Урок музыки на тему: «Нестареющие песни Нургали Нусипжанова»
6 класс 4 четверть преподавателя музыки 1 категории: Лазаренко Светланы Николаевны средней общеобразовательной школы №2 мангистауской области г.Актау.
Тема урока: «Нестареющие песни Нургали Нусипжанова»
Цель: Дать представление о творчестве Нургали Нусипжанова и его произведения.
Задачи:1. Способствовать расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса детей; 2.Создавать эмоционально положительную основу для воспитания и развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине и уважительного отношения к музыкальной культуре Казахстана; 3.Развивать навыки хорового пения в унисон и творческое мышление.
Музыкальный материал: Исполнение песни «Туган жер», песня «О той войне».
Оборудование: Музыкальный центр,компьютер,презентация,интерактивная доска,аудио и видио записи,фломастеры,листы А3.
План урока
1. Организационный момент
2. Актуализация темы урока.
3. Работа с песней «Туган жер»
4. Раскрытие темы урока на музыкальных произведениях:
1)Организационный момент:Вход в класс под музыку. Приветствие. попевка «Я,ты,он,она – вместе дружная семья.»
2)Актуализация. Углубление раннее изученных понятий, опорных знаний, необходимых для подготовки учащихся к восприятию нового материала.
Задание № 1. Игра «Задай вопрос».(Команды задают друг другу вопросы и сами отвечают). Работа в группах.(подсчитываем баллы).
3) Изложение новой темы. (Показ слайдов). Посмотрите на картинки? Что изображено на картинке? Как вы думаете о чём мы свами будем говорить на этом уроке? Кто догадался и может сказать, как называется тема урока? (Дети называют тему урока). «Нестареющие песни Нургали Нусипжанова» (Молодцы!)Задание№1(прочитать текст выделить главное и составить кластер.)
Группа №1Один из замечательных мастеров отечественной эстрады Нургали Нусипжанов — певец неоспоримого дарования, давным-давно признанный ценителями артист, в репертуаре которого в основном вокальные сочинения современных композиторов. Как-то на досуге Н. Нусипжанов составил список исполняемых авторов от Азербаева Кенена до Яхина Рустема. Набралось что-то около ста имен, среди них есть музыканты, о которых певец с уверенностью может сказать: «композиторы моей судьбы». Асет Бейсеуов, Базарбай Жуманиязов, Мынжасар Мангитаев, Шамши Калдаяков, Нургиса Тлендиев, Еркегали Рахмадиев… В числе трехсот пятидесяти произведений, записанных на радио Н. Нусипжановым и оставшихся в золотом фонде, более сорока песен А. Бейсеуова, около тридцати Н. Тлендиева (сотрудничество с ним продолжалось более тридцати лет)…В программу юбилейного вечера включены «Маралдым» А. Бейсеуова, «Ажеме» и «Келе жатыр кус кайтып» Н. Тлендиева, «Ертiс деген кала бар» Е. Рахмадиева, «Терiскей» Ш. Калдаякова.
Группа №2 …Близится Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. По всей республике комитеты комсомола отбирают талантливых молодых музыкантов, певцов и танцоров, чтобы послать на фестиваль. К тому времени Нургали два года как после окончания школы поднимает «вторую целину» — трудится чабаном. Неплохо, кстати сказать, трудится, что не мешает ему, как и многим, успешно участвовать в художественной самодеятельности. В столице голосистого парня прослушали, по какой-то причине в состав фестивальной делегации не включили, однако один из членов отборочной комиссии вручил Нургали записку, которую теперь, по прошествии полувека, можно признать «путевкой в жизнь». Держа в руке записку, способный юноша добрался до консерватории, в репетиционном классе, где пришлось петь, держался свободно и раскованно. И ему сказали: «Будешь певцом… Через семь лет».
Группа №3 Двадцатилетнему человеку, прошедшему строгую школу крестьянского воспитания, нелегко было решить: оставить ли в руках чабанский посох или взять камертон, Нургали поведал о многообещающем столичном путешествии отцу. Строгий и немногословный глава семейства, на чьем попечении находилось колхозное стадо, известный на селе книгочей, знаток Корана (отец владел арабской грамотой), не торопился с ответом. Нусипжанов-старший велел накрыть обильный дастархан, созвал совет старейшин, людей уважаемых, солидного жизненного опыта и весомого авторитета. Почтенные гости, подробно расспросив молодого человека, категорически воспротивились перемене участи: «А кто будет на земле трудиться? Твой долг — продолжать дело предков». И Нургали приготовился вернуться к отаре…Но отец, вежливо помолчав положенное время и напомнив казахскую пословицу о гончей и сторожевой собаках в том смысле, что у каждого собственная судьба — и каждая почетна, произнес: «Я верю, что сын нашел свое призвание. Дайте, дорогие, ему свое благословение».
