так и приходится меняться: шкуры на горшки, горшки на топоры и только топоры на зерно. Голова закружиться.
Вова. Я у Андрюхи из 4 класса так рыбок выменивал. Намучился – ужас! Пришлось сначала выменять фонарик на двух крыс в клетке. Потом двух крыс в клетке – на диск с играми. Диск с играми – на картридж. А картридж – на рыбок!
Вождь. Да-а-а…, значит у вас в племени обмен проходит еще тяжелее, чем у нас.
Аня. Да уж, эти мальчишки, все, что хочешь, могут запутать. А всего-то нужно найти вещь, которая нужна всем и всегда. И на нее все выменивать. Мы с девчонками так и делаем.
Вождь. Вот здорово! А чего бы нам такое найти, на что можно менять?
Аня. Я думаю, это мог бы быть скот. Его выгодно долго держать, животные сами передвигаются и могут возить хозяина.
Вова. А еще из кожи можно делать одежду, обувь и барабаны. А из кости- оружие и украшения.
Вождь. Хау! Я решил! Пусть будет так!
- В чем преимущества натурального хозяйства, т.е. когда человек производил все, что ему необходимо, сам? (не нужно ничего менять, что тебе нужно, то и произвел.)
- В чем его недостатки? (Трудно сделать хорошую вещь, например топор, не специалисту.)
- В чем преимущество обмена? ( Можно делать только то, что ты делаешь хорошо, а потом менять.)
- В чем недостаток такого обмена? ( Трудно найти того, кому товар нужен.И не всегда тебе нужно то, что тебе предлагают за твой товар.)
- Какой способ предложила Анечка? (Найти вещь, которая нужна всем.)
-Такая вещь называется эквивалентом. (СЛАЙД 6) Эквивалент – товар, к которому нужно приравнять все другие товары. Поэтому любой товар можно поменять на эквивалент. А эквивалент можно поменять на любой товар.
- Что было первым эквивалентом? ( скот)
- Что еще могло служить эквивалентом? (Шкурки животных, птичьи перья, зерно, ракушки) Все это не только могло быть, но и было эквивалентом, или первыми деньгами.
- Первые деньги совсем не были похожи на те, к которым привыкли мы.
В разных местах деньгами служили разные предметы. И он назывались товаро-деньгами. Например, в древней Монголии это прессованный чай, (СЛАЙД 7,8) на Королинских островах деньгами служили огромные камни. Сдвинуть такую «деньгу» с места могли только несколько человек. Первыми мировыми деньгами были раковины каури с Мальдивских островов. (СЛАЙД 9,10). В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на верёвочку, как бусы. За одного быка нужно было отсчитать тысячу раковин. Бесполезная, ненужная вещь не могла стать деньгами.
Металлические ножи, железные мотыжки, бронзовые топорики, рыбы, мечи, колокольчики – это первые металлические деньги.
Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина.
СТРАНИЦА 2. «Русские деньги»(СЛАЙД 11)
Товаро- деньги на Руси:
Куны, ногаты, резаны, белки(СЛАЙД 12)
Куны- шкурки куницы,
Ногаты – части шкурки, лапка животного.
Резаны – обрезка серебряных монет.
На смену этим деньгам пришли – гривна, алтын, деньга, полтина, копейка, полушка.
Товаро-деньгами на Руси служили скот и меха куницы, горностаев, лисиц, белок. Эти меха пользовались большим спросом у заморских купцов. Кстати, купцы и завезли на Русь раковины каури.
Сначала на Руси не было своих денег. Арабские купцы привезли свои серебряные деньги- куны. (СЛАЙД 13) Половину куны называли резаной- отрезанной куной. 25 кун составляли гривну. (СЛАЙД 14) Гривны – серебряные слитки различной формы. Если нужно было заплатить половину гривны, ее просто рубили топором пополам.(СЛАЙД 15) Такую половинку называли « рубль» ( от слова «рубить) Позднее появился рубль или рублевая гривна. (Гривна весом 200 гр).Половина рубля называлась полтиной и весила около 100 гр. С 1534 г в Руси введены монеты с изображением всадника с копьем. Они назывались копейными деньгами (СЛАЙД 16). Они имели неправильную форму и размер с арбузное семечко. Были и другие монеты: деньга, или денежка(1\2 копейки), и полушка (1\4 копейки)(СЛАЙД 17)
У металлических денег оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают много места.Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой этот груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на золото. Так впервые появились бумажные деньги.
СТРАНИЦА 3 «Нумизматика» (СЛАЙД 18)
Сообщение ученика.
Нумизматика – наука, изучающая историю монет, денежных слитков, медалей.
Люди, которые коллекционируют и изучают монеты, называются нумизматы ( от латинского слова «нумисма» - монета).
Старинные и современные монеты могут очень многое рассказать о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событиях и великих людях.
(Рассматривание современных монет в парах.) (монеты и бумажные деньги) Большинство людей во всех странах получают деньги в качестве заработной платы. Но часть денег он может отложить на будущее, сберечь это сбережение.
(СЛАЙД 20) Лицевая сторона монеты называется аверс или «орел», а обратная – реверс «решка». Почему «орел» понятно, а почему «решка»? «Решка» от слова «решетка».В ходе денежной реформы Петра 1 в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1.Она очень напоминала решетку, которая в разговоре стала «решкой»..
Работа с учебником с.70.
Практическая работа. Работа в парах.
Лицевая сторона монеты называется АВЕРС.
Оборотная сторона монеты называется РЕВЕРС.
Ребро монеты называется ГУРТ.
На монете указан ее номинал, т.е. достоинство.
- Что такое ЛЕГЕНДА? Что можно узнать из надписей?
Практическая работа. ((СЛАЙД 21,22)
Прочитайте и расскажите все, что вы смогли узнать из надписей.
Самые древние монеты называют «мертвыми». Почему? (У них нет легенды)
ФИЗМИНУТКА.
СТРАНИЦА 4. «Национальные монеты»(СЛАЙД 23)
Работа в парах. Рабочая тетрадь с. 38. Проверка
IV/ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
ТЕСТ
- Что не могло быть товаро-деньгами?
А) скот Б) бумага В) зерно
2. Шкурки куницы в роли денег назывались:
А) резаны Б) ногаты В) куны
3. К слову «рубль» однокоренное слово:
А) рубаха Б) рубин В) рубить
4. Лицевая сторона монеты называется:
А) аверс Б) реверс В) гурт
5. Надпись на монетах называется:
А) аверс Б) реверс В) легенда
ВЗАИМОПРОВЕРКА.
Ответы: 1-Б, 2-В, 3- В, 4- А, 5- В. (СЛАЙД 24)
V ВЫВОД.
1) Что такое деньги?
2) Что нужно делать, чтобы иметь деньги? (трудиться)