Здоровьесбережение в рамках внеурочной деятельности
Здоровьесбережение в рамках внеурочной деятельности
Здоровьесберегающая организация внеурочной деятельности способствует: повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса; сохранению и укреплению физического здоровья детей; созданию атмосферы психологического комфорта; снижению заболеваний опорно-двигательной системы; развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесбережение в рамках внеурочной деятельности»
Здоровьесбережение в рамках внеурочной деятельности
Лукина М.С. – учитель начальных классов МБОУ «Харанская СОШ»
Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. ФГОС на законодательном уровне закрепил положения и особенности организации внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в рамках данных нормативно-правовых актов должна организовываться «по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)».
Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге.
Целью работы нашей школы является
формирование здоровой личности с высоким уровнем физического, психического, нравственного и социального здоровья.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить организацию досуговой деятельности школьников по направлению здоровьесбережения.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Здоровейка»
Всего: 34 часа (в неделю 1 час)
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Здоровейка » включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» направлен на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Цели
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи
Формирование:
представлений о: факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
Обучение: - осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье; - правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье; - элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); - упражнениям сохранения зрения.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» состоит из четырёх частей :
1 класс «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
2 класс «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
3 класс «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.
4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Планируемые результаты
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
3 класс
«По дорожкам здоровья»
Цель: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применении лекарственных растений в профилактических целях.
«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности
VI
1
6.1
Я и моё ближайшее окружение
1
Мир моих увлечений
6.2
4
Вредные привычки и их профилактика
1
2
6.3
1
1
6.4
Добро лучше , чем зло, зависть, жадность.
Кукольный спектакль
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
1
1
конкурс «Разговор о правиль-ном питании»
В мире интересного.
2
1
1
1
1
Научно –практическая конференция
VII
«Вот и стали мы на год взрослей»
7.1
4
7.2
Я и опасность.
1
2
Лесная аптека на службе человека
7.3
1
1
7.4
Игра «Не зная броду, не суйся в воду»
2
Чему мы научились и чего достигли
1
1
1
Итого:
1
34
16
1
КВН
диагностика
18
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Национальные настольные игры хабылык и хаамыска»
Учитель: Ширяев К.А.
Всего: 34 часа (в неделю 1 час)
Пояснительная записка
Программа по традиционным настольным играм хабылык и хаамыска предназначена для проведения внеурочной формы занятий физического воспитания.
Данная программа способствует углублению, расширению знания традиционной игровой культуры якутского народа и направлена на воспитание уважения к традициям предков. Стимулирует интерес к занятиям физической культурой.
Игра в хабылык и хаамыска – гуманная и демократичная народная игра: Игра принимает всех, не отвергая ослабленных детей.
Цель программы – углубленное изучение традиционных якутских настольных игр хабылык и хаамыска .
Задачи:
содействие правильному физическому и психическому развитию;
воспитание воли, настойчивости, трудолюбия и дисциплинированности;
обучение основной технике настольной игры хабылык и хаамыска;
Ожидаемые результаты:
Овладение техникой и способами игр предков;
Знание правил игры, умение выполнять технические приѐмы;
формирование здорового образа жизни, развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижение спортивных успехов сообразно способностям
Формирование внутренней мотивации и устойчивого интереса к играм предков, выход на уровень творческой активности и самостоятельности. Открытость в общении.
Внеурочная деятельность
спортивно-оздоровительного направления
«Подвижные игры»
Увеличение объема двигательной активности оказывает значительное влияние на повышение умственной работоспособности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы.
В определенной мере удовлетворить потребность в движении позволит проведение внеурочных мероприятий
Сказанное объясняет необходимость проведения кружка «Подвижные игры» в режиме дня школьников.
Содержание программы:
Программа кружка «Подвижные игры» рассчитана на четыре года для обучающихся в возрасте от 6,5 до 11 лет. Она составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часов в год.
Цели и задачи:
- целенаправленное развитие физических качеств;
- совершенствование двигательных навыков, изученных на уроках физической культуры;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной активности;-
Кружок «Подвижные игры» — это еженедельные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, которые проводятся во внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность (сентябрь-декабрь, февраль-июнь).
Содержание кружковой деятельности взаимосвязано с учебной программой по физической культуре. Во время проведения подвижных игр с целью подготовки организма к активному отдыху выполняются упражнения, изученные на уроках физической культуры.
Таким образом совершенствуются изученные навыки.
Подвижные игры и спортивные состязания оказывают комплексное воздействие на развитие двигательных качеств, а также положительно влияют на формирование двигательных умений и навыков школьников. Поэтому в содержание кружка включены организованные игры, эстафеты, самостоятельные игры и развлечения не только из программы физической культуры.
Задачи :
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся .
Ожидаемые результаты:
- овладение навыками основных движений;
-улучшение общей координации движения;
-приобретение двигательного опыта;
-обогащение представлений и активизация наблюдательности, мышления, внимания, развития памяти, сообразительности и воображения;
-воспитание выдержки, решительности, настойчивости в достижении цели, веру в свои силы.
Здоровьесберегающая организация внеурочной деятельности способствует: повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса; сохранению и укреплению физического здоровья детей; созданию атмосферы психологического комфорта; снижению заболеваний опорно-двигательной системы; развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности учащихся.
Опыт проведенной работы позволяет нам сделать следующий вывод: внеурочная деятельность спортивно-оздоровительного направления является незаменимым инструментом создания благоприятной образовательной среды, способствует формированию правильного представления о ценностях и здоровом образе жизни. Таким образом, внедрение в программу внеурочной деятельности курсов спортивно-оздоровительной направленности позволяет добиться хороших результатов в осознании значимости здоровья в жизни человека.
Ожидаемые результаты- Сохранение и по возможности укрепление здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ-Улучшение санитарно-гигиенических условий-Позитивная динамика результатов обученности за счет сокращения количества уроков, пропущенных по болезни;-Повышение адаптационных возможностей детского организма;- Повышение уровня психологической комфортности в системе "ученик - учитель"- Повышение мотивации к получению знаний по вопросам сохранения и улучшения здоровья, соблюдение принципов ЗОЖ