Просмотр содержимого документа
«УМК «Перспектива»»
Развивающие программы начального общего образования
Подготовила
Студентка Ш-21 группы
Яценко Татьяна
Система Л.В. Занкова
Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Основная образовательная программа начального общего образования по системе Л.В. Занкова
Методической основой этой системы является фундаментальное психологопедагогическое исследование проблемы обучения и развития, которое проводилось в 1950-1960-х гг. лабораторией проблем обучения и развития АПН СССР под руководством академика Л.В. Занкова
Выготский выдвинул гипотезу об источниках и психологических закономерностях развития ребенка:
Источник развития – обучения ребенка как его общение и сотрудничество со взрослыми и товарищами;
Основные закономерности – правильная организация общения и сотрудничества, т.е. создание зон ближайшего развития;
Перевод коллективного выполнения какой-либо психической функции в план ее самостоятельного осуществления.
Стержнем педагогического процесса Л. В. Занков сделал идею развития, взяв за основу положение Л. С. Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие.
Показатели общего развития психики ребенка.
число деталей, выделенных в объекте;
количество признаков, которыми характеризуется этот объект;
степень обобщенности наблюдения;
повышение активности, планомерности и разносторонности наблюдения;
увеличение длительности наблюдения без отвлечения внимания.
Основная идея дидактической системы Л. В. Занкова – идея максимальной эффективности обучения для общего развития ребенка – была реализована через следующие дидактические принципы :
Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.
Ведущая роль теоретических знаний.
Быстрый темп изучения материала.
Осознание школьниками процесса учения.
Необходимость систематической работы над развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.
Новообразования в развитии практических действий характеризовались:
повышением уровня их выполнения и умения планировать эти действия;
характером изготовления детьми модели и ее отличием о образца;
изменением соотношения между планом действий и словесным отчетом от них, между планирующим и исполнительными этапами;
особенностями планирования и самоконтроля.
Система Занкова в условия введения нового ФГОС предусматривает:
Достижение планируемых результатов освоения ООП НОО всеми обучающимися.
Выявление и развитие способностей обучающихся.
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.
Организацию проектно-исследовательской, творческой деятельности во время учебного и внеучебного процесса.
Участие обучающихся, их родителей, педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников.
Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования.
Разнообразие индивидуальных образоваетльных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Математика Авторы: Аргинская И.И., Кормишина С.Н.
Окружающий мир Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
Русский язык Авторы: Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец, С. Г. Яковлева
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Теория учебной деятельности, которая ориентирована на развитие чувственного мышления, для которого характерно житейское, утилитарное отношение к вещам.
Позиция авторов этой дидактической системы состояла в том, что в основе психического развития младших школьников в ходе учебной деятельности лежит процесс формирования у них теоретических (содержательных) рефлексии, анализа и планирования, что определяет перестройку познавательной и личностной сферы детей.
Содержанием развивающего начального обучения являются теоретические знания, методом – организация совместной деятельности младших школьников, продуктом развития – главные психологические новообразования, присущие младшему школьному возрасту.
В системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами:
Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач.
Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением, информацией о нем.
Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи, поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.