Просмотр содержимого документа
«Упражнения для совершенствования техники чтения»
Упражнения для совершенствования техники чтения
Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ гимназии г. Сызрани Оськиной Л.М.
«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». В.А. Сухомлинский
Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей.
Чтение является сложным актом, который включает в себя:
технические навыки – правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными с другой.
процесс понимания смысла читаемого – извлечение его смысла, содержания.
Причины, тормозящие скорость чтения:
Природный темп деятельности
Регрессии
Отсутствие антиципации
Нарушения артикуляции
Неправильное дыхание
Малое поле зрения
Уровень организации внимания
Уровень развития памяти
Упражнения, увеличивающие темп чтения:
Многократное прочтение
Молния
Буксир
Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.
Причины регрессий:
Сила привычки
Кажущиеся трудности текста
Отсутствие внимания
Устранение регрессий с помощью упражнения «чтение с окошечком»
Антипация – смысловая догадка. Упражнения, направленные на развитие навыка антипации:
Упражнение «Чтение с помощью решетки »
Упражнение «Пол арбуза»
Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.
Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.
Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки .
Малое поле зрения
Поле зрения – участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации.
Обучение чтению про себя
Упражнение “Губы”.
При команде “Губы” к плотно сжатым губам дети прикладывают палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде “Вслух” дети убирали палец и читали вслух текст.
Упражнение “Буксир”.
Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читали тот же текст “про себя”, стараясь поспевать за учителем.
Чтение «Спринт»
На максимальной скорости, читая про себя, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы.
Резервы обучения чтению.
1. Жужжащее чтение.
2. Ежеурочные пятиминутки чтения.
3. Чтение перед сном.
4. Использование зрительных диктантов.
5. Упражнение для развития техники чтения.
а) многократное чтение,
б) чтение в темпе скороговорки
в) выразительное чтение с переходом на незнакомую часть
г) упражнение для развития угла чтения
д) “Губы”
е) “Буксир”
ж) “Бросок-засечка”
з) “Молния”
Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: “Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга”.