Разработанная Г.С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить мотивацию к предмету и повысить эффективность образования. Использование приемов ТРИЗ и развитие творческих способностей в начальной школе.Технология ТРИЗ в сказках в начале урока, использование следующих приемов"Удивляй", "Отсроченная отгадка", "Ассоциативный ряд","Фантастическое животное" и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ТРИЗ На уроках в начальной школе (презентация) »
«Использование приемов ТРИЗ и развитие творческих способностей в начальной школе»
В.И. Кононова
МОАУ СОШ №17
г. Белогорск
2013 г.
ТРИЗ
Теория
Решения
Изобретательских
Задач
Разработанная Г.С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования.
Технология ТРИЗ в сказках
«Если мы хотим научить думать,то прежде мы должны научить придумывать».Дж. Родари
- Прием «Оживление»
- Прием «Сказки наизнанку»
- Прием «Что потом?»
- Прием противоречия элемента
ТРИЗ- на разных этапах уроков
1. НАЧАЛО УРОКА
ПРИЕМЫ ТРИЗ
Нестандартный вход в урок
Отсроченная отгадка
Ассоциативный ряд
Удивляй
Фантастическая догадка
Необъявленная тема
2. Актуализация знаний
«Я беру тебя с собой»
Приём «ложная
альтернатива»
Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?
Я беру с собой капусту.
У: Я не беру тебя с собой.
- Я беру апельсин.
У: Я не беру тебя с собой.
- Я беру медузу.
У: Я беру тебя с собой.
- А я беру с собой мокрицу.
У: Я беру тебя с собой.
Сколько будет 8 и 4: 11 или 10 ?
Что растет не березе - яблоки или груши?
Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?
«Развивающий канон»
Слагаемое – сумма = множители - ?
Роза – цветок = кислород -?
Береза – дерево = стихотворение - ?
Песня – композитор = самолет - ?
Прямоугольник – плоскость = куб - ?
3. Изучение нового материала
Лови ошибку
-Найди цитату которая не принадлежит А.Куприну.
-«Главное не давайте ей скучать. Исполняйте все её капризы…»
-«Через два часа он сидит в зверинце, в первом ряду, и смотрит, как звери ,по приказанию хозяина, выделывают разные штуки..»
-«Все бы ещё можно жить на свете, если бы не трусость негодная..»
- Ёж смотался в клубок.
- Я уже ездил на самолёте.
- Мы готовились встречать пернатых птиц.
- Речка замёрзла льдом.
- Меня пробудил мой папа.
«Знаю»…«Хочу знать»….«Узнаю»…
Прием «З-Х-У»
Системный лифт
«Класс → первый этаж → школа → улица Садовая → Челябинская область→ город Кыштым→ Северо-Западный федеральный округ → Российская Федерация → материк Евразия → Северное полушарие → планета Земля → Солнечная система → галактика Млечный путь → Вселенная».
Лифт-город
4. Обсуждение и решение проблем
«Маша –растеряша»
«Хорошо – плохо»
Приём “Создай паспорт”
Приём “Морфологический ящик”
5. Решение учебных задач
на математике – геометрических фигур, математических величин;
на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингв. терминов..
окружающий мир – копилки различных видов животных и растений;
-я наконец-то запомнил, чем предлог отличается от приставки и т.д.
7. Рефлексия
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алыпшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение /Сост. А. Б. Селюцкий. — Петрозаводск, 1991.
2. Ардашева Н. И. и др. Истории про... — Ульяновск, 1993.