Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС НОО
Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС НОО
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой в гимназии используется оптимизационная модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов гимназии которая предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, педагог-психолог, воспитатель, тьютор и другие).
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС НОО »
Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС НОО
МБОУ «Гимназия №93» Советского района г.Казани республики татарстан
Закирова лилия фагомовна
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Для создания внеурочной деятельности следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:
-Закон Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции);
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
-Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России(2009г). - М.: Просвещение, 2010;
-СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993)
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность организована в соответствии с требованиями ФГОС по основным направлениям развития личности. Содержание внеурочной деятельности реализуется через кружки, клубные часы в группе продленного дня, через внеурочную деятельность по предметам образовательной программы, целевые программы классных руководителей, деятельность Детской музыкальной школы №23, а также через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, олимпиады, соревнования, общественно полезные практики, организацию отдыха в каникулярный период, в том числе оздоровительных лагерей на базе гимназии. При отборе содержания и видов деятельности детей учитываются интересы и потребности самих детей, пожелание родителей, опыт внеурочной деятельности педагогов и материально-техническая база гимназии.
Для реализации творческого потенциала обучащиеся гимназии объединены в разновозрастные детские отряды, в соответствии с общими требованиями к участникам.
К организации внеурочной деятельности привлекаются как педагоги гимназии, так и учреждений дополнительного образования детей.
Согласно ФГОС на внеурочную деятельность младших школьников отводится по 10 часов недельной нагрузки на ученика.
Взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования осуществляется через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса, на основе социального запроса родителей, исходя из возможностей гимназии, был составлен план внеурочной деятельности и определены направления:
спортивно-оздоровительное
духовно – нравственное
социальное
общеинтеллектуальное
общекультурное
Рабочие программы составлены в учетом основных направлений развития гимназии с этнокультурным русским компонентом.
Спортивно-оздоровительное направление
реализуется через спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общегимназические, районные мероприятия, гимназичсекие спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья; организацию активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе во время группы продленного дня; тематические беседы, беседы – встречи с работниками медицинских учреждений, школьной медсестрой; спортивные игры; интерактивные игры, спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты, обсуждение газетных и журнальных публикаций по теме «Спорт»; организацию походов; секции.
Клубный час «Русские народные игры «Давайте поиграем!»» проводится в группе продленного дня , как внеурочное занятие 1 час в неделю. Подвижные игры – важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания.
Курс направлен на формирование здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности, освоение двигательной деятельности, развитие физических качеств, совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм. Данный курс поможет приобщиться к истокам народного творчества. На занятиях используются все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д) именно в них раскрываются особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Через такие занятия ребенок приобщается к общечеловеческим нравственным ценностям. Таким образом данный курс является богатейшим источником познавательного и нравственно–духовного развития детей.
Социальное направление
реализуется через организацию кружков;концертов,инсценировок,праздников; выставок; ролевые игры; специальные театральные игры; посещение концертов, выступлений детских коллективов.
С целью формирования коммуникативной культуры и развития речи обучающихся в группе продленного дня ведется клубный час «Юный читатель» 1 час в неделю. В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому этот практико-ориентированный курс помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, который способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества». Являясь курсом гуманитарного цикла, даёт возможность младшему школьнику вырабатывать навыки грамотного чтения и письма, познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Курс учит умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают коммуникативные умения. Главная цель курса – научить детей пользоваться даром слова, научить их общаться в социуме.
Духовно-нравственное направление
реализуется на основании Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в новую социальную среду, адаптации к школьной жизни.
Программа реализуется через организацию концертов, инсценировок, праздников ; выставок художественного творчества; ролевых игр; выступлений детских коллективов; познавательных и этических бесед; экскурсий.
Программа реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими социальными партнерами гимназии.
Общеинтеллектуальное направление
реализуется через организацию викторин, познавательные игры и беседы; детские исследовательские проекты; внегимназические акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.д.); проектная деятельность; предметные недели, праздники, конкурсы;
- экскурсии и т.д.
Клубный час «Умники и умницы» проводится 1 час в неделю в группе продленного дня, где представлена система интеллектуально-развивающих занятий по развитию памяти, внимания, логического мышления и творческих способностей обучающихся.
Клубный час «Юный исследователь» проводится 1 час в неделю в группе продленного дня, направлен на развитие личности и создание основ творческого потенциала обучающихся, формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, формирование умения решать творческие задачи и работать с информацией.
Клубный час «Мир деятельности» проводится 1 час в неделю в группе продленного дня, направлен на реализацию педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания, развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, теоретическое осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной деятельности, освоение ценностей и способов познания.
Общекультурное направление
реализуется через организацию студий; концертов, инсценировок, праздники на уровне класса и гимназии; - выставки художественного творчества; ролевые игры; специальные театральные игры; посещение концертов, выступлений детских коллективов.
Кружок «Рукоделие» организует работу в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования в системе дополнительного образования детей во внеурочное и каникулярное время и носит практико-ориентированный характер, что создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках окружающего мира. При выполнении схем, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей рисования, математики. Программа способствует развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения.
Кружок «Художественная вышивка» развивает природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства; учит слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства, правильно использовать термины , формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Курс «Ритмика» проводятся в рамках коллективных занятий в ДМШ №23. Занятия по ритмике проводятся 1 час в неделю. Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки танца, изучение танцевальных элементов, изучают особенности русских народных танцев, хороводов. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятия танцем формируют правильную осанку, постановку корпуса, ног, рук, головы, развивает физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве. изучают
Кружок «Эстрадный вокал» направлен на развитие художественного вкуса, формирование вокальной культуры, прослушивание лучших исполнителей вокального жанра, выступления на эстраде. В кружке органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива и каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении так и в сольном. В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
Исходя из результатов внеурочной деятельности школьников определены уровни развития :
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Результат реализации внеурочной деятельности
Общим результатом реализации внеурочной деятельности является:
- повышение эффективности образовательной модели обучения и воспитания начальной школы, проявляющееся в повышении качества обучения обучающихся, их успешности в продолжении получения среднего школьного образования, удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг;
- обеспечение качества образовательного и инновационного процессов, проявляющееся в повышении инновационной активности педагогического коллектива в области обновления содержания образования, внедрения современных информационных и коммуникативных технологий обучения;
- повышение рейтинга и конкурентоспособности начальной школы в региональном образовательном пространстве района, города и региона.