Группа №4 Прошло семь долгих и очень нелегких лет. Два года — подготовительные курсы и пять — учеба в консерватории. От рассвета до заката — лекции, самостоятельные занятия, уроки прекрасных педагогов, сначала — Розы Джамановой, потом Надежды Самышиной, выступавшей на сцене театра оперы и балета имени Абая вместе с великой Куляш Байсеитовой. У Надежды Николаевны учились известные мастера отечественного искусства: Бибигуль Тулегенова, Венера Кармысова, Владимир Ким. Ее наставления отличались пристальным проникновением в сущность дарования студента, и она особенно ценила людей ответственных, не жалевших ни сил, ни времени, чтобы обучиться сокровенным тайнам профессии. Путей к тому было вполне достаточно, требовались только воля и упорство. Этими качествами Нургали Нусипжанов обладал в полной мере.Его сразу же после окончания консерватории по рекомендации Н. Самышиной приняли в театр оперы и балета имени Абая. Два года Н. Нусипжанов выходил на оперную сцену, к своим обязанностям относился добросовестно, старательно слушал пластинки с записями Карузо, Шаляпина, Собинова, Лемешева, Козловского… и мечтал. Об эстраде. Осознав, что рано или поздно придется выбирать, отправился на Казахское радио. «Прошу принять солистом…» — напрямую заявил он в кабинете радийного начальства. «Должность солиста пока занята… Куда ты? Не торопись, я же еще не закончил… Через месяц-другой освободится. Подожди. А пока поработай младшим редактором в музыкальной редакции…»
Группа №5 Место освободилось… через десять лет. За эти годы Нургали Нусипжанов стал последовательно редактором, старшим редактором, заместителем, а потом и главным редактором музыкальных программ сначала на радио, потом — на телевидении. Подготовил множество разнообразных программ и циклов передач, встречался с композиторами и поэтами, музыкантами и музыковедами, казахстанскими артистами и именитыми гостями, приезжавшими на гастроли, при этом не оставлял концертной деятельности, неоднократно отправлялся в поездки и по республике, и по городам Советского Союза, и в зарубежные страны. Пел в том числе для соотечественников, бесконечно радовавшихся родным мелодиям. Сколько было дружеских разговоров, какие уроки мастерства, какой плодотворный обмен артистическим опытом!. Но более всего помогло приобщение к мастерству корифеев певческого искусства Казахстана: Жамал Омаровой, Гарифуллы Курмангалиева, Розы Баглановой, Бибигуль Тулегеновой, Ермека Серкебаева. Целыми днями пропадал Н. Нусипжанов в фонотеке радио, благо что из редакторского кабинета до собрания уникальных записей было рукой подать. И прилежно посещал концерты. У кого-то учился грамотному акцентированию, выверенной дикции, у кого-то плавной вокальной линии, неповторимой тембровой окраске, красивому колориту. И всегда знал, что ученичество артиста бесконечно…
Группа №6 — У меня нет произведений «проходных», случайно попавших в репертуар, — говорит народный артист РК, лауреат Государственной премии Нургали Нусипжанов. — Каждая песня — это как бы задушевное послание близкому человеку. Оно бывает радостным, праздничным, бывает грустным и печальным, но всегда искренним и серьезным. Я берегу доверие своих слушателей. Помню о том, что песня — голос чистой и ясной народной души. И современному артисту надо знать в совершенстве казахский музыкальный фольклор, именно он творческая опора, именно он помогает состояться личности исполнителя. Я все время помню главное отцовское наставление: «Делай только то, что ты можешь делать хорошо». И я стараюсь петь так, чтобы мой слушатель унес песню в своем сердце.
Защита кластеров каждой командой.
Слушанье : песни Нургали Нусипжанова и артистов казахской эстрады.
Работа с песней «Туган жер» и «О той войне».
Подведение итогов. Рефлексия. Что нового, вы узнали на уроке? Что слушали? Какие песни исполняли и разучивали? Что вам понравилось? Что больше всего запомнилось? Что хотели бы узнать по этой теме? Урок понравился или нет?(Дети активно отвечают.)
Домашнее задание. Знать песни «Туган жер» и «О той войне». Нарисовать картину к песне. Знать и уметь рассказать о творчестве Нургали Нусипжанова .
