-
Роль сказки в жизни ребенка.
Все дети любят сказки. Но понимают ли они их? Или им просто нравиться, что взрослые им читает, говорит? Сказка, это древнейшая форма устного народного творчества, была и осталась самым популярным видом искусства и по сей день доставляет человеку огромное эстетическое наслаждение. Роль сказки в формировании поэтического восприятия мира чрезвычайно велика.
Сказку любят все и дети и взрослые. Да и как не любить волшебную сказку когда в ней все так не обычно. Герои её путешествуют по тридесятому государству, сражается со Змеем Горынычем, с Кощеем Бессмертным, летает на ковре самолете, скачет на Коньке Горбунке и даже на Сером волке.
А как приятно слушать или читать веселую сказку. Её герой чаще всего бедный мужик или храбрый солдат. Благодаря своему уму и находчивости они ставят смешное и глупое положение гордого барина, жадного попа, деревенского богатея, и даже смерть.
Народные сказки полны мудрости. В них выражены мечты, и надежды трудовых людей, а лучшей доли, о справедливой и счастливой жизни.
Народных сказок очень много. Читая сказки, невольно сравнивать давние мечты с делами народа. Все, о чем мечтает народ когда то сбылось в наши дни, не ковер плывет над землей, а стремительно мчатся воздушные лайнеры; не царь водяной командует морями и океанами- атомный ледокол расчищает кораблям дорогу; не ворон достает живую и мертвую воду - врачи спасают жизнь человеку.
Русские народные сказки, как и сказки других народов, - яркое свидетельство творческой деятельности трудового народа, всегда гуманного по своим идеалам, из вечно мечтающего о торжестве справедливости, о победе добра над злом, об улучшении жизни на земле.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослые легко устанавливают с ребенком, эмоциональный контакт. В.А.Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек, вызывают радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык, народного поэтического творчества, для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка. Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы в которых ребенок, улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях, успокаивает его, в других - бодрит.
На пример колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы ( "Ладушки", "Идет коза рогатая", "Поехали-поехали"), взывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым. Произведение устного народного творчества имеют много познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают детей. Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие познавательных процессов, более быстрое и легкое запоминание языкового материала.
Один из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его побеждать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но, несмотря на это, в детском подсознании ничего не пропадет.
Одну и ту же сказку можно, и даже нужно, перечитывать несколько раз. Так ребенок сможет понять смысл, заложенный в ней. Как правило, когда суть сказки становиться ясна малышам, они теряют к ней всякий интерес. К тому же, каждый ребенок находит в сказке то, что ему особенно интересно.
Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах. Сейчас стали популярны аудиосказки.