kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация первоклассников — это механизм социализации личности ребенка, а также его включение в систему новых отношений и связей. Поступление в школу — это изменение всех привычных условий дошкольника, его вступление в новый социальный статус ученика. Такой сложный процесс у каждого протекает по-разному, поэтому педагоги, психологи и родители совместными усилиями должны помочь успешно адаптироваться малышу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть?»»

МАОУ «СОШ № 34» Тема: Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть?  Лукина Александра Васильевна Лукина Елена Сергеевна .

МАОУ «СОШ № 34»

Тема: Трудности адаптации первоклассников к школе.

Как их преодолеть?

Лукина Александра Васильевна

Лукина Елена Сергеевна .

Адаптация первоклассников — это механизм социализации личности ребенка, а также его включение в систему новых отношений и связей. Поступление в школу — это изменение всех привычных условий дошкольника, его вступление в новый социальный статус ученика. Такой сложный процесс у каждого протекает по-разному, поэтому педагоги, психологи и родители совместными усилиями должны помочь успешно адаптироваться малышу.

Адаптация первоклассников — это механизм социализации личности ребенка, а также его включение в систему новых отношений и связей. Поступление в школу — это изменение всех привычных условий дошкольника, его вступление в новый социальный статус ученика. Такой сложный процесс у каждого протекает по-разному, поэтому педагоги, психологи и родители совместными усилиями должны помочь успешно адаптироваться малышу.

Существуют следующие этапы адаптации ребенка к школе.

Существуют следующие этапы адаптации ребенка к школе.

  • Ориентировочный (2-3 недели). На этом этапе организм бурно реагирует на существенные изменения в жизни ребенка, все его системы работают на пределе, работа проходит в стрессовом режиме. Ученик только знакомится с новой обстановкой и условиями, ищет возможности подстроиться.
  • Неустойчивое приспособление (2-3 недели). На следующем этапе он начинает привыкать к новым правилам, требованиям и нормам поведения. Организм ищет оптимальные пути решения, реагирует на стресс менее тревожно.
  • Относительно устойчивое приспособление (от 1,5 месяцев до года). К этому этапу все способы реагирования на возникающие ситуации найдены, ребенок спокойно действует на основе приобретенного опыта. Организм уже не испытывает стресс и не заставляет все системы работать на пределе возможностей.
Если обратить внимание на характеристику видов школьной адаптации, то можно заметить, что влияет она на весь организм и личность ребенка. Проблемы в любом из них обязательно окажут свое влияние на одну из сфер жизни ученика. Выделяют 3 основных сферы:

Если обратить внимание на характеристику видов школьной адаптации, то можно заметить, что влияет она на весь организм и личность ребенка. Проблемы в любом из них обязательно окажут свое влияние на одну из сфер жизни ученика.

Выделяют 3 основных сферы:

  • психическая — проблемы вызовут тревожность, внутреннее напряжение, переутомление и стресс;
  • психофизиологическая — неблагополучная дезадаптация приведет к эмоциональным перепадам, отсутствию адекватной самооценки и стремления получить одобрение и похвалу;
  • психообщественная — проблемы не позволяют создать новые и прочные социальные контакты с одноклассниками и учителями.
Для успешной адаптации ребенка в школе необходимо соблюдать некоторые условия :

Для успешной адаптации ребенка в школе необходимо соблюдать некоторые условия :

  • учебно-познавательная деятельность в соответствии возрастных особенностей детей этого возраста (учет зоны ближайшего развития );
  • комфортные условия для обучения и общения ;
  • оздоровительно-профилактическая работа с детьми;
  • организация школьных занятий в щадящем режиме, плавный переход к стандартному расписанию;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований;
  • организация игрового пространства и активного досуга во время перемен и динамических пауз;
  • работа с родителями по формированию положительного отношения к новому для ребенка статусу ученика;
  • мониторинг уровня адаптации учеников психологом и педагогом.
О трудностях адаптации первоклассников к школе можно догадаться по некоторым признакам.

О трудностях адаптации первоклассников к школе можно догадаться по некоторым признакам.