Оценивание, самооценивание, эмоциональное оценивание.(подсчитываем баллы, работают по дескриптору, заполняют листы самооценивания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Нестареющие песни Нургали Нусипжанова» 6 класс »
Урок музыки на тему: «Нестареющие песни Нургали Нусипжанова»
6 класс 4 четверть преподавателя музыки 1 категории: Лазаренко Светланы Николаевны средней общеобразовательной школы №2 мангистауской области г.Актау.
Тема урока: «Нестареющие песни Нургали Нусипжанова»
Цель: Дать представление о творчестве Нургали Нусипжанова и его произведения.
Задачи:1. Способствовать расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса детей; 2.Создавать эмоционально положительную основу для воспитания и развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине и уважительного отношения к музыкальной культуре Казахстана; 3.Развивать навыки хорового пения в унисон и творческое мышление.
Музыкальный материал: Исполнение песни «Туган жер», песня «О той войне».
Оборудование:Музыкальный центр,компьютер,презентация,интерактивная доска,аудио и видио записи,фломастеры,листы А3.
План урока
1. Организационный момент 2. Актуализация темы урока.
3. Работа с песней «Туган жер»
4. Раскрытие темы урока на музыкальных произведениях:
.1)Организационный момент:Вход в класс под музыку. Приветствие. попевка «Я,ты,он,она – вместе дружная семья.»
2)Актуализация.Углубление раннее изученных понятий, опорных знаний, необходимых для подготовки учащихся к восприятию нового материала.
Задание № 1. Игра «Задай вопрос».(Команды задают друг другу вопросы и сами отвечают). Работа в группах.(подсчитываем баллы).
3) Изложение новой темы. (Показ слайдов). Посмотрите на картинки? Что изображено на картинке? Как вы думаете о чём мы свами будем говорить на этом уроке? Кто догадался и может сказать, как называется тема урока? (Дети называют тему урока). «Нестареющие песни Нургали Нусипжанова» (Молодцы!)Задание№1(прочитать текст выделить главное и составить кластер.)
Группа №1Один из замечательных мастеров отечественной эстрады Нургали Нусипжанов — певец неоспоримого дарования, давным-давно признанный
ценителями артист, в репертуаре которого в основном вокальные сочинения современных композиторов. Как-то на досуге Н. Нусипжанов составил список исполняемых авторов от Азербаева Кенена до Яхина Рустема. Набралось что-то около ста имен, среди них есть музыканты, о которых певец с уверенностью может сказать: «композиторы моей судьбы». Асет Бейсеуов, Базарбай Жуманиязов, Мынжасар Мангитаев, Шамши Калдаяков, Нургиса Тлендиев, Еркегали Рахмадиев… В числе трехсот пятидесяти произведений, записанных на радио Н. Нусипжановым и оставшихся в золотом фонде, более сорока песен А. Бейсеуова, около тридцати Н. Тлендиева (сотрудничество с ним продолжалось более тридцати лет)…В программу юбилейного вечера включены «Маралдым» А. Бейсеуова, «Ажеме» и «Келе жатыр кус кайтып» Н. Тлендиева, «Ертiс деген кала бар» Е. Рахмадиева, «Терiскей» Ш. Калдаякова.
Группа №2…Близится Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. По всей республике комитеты комсомола отбирают талантливых молодых музыкантов, певцов и танцоров, чтобы послать на фестиваль. К тому времени Нургали два года как после окончания школы поднимает «вторую целину» — трудится чабаном. Неплохо, кстати сказать, трудится, что не мешает ему, как и многим, успешно участвовать в художественной самодеятельности. В столице голосистого парня прослушали, по какой-то причине в состав фестивальной делегации не включили, однако один из членов отборочной комиссии вручил Нургали записку, которую теперь, по прошествии полувека, можно признать «путевкой в жизнь». Держа в руке записку, способный юноша добрался до консерватории, в репетиционном классе, где пришлось петь, держался свободно и раскованно. И ему сказали: «Будешь певцом… Через семь лет».
Группа №3Двадцатилетнему человеку, прошедшему строгую школу крестьянского воспитания, нелегко было решить: оставить ли в руках чабанский посох или взять камертон, Нургали поведал о многообещающем столичном путешествии отцу. Строгий и немногословный глава семейства, на чьем попечении находилось колхозное стадо, известный на селе книгочей, знаток Корана (отец владел арабской грамотой), не торопился с ответом. Нусипжанов-старший велел накрыть обильный дастархан, созвал совет старейшин, людей уважаемых, солидного жизненного опыта и весомого авторитета. Почтенные гости, подробно расспросив молодого человека, категорически воспротивились перемене участи: «А кто будет на земле трудиться? Твой долг — продолжать дело предков». И Нургали приготовился вернуться к отаре…Но отец, вежливо помолчав положенное время и напомнив казахскую пословицу о гончей и сторожевой собаках в том смысле, что у каждого собственная судьба — и каждая почетна, произнес: «Я верю, что сын нашел свое призвание. Дайте, дорогие, ему свое благословение».
