Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность в начальной школе»
Основные аспекты организации внеурочной деятельности
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
Я. А. Коменский
Начальная школа гимназии
Зам. директора Е.И. Панина
Нормативно-правовые основы осуществления внеурочной деятельности
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
3. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 – 2020годы от 29.12.2014 № 2765-р.
4. Стратегия развития воспитания в РФ (2015 – 2025)
(утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015
№ 996-р).
5.Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015.№ 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (с Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности).
6. ФГОС начального общего образования
(Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373;
с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 №1576).
7. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».
8. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 № 189)
9.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам: программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015);
10. Локальные акты по МБОУ «Гимназия №1» (Положение о внеурочной деятельности, Приказы, распоряжения, рабочие программы учителей и педагогических работников, расписание внеурочных занятий, методические разработки и пр. материалы).
Целевые ориентиры внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность – это часть ООП НОО, следовательно, она должна быть направлена на достижение результатов освоения ООП начального общего образования; на обеспечение адаптации ребёнка к школе; оптимизацию учебной нагрузки обучающихся; создание комфортных условий для развития каждого ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, а также персональных способностей и природных задатков.
Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых результатов освоения ООП начального общего образования.
Создание условий для проявления и развития обучающимися своих интересов на основе свободного выбора , постижения положительных ценностей и культурных традиций.
Направленность на формирование у гимназистов гражданской позиции, их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, формирование готовности к продолжению образования в основной школе, стремлению укреплять своё здоровье, вести здоровый образ жизни.
На начальном этапе образования – это выявление и развитие добрых наклонностей младших гимназистов в практической деятельности, воспитание различных положительных качеств.
Задачи внеурочной деятельности в начальной школе:
развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности гимназиста;
оказание помощи обучающимся в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности;
развитие у обучающихся потребности в творческой деятельности, художественно-эстетических способностей;
воспитание общительности, духа товарищества и сотрудничества, желания прийти на помощь окружающим;
активизация процессов саморазвития;
создание у гимназистов ярких, эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире, приобщение к национальным традициям;
формирование таких ценных качеств и привычек поведения, как стремление говорить правду, поступать по справедливости, стремление быть смелым, организованным, исполнительным, уважительным, нетерпимым к лени, зазнайству, грубости, лжи;
воспитание любви к чтению, развитие любознательности;
воспитание любви к природе и здоровому образу жизни;
Обеспечение возможности осуществления социальных, жизненных проб.
Функции внеурочной деятельности
Поставленные задачи решаются в процессе реализации коммуникативной, развивающей, образовательной, воспитательной и формирующей функций внеурочной деятельности.
Коммуникативная – это создание условий для развития контактов, обогащающих социальный опыт ребёнка; формирование круга общения на основе общих интересов, положительных ценностей, активизации жизненной позиции; стимула к самоопределению, самосовершенствованию в процессе продуктивного общения.
Развивающая способствует развитию когнитивного потенциала; творческого потенциала через различные по содержанию и уровню освоения программы(в т.ч. для одарённых детей и инклюзивному образованию); общей культуры, в т.ч. культуры досуговой деятельности, способствующей развитию индивидуально-личностных возможностей через многообразный спектр форм и средств организации свободного времени.
Образовательная позволяет каждому обучающемуся удовлетворить свои индивидуальные познавательные запросы; повысить уровень познавательных возможностей; освоить ценносто-смысловое богатство, созданное человечеством, выработать целостную картину мира на основе научных представлений.
Воспитательная содействует переводу процесса воспитания в процесс самовоспитания, осознанию ребёнком своего образа жизни, своих достоинств и недостатков, формированию адекватной самооценки; выработке определенного плана по достижению поставленных перед собой задач; приобретению опыта самостоятельной и творческой деятельности; проявлению творческого потенциала для достижения целей жизнедеятельности.
Формирующая заключается в формировании опыта определения своей позиции на основе свободного выбора; самосознания, ощущения ценности собственной личности; успешного опыта творческой деятельности.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности младших школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
В гимназии созданы условия для осуществления внеурочной деятельности всех видов:
игровой,
познавательной,
проблемно-ценностного общения,
досугово-развлекательной,
художественного творчества,
социального и трудового творчества,
спортивно-оздоровительной,
туристско-краеведческой ,
по направлениям в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования:
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
СОЦИАЛЬНОЕ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
Практическая деятельность осуществляется в виде разнообразных форм внеурочной деятельности (кружки, клубы, секции)
Организационная структура внеурочной деятельности в начальной школе
Образовательная деятельность в рамках вариативной части УП
Досуговая, коллективно-творческая деятельность (игры, соревнования, классные и общегимназические праздники, действа, общественно полезные дела)
Система детских творческих объединений
ОО (с учетом использования возможностей социальных партнеров)
ОБУЧАЮЩИЙСЯ
Жизнедеятельность классного коллектива
Принципы внеурочной деятельности:
принцип гуманизма (только уважительное отношение к обучающемуся обеспечат ему психологический комфорт и свободное проявление личного творчества);
принцип самоактуализации (пробуждение и поддержка стремления ребёнка к проявлению и развитию своих природных и приобретенных возможностей);
принцип индивидуальности (учитывая индивидуальность личности каждого ученика, содействовать его дальнейшему развитию и совершенствованию;
принцип субъектности (наличие у ребенка субъектных полномочий и педагогическая помощь ему стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе, что формирует и обогащает субъектный опыт младшего школьника);
принцип выбора (без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей школьника);
принцип успешности и социальной значимости (формирование у обучающегося потребности в достижении успеха, что способствует формированию позитивной Я-концепции личности школьника. Личные достижения должны быть значимы и для окружающих);
принцип доверия и поддержки (вера в ученика, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению со стороны педагога повышают внутреннюю мотивацию школьника в достижении поставленной цели);
принцип креативности (поддержка творческой активности обучающегося, его желания заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством. Благодаря творчеству обучающийся выявляет свои способности, узнаёт о сильных сторонах своей личности.)
Особенности внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в гимназии организуется не только в учебное время, но и во время каникул (школьный лагерь с дневным пребыванием детей), в выходные дни (через организацию экскурсионных поездок, посещений театров, выставок, музеев).
Гимназисты идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов и способностей.
Для них создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные ценности и нормы.
Основная цель начального гимназического образования — всестороннее развитие личности ученика. На начальной ступени это осуществляется посредством тесного взаимодействия всех образовательных аспектов учебной и внеучебной деятельности.
«Цель любого качественного образования в величайшей степени опосредуется для ребенка поиском своих системных и одновременно конкретных присвоений истины...»