Просмотр содержимого документа
«Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду (атмосферный воздух)»
Естественные науки
Экология и почвоведение
Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду
(атмосферный воздух)
Бадулина Мария Алексеевна,
ученица МБОУ гимназии 12
Руководители:
Кулак Владимир Вадимович, начальник экологической лаборатории ОКУ «ГТК»,
Алёшина Вера Григорьевна,
учитель начальных классов МБОУ гимназии 12
Рядом с гимназией, в которой я учусь, проходит оживленная дорога. Десятки и сотни автомобилей проходят по ней за то время, что мы идем в школу, сидим на уроках и затем идем домой.
Целью работы является изучение влияния автомобильного транспорта на атмосферный воздух.
Известно, что во многих современных городах основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносит не только промышленность, но и автотранспорт. В моей работе предлагается рассмотреть влияние автомобильного транспорта, движущегося по ул. Гагарина г. Липецка возле МБОУ гимназии № 12, на состояние атмосферного воздуха.
План исследования:
1. Изучение вопроса загрязнения атмосферного воздуха с теоретической точки зрения.
1.1. Изучение экологической литературы, официальных данных.
1.2. Составление списка литературных источников.
1.3. Определение перечня загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух с автотранспортными выбросами.
1.4. Определение влияния различных загрязнителей на окружающую среду, здоровье человека.
2. Практическая часть исследования.
2.1. Обучение и допуск к работе с газоанализатором.
2.2. Отбор и замер проб воздуха.
2.3. Анализ полученных результатов.
В ходе исследования я придерживалась следующего плана:
1. Изучение вопроса загрязнения атмосферного воздуха с теоретической точки зрения.
1.1. Изучение экологической литературы, официальных данных.
1.2. Составление списка литературных источников.
1.3. Определение перечня загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух с автотранспортными выбросами.
1.4. Определение влияния различных загрязнителей на окружающую среду, здоровье человека.
2. Практическая часть исследования.
2.1. Обучение и допуск к работе с газоанализатором.
2.2. Отбор и замер проб воздуха.
2.3. Анализ полученных результатов.
В странах, где на долю автомобилей приходится около 50% выбросов, ущерб здоровью от загрязнения воздуха составляет до 50%.
Изучая экологическую литературу я узнала, что во многих странах мира автомобиль превратился во злейшего врага природы, да и самого человека.
Например, жители крупных городов вместе с воздухом вдыхают такое количество ядовитых соединений, какое они могли бы получить, выкуривая пачку сигарет ежедневно.
В странах, где на долю автомобилей приходится около 50% выбросов, ущерб здоровью от загрязнения воздуха составляет до 50%.
Загрязняющие вещества, входящие в состав выбросов автомобильного транспорта являются канцерогенами, которые могут длительное время (в течение нескольких месяцев) сохраняться в различных материалах (например: почве) не теряя своих опасных свойств.
Окислы азота и оксид углерода снижает способность гемоглобина переносить и поставлять кислород.
Загрязнение атмосферного воздуха воздействует на здоровье человека и на окружающую природную среду различными способами - от прямой и немедленной угрозы (как, например, смог) до медленного и постепенного разрушения различных систем жизнеобеспечения организма.
Перечень веществ, поступающих в атмосферный воздух с выбросами автотранспорта:
окислы азота,
угарный и углекислый газы,
диоксид серы,
бензо(а)пирен,
свинец,
пары бензина и другие углеводороды.
В крупных городах 60-80% загрязнений атмосферного воздуха приходится на автотранспорт. При этом в атмосферу поступают окислы азота, угарный и углекислый газы, диоксид серы, бензо(а)пирен, свинец, пары бензина и другие углеводороды. Автомобильный транспорт также является источником шумового воздействия.
В г. Москве выбросы от автотранспорта составляют около 80 %,
а в Липецкой области - около 29 %.
В различных регионах вклад выбросов от автотранспорта в общий объем выбросов от передвижных и стационарных источников естественно различен.
Так в г. Москве выбросы от автотранспорта составляют 80 %, а в Липецкой области - около 29 %.
местоположение гимназии № 12 г. Липецка
Гимназия № 12 г. Липецка расположена по адресу ул. Гагарина, д. 24, в непосредственной близости от проезжей части, проходящей по ул. Гагарина. Напротив гимназии находится автобусная остановка, светофор.
На слайде представлено местоположение гимназии.