Группа №4Прошло семь долгих и очень нелегких лет. Два года — подготовительные курсы и пять — учеба в консерватории. От рассвета до заката — лекции, самостоятельные занятия, уроки прекрасных педагогов, сначала — Розы Джамановой, потом Надежды Самышиной, выступавшей на сцене театра оперы и балета имени Абая вместе с великой Куляш Байсеитовой. У Надежды Николаевны учились известные мастера отечественного искусства: Бибигуль Тулегенова, Венера Кармысова, Владимир Ким. Ее наставления отличались пристальным проникновением в сущность дарования студента, и она особенно ценила людей ответственных, не жалевших ни сил, ни времени, чтобы обучиться сокровенным тайнам профессии. Путей к тому было вполне достаточно, требовались только воля и упорство. Этими качествами Нургали Нусипжанов обладал в полной мере.Его сразу же после окончания консерватории по рекомендации Н. Самышиной приняли в театр оперы и балета имени Абая. Два года Н. Нусипжанов выходил на оперную сцену, к своим обязанностям относился добросовестно, старательно слушал пластинки с записями Карузо, Шаляпина, Собинова, Лемешева, Козловского… и мечтал. Об эстраде. Осознав, что рано или поздно придется выбирать, отправился на Казахское радио. «Прошу принять солистом…» — напрямую заявил он в кабинете радийного начальства. «Должность солиста пока занята… Куда ты? Не торопись, я же еще не закончил… Через месяц-другой освободится. Подожди. А пока поработай младшим редактором в музыкальной редакции…»
Группа №5Место освободилось… через десять лет. За эти годы Нургали Нусипжанов стал последовательно редактором, старшим редактором, заместителем, а потом и главным редактором музыкальных программ сначала на радио, потом — на телевидении. Подготовил множество разнообразных программ и циклов передач, встречался с композиторами и поэтами, музыкантами и музыковедами, казахстанскими артистами и именитыми гостями, приезжавшими на гастроли, при этом не оставлял концертной деятельности, неоднократно отправлялся в поездки и по республике, и по городам Советского Союза, и в зарубежные страны. Пел в том числе для соотечественников, бесконечно радовавшихся родным мелодиям. Сколько было дружеских разговоров, какие уроки мастерства, какой плодотворный обмен артистическим опытом!.. Но более всего помогло приобщение к мастерству корифеев певческого искусства Казахстана: Жамал Омаровой, Гарифуллы Курмангалиева, Розы Баглановой, Бибигуль Тулегеновой, Ермека Серкебаева. Целыми днями пропадал Н. Нусипжанов в фонотеке радио, благо что из редакторского кабинета до собрания уникальных записей было рукой подать. И прилежно посещал концерты. У кого-то учился грамотному акцентированию, выверенной дикции, у кого-то плавной вокальной линии, неповторимой тембровой окраске, красивому колориту. И всегда знал, что ученичество артиста бесконечно…
Группа №6— У меня нет произведений «проходных», случайно попавших в репертуар, — говорит народный артист РК, лауреат Государственной премии Нургали Нусипжанов. — Каждая песня — это как бы задушевное послание близкому человеку. Оно бывает радостным, праздничным, бывает грустным и печальным, но всегда искренним и серьезным. Я берегу доверие своих слушателей. Помню о том, что песня — голос чистой и ясной народной души. И современному артисту надо знать в совершенстве казахский музыкальный фольклор, именно он творческая опора, именно он помогает состояться личности исполнителя. Я все время помню главное отцовское наставление: «Делай только то, что ты можешь делать хорошо». И я стараюсь петь так, чтобы мой слушатель унес песню в своем сердце.Защита кластеров каждой командой.Слушанье : песни Нургали Нусипжанова и артистов казахской эстрады. Работа с песней «Туган жер» и «О той войне». Подведение итогов. Рефлексия.Что нового, вы узнали на уроке? Что слушали? Какие песни исполняли и разучивали? Что вам понравилось? Что больше всего запомнилось? Что хотели бы узнать по этой теме? Урок понравился или нет?(Дети активно отвечают.) Домашнее задание. Знать песни «Туган жер» и «О той войне». Нарисовать картину к песне. Знать и уметь рассказать о творчестве Нургали Нусипжанова . Оценивание, самооценивание, эмоциональное оценивание.(подсчитываем баллы, работают по дескриптору, заполняют листы самооценивания.