Обоснование актуальности кружковой деятельности по географии в школе
Обоснование актуальности кружковой деятельности по географии в школе
Исследование значения внеурочной деятельности по географии в настоящее время приобретает всё большее значение. Это обусловлено тремя факторами:
1.Возрастает роль географической науки как необходимого условия развития современного российского общества. На XV съезде Русского географического общества, проходившем 7 ноября 2014 года в Москве, Сергей Шойгу, его президент, отметил, что безграмотный в географии ребёнок никогда не сможет стать активным, ответственным гражданином. География в школе, как и история Отечества и литература, должна формировать национальное мировоззрение. Президент России В. В. Путин там же высказался о необходимости повышения у обучающихся интереса к изучению географии. В данном контексте изучаемая тема может стать одним из основных инструментов в решении поставленных задач.Между тем, время, выделяемое для изучения географии в школьном курсе, не позволяет в полной мере удовлетворить конкретные потребности обучающихся в изучении интересующих их вопросов.
2. Посещение внеурочных занятий по географии может стать для подростка серьезной альтернативой нерациональным увлечениям, таким как компьютерные игры или просмотр телевизора.
3. Возрастающая нагрузка на организм ребёнка, обусловленная экологической ситуацией и влиянием технических средств, приводят к негативным последствиям. А стало быть, одной из важнейших задач системы образования является здоровьесбережение. Задачу эту так же можно реализовать в рамках внеурочной деятельности по географии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обоснование актуальности кружковой деятельности по географии в школе»
Исследование значения внеурочной деятельности по географии в настоящее время приобретает всё большее значение. Это обусловлено тремя факторами:
Возрастает роль географической науки как необходимого условия развития современного российского общества. На XV съезде Русского географического общества, проходившем 7 ноября 2014 года в Москве, Сергей Шойгу, его президент, отметил, что безграмотный в географии ребёнок никогда не сможет стать активным, ответственным гражданином. География в школе, как и история Отечества и литература, должна формировать национальное мировоззрение. Президент России В. В. Путин там же высказался о необходимости повышения у обучающихся интереса к изучению географии. В данном контексте изучаемая тема может стать одним из основных инструментов в решении поставленных задач.
Между тем, время, выделяемое для изучения географии в школьном курсе, не позволяет в полной мере удовлетворить конкретные потребности обучающихся в изучении интересующих их вопросов.
Посещение внеурочных занятий по географии может стать для подростка серьезной альтернативой нерациональным увлечениям, таким как компьютерные игры или просмотр телевизора.
Возрастающая нагрузка на организм ребёнка, обусловленная экологической ситуацией и влиянием технических средств, приводят к негативным последствиям. А стало быть, одной из важнейших задач системы образования является здоровьесбережение. Задачу эту так же можно реализовать в рамках внеурочной деятельности по географии.
Программа комплексно-целевого развития направлена, прежде всего, на развитие интереса обучающихся к изучению географических наук. Выполнение поставленных задач реализовалось в рамках внеурочных занятий интегрированного курса по географии и основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 8 классов «Школа выживания» (2013-2014 годы), походов выходного дня с обучающимися 7-8 и 10-11 классов, кружка для обучающихся 7-8 классов «Юные туристы-краеведы» (с 2015 года), проводимого по программе МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий».
Анализ литературы по данному направлению показал большой спектр форм внеурочной деятельности, из которых приоритетным для меня в силу личного опыта и интереса оказался туристско-краеведческий кружок, который и был организован в 2015 году. Работа кружка позволяет испытывать на практике теоретические разработки в рамках реализации программы комплексно-целевого развития.
Занятия с обучающимися проводятся в различных формах, однако основой являются, прежде всего, практические занятия (как полевые, так и камеральные). Именно поэтому программа комплексно целевого развития направлена помимо прочего и на разработку различных занятий практической направленности. Примером могут служить занятия «Топографический детектив» (межпредметная связь с математикой), «В мире цветов и форм» (комплекс занятий по минералогии с межпредметными связями с химией и геометрией), игровые занятия на местности «Географический квест» (межпредметные связи с основами безопасности жизнедеятельности, физической культурой, биологией, литературой, историей, математикой). Решение многих задач предполагает от обучающихся использования знаний по истории, географии и литературе Смоленской области, сопровождается усвоением и закреплением информации о малой Родине, что так же способствует укреплению патриотизма, бережного отношения к природе и культурному наследию Смоленщины.
Для выполнения задач программы разрабатывались и организовывались туристские походы в национальный парк «Смоленское поозерье» (озёра Баклановское и Сапшо), на озеро Кривое, в посёлок Рай (с посещением мемориала писателя В.А. Вонлярлярского). Во время данных внеурочных мероприятий обучающиеся туристско-краеведческого объединения в полевых условиях знакомились с природой и историей родного края.
После каждого похода в рамках реализации программы проводился мониторинг для обучающихся и родителей для исследования результативности прошедшего мероприятия. По результатам мониторинга были сделаны следующие выводы:
Занятия в кружке обучающимся нравятся, приносят моральное удовлетворение.
Родители обучающихся довольны их участием в данном объединении и считают, что занятия приносят несомненную пользу.
У обучающихся проявляется интерес и мотивация к изучению географии.
Интерес к изучению географии проявляется в положительной динамике успеваемости воспитанников кружка по географии и географии Смоленской области.
Проводимый мониторинг показал, что выбранный курс комплексно-целевого развития является верным и результативным.
Помимо собственных разработок для реализации программы использовался и опыт других учителей – в частности опыт минералогического кружка «Малахитовая шкатулка» учителя высшей категории З.П. Веселовой.
Одним из вопросов программы комплексно-целевого развития является поиск средств реализации творческих способностей обучающихся в рамках внеурочной деятельности. Широкие возможности кружка «Юные туристы-краеведы» позволили определить несколько вариантов развития творческого и научно-исследовательского потенциала обучающихся. А именно:
Составление и оформление коллекции «Минералы и горные породы Смоленской области».
Сбор и оформления гербария «Растения Смоленской области».
Конкурс художественной фотографии из похода выходного дня.
Работа над программой комплексно-целевого развития показывает результативность в достижении поставленной цели – повышения у обучающихся уровня подготовки по географии, что говорит о возможности использования накопленного материала на практике.