  • Неуспеваемость по предметам. Один из самых частых признаков трудностей адаптации. Если снижение оценок у ребенка стало уже хроническим, то за ним кроются психологические причины: неуверенность в своих способностях, неумение организовать свой режим, несформированность учебных умений, отсутствие мотивации к обучению.
  • Избегание деятельности, уход в себя. Ребенок полностью погружается в свои мысли на уроках: отвечает невпопад, отказывается работать, не слышит инструкцию учителя. На переменах он тоже не проявляет активности. Такая ситуация часто складывается, когда дети не получают необходимого внимания. Вместо наказания учитель должен спокойно побеседовать с учеником и выяснить причины такого его поведения.
  • Игнорирование правил поведения. Плохое поведение ребенка — это действенный способ обратить на себя внимание. Причины могут быть различными: несогласие со школьными порядками, конфликт или непонимание с кем-то из педагогов, скука на уроках (ребенок по развитию опережает программу, а учитель не учитывает эту особенность).
  • Лень . Во время психологической адаптации это явление может проявляться особенно остро. Лень не только влияет на успехи ребенка, но и снижает интерес к школьной жизни в целом. Ее возникновение могут спровоцировать многие причины: сниженный познавательный интерес, страх неудачи, особенности темперамента , неуверенность в себе, избалованность и слишком легкие успехи (например, у одаренных детей).
На успешность процесса адаптации влияет несколько факторов. Их можно разделить на 2 группы: внешние — взаимоотношения с семьей, учителем и одноклассниками; внутренние — степень готовности к школе, учебная мотивация, здоровье ребенка и его устойчивость к стрессовым ситуациям. Обе группы факторов взаимосвязаны между собой. Нельзя сказать, что одна преобладает над другой.

На успешность процесса адаптации влияет несколько факторов. Их можно разделить на 2 группы:

  • внешние — взаимоотношения с семьей, учителем и одноклассниками;
  • внутренние — степень готовности к школе, учебная мотивация, здоровье ребенка и его устойчивость к стрессовым ситуациям.

Обе группы факторов взаимосвязаны между собой. Нельзя сказать, что одна преобладает над другой.

Лучше всего приспосабливаются к школе дети — участники субъект-субъектных отношений с родителями. Именно в таких семьях признают право ребенка действовать и совершать ошибки, при этом не душат его контролем, а лишь дают четкие и посильные инструкции. В таких семьях дети проявляют активность в социальном, учебном и физическом плане, чувствуют свободу и независимость в пределах разумного, проявляют к окружающим доброжелательность. К сожалению, в большинстве семей отношения противоположны: субъект-объектные, т.е. когда родители хотят влиять на детей как на объекты (воспитывать, учить, одевать и т.д.) и не учитывают их желание, мнение, самочувствие и реальные возможности. Поэтому их дети испытывают сложности как с адаптацией, так и с социализацией.

Лучше всего приспосабливаются к школе дети — участники субъект-субъектных отношений с родителями. Именно в таких семьях признают право ребенка действовать и совершать ошибки, при этом не душат его контролем, а лишь дают четкие и посильные инструкции.

В таких семьях дети проявляют активность в социальном, учебном и физическом плане, чувствуют свободу и независимость в пределах разумного, проявляют к окружающим доброжелательность.

К сожалению, в большинстве семей отношения противоположны: субъект-объектные, т.е. когда родители хотят влиять на детей как на объекты (воспитывать, учить, одевать и т.д.) и не учитывают их желание, мнение, самочувствие и реальные возможности. Поэтому их дети испытывают сложности как с адаптацией, так и с социализацией.

Диагностика адаптации первоклассников помогает выявить проблемы с приспособлением к школьной жизни. После этого специалисты должны принять соответствующие меры. В своей работе мы используем следующие методики: наблюдение; метод Люшера(диагностику проводит психолог);

Диагностика адаптации первоклассников помогает выявить проблемы с приспособлением к школьной жизни. После этого специалисты должны принять соответствующие меры. В своей работе мы используем следующие методики:

  • наблюдение;
  • метод Люшера(диагностику

проводит психолог);

  • методика «Домики»;
  • методика «Лесенка»;
  • методика изучения школьной тревожности;
  • рисуночная методика «Рисунок человека»;
  • анкета «Внутренняя позиция школьника»;
  • социометрия .
Рассмотрим общие советы по адаптации к школе первоклассников, которые помогут освоиться в школе детям, не имеющим специфических проблем со здоровьем (физических и психических).

Рассмотрим общие советы по адаптации к школе первоклассников, которые помогут освоиться в школе детям, не имеющим специфических проблем со здоровьем (физических и психических).

