Технология развития критического мышления разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит,Скоттом Уолтером.Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности,выработки собственной точки зрения по определенному вопросу,способность отстоять её логическими доводами,использование исследовательских методов.Методический аспект формирования критического мышления заключается в том,что данная технология представляет собой систему стратегий,объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности.Данная технология представляет использование на уроке трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии).Опыт показывает,что моделировать урок в той или иной технологии не просто. В данном случае, повышаются трудозатраты учителя при разработке уроков с применением технологии развития критического мышления. На каждой стадии урока используются определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.Важно не в готовом виде давать учащимся знания, а добывать их вместе с детьми.Работа, проводимая на уроках, учит учпащихся анализировать, сопоставлять, делать выводы, умозаключения.
Просмотр содержимого презентации
«ПедГорн»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Райковская средняя общеобразовательная школа им. Н.И. Носова»
учитель начальных классов МБОУ «Райковская СОШ им.Н.И.Носова»
Горн Нина Ивановна
[email protected]
Аал Райков, 201 4 г .
Актуальность: пробудить, взволновать, заинтересовать, спровоцировать учеников вспомнить то, что они уже знают; воспроизвести знания, умения, те что нужны для дальнейшей работы на уроке.
Создаются условия для
- определения того, что уже известно, и того что можно еще узнать;
-соединить знания с опытом ученика;
- «открытие», самостоятельно полученных знаний;
- повышение роли учителя на уроке.
Технологию развития критического мышления можно использовать на уроках познания мира, литературы, русского языка, реже – на уроках математики (например, кластер).
Вызов:
- Мозговая атака (штурм)
- Таблица «Знаю – Хочу знать - Узнать»
- Корзина идей
- Верите ли вы, что…
Вызов
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
ОБУЧАЕМЫЙ
- Провоцирует обучаемого
- Задает вопросы
- Создает ситуацию актуализации опыта обучаемого
- Формирует мотивацию ученика
- Отвечает на провокацию
- Вспоминает все, что знает по данной теме
- Формулирует первые гипотезы
- Определяется в своих мотивах и целях
Осмысление:
- Кластер
- Таблица «Знаю – Хочу узнать - Узнать»
- Чтение с остановками
- Бортовой журнал
Осмысление
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
- Предлагает опорный текст по теме
- Организует процессы чтения, обсуждения, понимания, дискуссии
- Управляет групповой динамикой
- Поддерживает мотивацию и цели
- Учит работать сообща
ОБУЧАЕМЫЙ
- Включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии
- Участвует в групповом взаимодействии
- Подкрепляет и делает коррекцию своих целей
- Слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации
- Учится работать сообща
Рефлексия:
- Синквейн
- Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
- Ассоциации
Рефлексия
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
- Управляет подведением итогов
- Ставит новые вопросы и задачи на будущее
- Оценивает деятельность обучаемого
ОБУЧАЕМЫЙ
- Суммирует в групповой работе весь изученный материал
- Задает вопросы на будущее
- Делает самооценку своей деятельности
О чем это мы?...
Критическое мышление — это:
- способность ставить новые, полные смысла вопросы ;
- вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ;
- принимать независимые продуманные решения .
- …
Мозговой штурм
- Создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые предложения. Критика и комментирование не допускаются.
- Коллективное обсуждение. Найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.
- Выбор наиболее перспективных решений, учитывая имеющиеся ресурсы (этот этап может быть отсрочен).
Корзина (идей, понятий, имен)
- Обучаемый записывает в тетради все, что ему известно по проблеме
- Обмен информацией в парах или группах
- Группы по кругу называют сведения, факты
- Преподаватель записывает все на доске
- Связывание в логические цепи, исправление ошибок по мере усвоения новой информации
Кластер
- Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.
- Цель приёма: Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).
Мышонок
сестра
брат
мальчик
Юхименко
Яшка
братья
листопадничек
Мама зайчиха
Листопадничек
Мышонок Пик
животные
Про обезьянку
Критерии оценки результата:
- Оценка (Где ошибка?); Диагноз (В чем причина?); Самоконтроль (Каковы недостатки?); Критика (Согласны ли Вы? Опровергните. Приведите контраргументы); Прогноз (постройте прогноз).
- Оценка (Где ошибка?);
- Диагноз (В чем причина?);
- Самоконтроль (Каковы недостатки?);
- Критика (Согласны ли Вы? Опровергните. Приведите контраргументы);
- Прогноз (постройте прогноз).
Выводы: Свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приемы технологии РКМ.