Основой данной работы послужило предложение оценить воздействие автотранспорта на атмосферный воздух в районе нашей гимназии. Для этого совместно с квалифицированными специалистами из экологической лаборатории были отобраны и проанализированы пробы воздуха.
До начала отбора проб сотрудники лаборатории рассказали о принципе и порядке работы газоанализатора, провели необходимый инструктаж.
При отборе проб присутствовали все ученики моего класса и наша учительница Алёшина Вера Григорьевна, которая помогла организовать практические работы в рамках данного исследования.
Были отобраны пробы на содержание следующих загрязняющих веществ:
диоксида серы,
диоксида азота,
оксида азота,
формальдегида,
оксида углерода (угарного газа)
Были отобраны пробы на содержание следующих загрязняющих веществ: диоксида серы, диоксида азота, оксида азота, формальдегида, оксида углерода (угарного газа).
Полученные результаты должны были сравниваться с гигиеническими нормативами, установленными для атмосферного воздуха населенных мест.
Результаты измерений показали, что концентрации перечисленных веществ в атмосферном воздухе соответствуют нормативным показателям. Более того, по таким ингредиентам как диоксид серы, диоксид азота, оксид азота, формальдегид, значения полученных концентраций оказались ниже границы чувствительности метода измерения. Поэтому было принято решение провести дополнительный отбор проб на содержание оксида углерода, как показателя, наиболее ярко отображающего влияние выбросов от автотранспортных средств на атмосферный воздух.
Отбор и замер проб атмосферного воздуха с помощью многокомпонентного переносного газоанализатора ГАНК-4
Отбор и замер проб атмосферного воздуха проводился под руководством специалистов экологической лаборатории с помощью многокомпонентного переносного газоанализатора ГАНК-4.
Для проведения практических исследований был использован газоанализатор ГАНК-4 из-за следующих преимуществ:
- универсальность использования - индивидуальный набор химкассет и датчиков;
- широкий спектр измеряемых веществ;
- удобство применения - автоматическое определение концентраций вредных веществ непосредственно на объекте измерения;
- экономия времени - отсутствие пробоподготовки, «мокрой химии», возможность работы в полевых условиях;
- безопасность - исключён контакт с агрессивными, ядовитыми и канцерогенными веществами;
- нет необходимости в расходных материалах и химических реактивах;
- относительная простота при использовании.
Результаты анализа и измерений
№п/п
Определяемые ингредиенты
Наименование показателя, единица измерения
1
2
диоксид серы
Предельно-допустимая концентрация
диоксид азота
3
массовая концентрация, мг/м 3
Результаты анализа и измерений
массовая концентрация, мг/м 3
4
оксид азота
13.10.2016; территория гимназии около главного входа
5
формальдегид
менее 0,03
массовая концентрация, мг/м 3
0,5
13.10.2016; возле светофора во время движения машин
массовая концентрация, мг/м 3
менее 0,024
оксид углерода (угарный газ)
0,2
менее 0,03
13.10.2016; возле светофора во время остановки машин
менее 0,024
менее 0,016
менее 0,03
массовая концентрация, мг/м3
18.10.2016; возле светофора во время движения машин
0,4
0,05
менее 0,018
менее 0,016
менее 0,024
18.10.2016; возле светофора во время остановки машин
21.10.2016; возле светофора во время движения машин
менее 1,8
5,0
менее 0,016
менее 0,018
менее 0,018
21.10.2016; возле светофора во время остановки машин
1,8
менее 1,8
2,29
1,91
2,63
2,12
В ходе проведенного исследования влияния автотранспорта на состояние атмосферного воздуха был проведен следующий отбор и замер проб воздуха.
13.10.2016 с 11.00 до 12.50 по загрязняющим веществам: диоксид серы, диоксид азота, оксид азота, формальдегид, оксид углерода (угарный газ) на территории МБОУ гимназия №12 около главного входа, у автомобильной дороги возле светофора на границе территории МБОУ гимназия № 12 во время движения машин и во время остановки машин.
18.10.2016 с 17.00 до 17.50 по оксиду углерода у автомобильной дороги возле светофора на границе территории МБОУ гимназия № 12 во время движения машин и во время остановки машин.
21.10.2016 с 07.40 до 08.20 по оксиду углерода у автомобильной дороги возле светофора на границе территории МБОУ гимназия № 12 во время движения машин и во время остановки машин.
Результаты анализа и измерений представлены в таблице на слайде.
ВЫВОДЫ:
Загрязняющие вещества, содержащиеся в выбросах автомобильного транспорта, действительно оказывают влияние на уровень загрязнения атмосферного воздуха.
Чем интенсивнее движение транспорта, тем больше загрязняющих веществ поступает в атмосферный воздух и, следовательно, тем выше уровень его загрязнения.
Максимальная концентрация оксида углерода была зафиксирована при самом интенсивном движении в утренние «часы пик» (интенсивность движения определялась визуально).
При движении транспорта фиксировались большие концентрации оксида углерода, чем во время его остановки перед светофором.
Проанализировав результаты, были получены следующие выводы.
Загрязняющие вещества, содержащиеся в выбросах автомобильного транспорта, действительно оказывают влияние на уровень загрязнения атмосферного воздуха.
Чем интенсивнее движение транспорта, тем больше загрязняющих веществ поступает в атмосферный воздух и, следовательно, тем выше уровень его загрязнения.
Максимальная концентрация оксида углерода была зафиксирована при самом интенсивном движении в утренние «часы пик» (интенсивность движения определялась визуально).
При движении транспорта фиксировались большие концентрации оксида углерода, чем во время его остановки перед светофором. Несмотря на то, что работа двигателей в холостом режиме способствует тому, что не все топливо сгорает в двигателе и поэтому в атмосферный воздух должно поступать больше загрязняющих веществ, было установлено, что при работе транспорта на холостом ходу (при остановке перед светофором) концентрации оксида углерода возле автотрассы имели меньшие значения, чем во время движения автотранспорта. Считаю, что данный факт обусловлен условиями рассеивания выхлопных газов. Движущийся автотранспорт «разрезая» воздушные массы дает новый импульс для движения выхлопных газов в сторону обочины дороги.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Максимальная концентрация оксида углерода была зафиксирована утром, когда школьники вдоль данной дороги идут в гимназию, поэтому целесообразно перенести время начала занятий, чтобы учащиеся по дороге в школу вдыхали меньше загрязняющих веществ.
Необходимо систематическое проведение работ по многоступенчатому озеленению территории гимназии (низкорослые растения, кустарник, деревья).
Необходимо проведение планировочных и организационных мероприятий, направленных на снижение транспортной нагрузки не только на дорогу, идущую вдоль ул. Гагарина, но и на другие автомобильные трассы, в непосредственной близости от которых расположены детские сады и учебные заведения.
При разработке градостроительных планов и транспортных развязок необходимо учитывать величину транспортных потоков и увеличение в связи с ними экологической нагрузки на близлежащие территории.
На рассматриваемом участке дороги должна четко функционировать эффективная система контроля экологических характеристик автотранспортных средств в эксплуатации. Важно обеспечить выполнение экологических требований, установленных как для автомобилей, так и для моторного топлива.
Основываясь на проведенном исследовании были выработаны следующие ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Максимальная концентрация оксида углерода была зафиксирована утром, когда школьники вдоль данной дороги идут в гимназию, поэтому считаю целесообразным перенести время начала занятий, чтобы учащиеся по дороге в школу вдыхали меньше загрязняющих веществ.
Необходимо систематическое проведение работ по многоступенчатому озеленению территории гимназии (низкорослые растения, кустарник, деревья).
Необходимо проведение планировочных и организационных мероприятий, направленных на снижение транспортной нагрузки не только на дорогу, идущую вдоль ул. Гагарина, но и на другие автомобильные трассы, в непосредственной близости от которых расположены детские сады и учебные заведения.
А при разработке градостроительных планов и транспортных развязок необходимо учитывать величину транспортных потоков и увеличение в связи с ними экологической нагрузки на близлежащие территории.
Кроме того, на рассматриваемом участке дороги должна четко функционировать эффективная система контроля экологических характеристик автотранспортных средств в эксплуатации. Важно обеспечить выполнение экологических требований, установленных как для автомобилей, так и для моторного топлива.
Список использованных источников и литературы
Чижевский А.Е. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология — М.: ООО «Издательство АСТ", 1997. — 432 стр.
Воронков Н. А. Экология общая, социальная, прикладная: Учеб. Пособие. – М.: Агар, 1999. — 424 стр.
Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2014 году».
Доклад «Состояние и охрана окружающей среды Липецкой области в 2015 году» – Липецк, ООО «Веда социум» 2016. — 259 стр.