  • Похвала. В освоении своей новой роли ученика ребенок может совершать множество ошибок, которые очень болезненно воспринимаются. Поэтому нельзя ругать ребенка и показывать ему свое разочарование. В эти моменты ему как никогда нужна поддержка и одобрение. Хвалите первоклассника даже за самые скромные успехи и достижения.
  • Уникальность личности. Ни в коем случае нельзя сравнивать ребенка с остальными детьми. Самооценка у детей в этом возрасте неустойчива, любые травмирующие фразы могут сильно ее снизить. Вместе с этим теряется и мотивация к дальнейшей учебе. Если необходимо указать малышу на ошибки и возможности развития, то лучше сравнить его с самим собой, сделав акцент на улучшенных результатах.
  • Условность оценок. В первый год учебы не имеет смысла объективно оценивать результаты успеха ученика, они могут сильно меняться под действием ряда факторов. Главное, привить ему познавательный интерес и положительное отношение к учебной деятельности. Поэтому оценить детей можно лишь словесно и за успехи.
  • Развитие скрытого потенциала. Школа позволяет ребенку проявить себя в разных сферах, будь то спорт, танцы или творчество. Педагог совместно с родителями должен увидеть в нем потенциал и энергию, которую он сможет направить в нужное русло. Здесь важно совместить это с учебой так, чтобы хватало времени и на подготовку к урокам, и на отдых.
  • Поощрение. Дети хорошо чувствуют ложь, поэтому очень ценным для них станет искренняя похвала и доверительное общение. Родители не должны заменять эти вещи игрушками и сладостями, чтобы откупиться от детей и сэкономить свое время.
Как учителя начальных классов, в своей практике мы замечаем, что адаптация детей к обучению в школе проходит значительно легче, если в коллективе сразу создается благоприятная и дружественная атмосфера. В работе с 1 классом часто используем коллективную игровую форму на уроках, переменах и динамических паузах. Например,работа с конструктором Тико.

Как учителя начальных классов, в своей практике мы замечаем, что адаптация детей к обучению в школе проходит значительно легче, если в коллективе сразу создается благоприятная и дружественная атмосфера. В работе с 1 классом часто используем коллективную игровую форму на уроках, переменах и динамических паузах.

Например,работа с конструктором Тико.

Для того чтобы адаптация прошла успешно, мы составили памятку для родителей.

Памятка для родителей.

1.Соблюдайте режим дня. Пусть он учитывает занятия в школе и дома так, чтобы можно было чередовать их с активной деятельностью.

Лучше настроить режим еще до начала учебного года, чтобы не создавать лишний стресс.

Также это поможет привить навыки самостоятельности, которые очень важны в учебе.

2.Больше гуляйте. В идеале ребенок должен гулять каждый день по 2-3 часа.

3.Обеспечьте первокласснику свое рабочее место со спокойной обстановкой.

Не экономьте на условиях: подходящая по возрасту мебель, освещение и школьные принадлежности берегут здоровье детей.

4.Не забывайте о витаминах. Ребенок должен сбалансированно питаться и периодически принимать витаминные комплексы.

5.Берегите нервную систему своих детей: максимально исключите телевизор, компьютер и телефон перед сном.

6Хвалите ребенка за любые успехи, беседуйте о впечатлениях и неудачах.

Важно, чтоб он чувствовал ваше внимание и любовь.

7.Учитывайте индивидуальные особенности малыша: характер , темперамент и др.

Это определяет, какой у него будет темп работы и скорость усвоения информации.

8.Учитывайте окружение первоклассника. Настраивайте его на общение с одноклассниками,

а также поддерживайте авторитет учителя в его глазах.

Адаптация ребенка к школе рассматривается как результат психологической готовности, это сложный и энергозатратный процесс. Малыш очень нуждается в поддержке родителей в этот момент. Взрослые должны учитывать особенности адаптации ребенка к школе и помнить, что от того, как пройдет привыкание к учебе, зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы, а также дальнейший профессиональный и личностный рост.

Адаптация ребенка к школе рассматривается как результат психологической готовности, это сложный и энергозатратный процесс. Малыш очень нуждается в поддержке родителей в этот момент. Взрослые должны учитывать особенности адаптации ребенка к школе и помнить, что от того, как пройдет привыкание к учебе, зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы, а также дальнейший профессиональный и личностный рост.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
«Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть?»

Автор: Лукина Елена Сергеевна

Дата: 11.10.2021

Номер свидетельства: 588302

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Адаптация первоклассника "
    ["seo_title"] => string(27) "adaptatsiia-piervoklassnika"
    ["file_id"] => string(6) "102351"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402499294"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Рекомендации родителям по адаптации  первоклассника к новым условиям. "
    ["seo_title"] => string(75) "riekomiendatsii-roditieliam-po-adaptatsii-piervoklassnika-k-novym-usloviiam"
    ["file_id"] => string(6) "172630"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423842532"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Особенности адаптации первоклассников к школе. "Как помочь ребенку преодолеть трудности""
    ["seo_title"] => string(84) "osobiennostiadaptatsiipiervoklassnikovkshkoliekakpomochriebienkuprieodoliettrudnosti"
    ["file_id"] => string(6) "328146"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1463567897"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Деятельность классного руководителя  в направлении духовно-нравственного воспитания младших школьников."
    ["seo_title"] => string(114) "dieiatiel-nost-klassnogho-rukovoditielia-v-napravlienii-dukhovno-nravstviennogho-vospitaniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "251775"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447290501"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Психологические и физиологические особенности детей на начальном этапе обучения "
    ["seo_title"] => string(96) "psikhologhichieskiie-i-fiziologhichieskiie-osobiennosti-dietiei-na-nachal-nom-etapie-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "108225"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403616137"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства