Просмотр содержимого документа
«Технология разноуровневого обучения»
Технология разноуровневого обучения
Выполнила:
студентка Ш-21 группы
Ефименко Наталя
Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, наши учителя ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.
Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.
Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой.
Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени:
• Выявление отставаний в ЗУН;
• Ликвидацию их пробелов;
• Устранение причин неуспеваемости;
• Формирование интереса и мотивация к учебе;
• Дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика.
• по уровню умственного развития (уровню достижений);
• по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и т.д.).
Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта. Диагностика учебных возможностей, которую провели специалисты, дополняет картину.
• активное общение с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
• обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому «взять» столько, сколько он может).
Для разноуровневого обучения используются:
• Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи;
• Альтернативные задания для добровольного выполнения;
• Задания, содержание которых найдено учеником;
• Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.
1-ая группа, ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.
2-ая группа - учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Не могут самостоятельно выделять признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.
3-я группа - учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд "слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.
Преимущества дифференцированного обучения
Предоставление возможности обучения каждого ученика на том уровне, который полностью соответствует его способностям .
Правильно расформированные группы внутри класса помогают преподавателю продумывать ведение урока таким образом, чтобы спланировать форму помощи для каждого ученика по отдельности .
В отличие от стандартной методики обучения, при которой основной упор делается на сильных учеников, слабые дети получают больше возможности проявить себя , становятся задействованными в образовательном процессе.
Сильным детям предоставляются условия для полноценного раскрытия их творческих способностей , креативного мышления, решения задач высокого уровня сложности, что ещё больше способствует развитию имеющихся навыков.
Благодаря дифференцированному методу, легче добиться максимальных результатов учащихся. При этом сам процесс освоения материала становится интересным.
Происходит повышение мотивации более сильных учащихся , способных усваивать материал на более глубоком уровне, что способствует увеличению темпа работы.
Недостатки дифференцированного обучения
У участников сильных групп начинается развиваться высокомерие , повышается уровень эгоизма, они начинают чувствовать своё превосходство. Это может негативно сказаться на формировании их как личность.
Сам принцип разделения детей может показаться негуманным и восприниматься ими как ущемление .
Разделение на группы ограничивает возможность командной работы , при которой сильные ученики могли бы помогать тем, кто слабее. Это помогло бы подтолкнуть отстающих ребят тянуться за теми, кто сильнее.
Слабые дети могут чувствовать себя подавленно , у них начинают развиваться комплексы, расти неуверенность в себе, что приведёт к ещё большему снижению мотивации учиться и улучшать свои результаты.
Для учителей осложняется процесс обучения , поскольку потребуется очень много времени для разработки заданий разного уровня. Ежедневно придётся выполнять огромный объём работы, к каждому необходимо искать индивидуальный подход.
Погрешность при диагностике может привести к ошибочному распределению учащегося – его могут определить в ту группу, к которой он не относится. Последующее решение проблемы может восприняться ребёнком слишком чувствительно.
Несмотря на имеющиеся негативные стороны, представленный метод обучения все же набирает популярность . Положительных отзывов гораздо больше, чем отрицательных. Большинство преподавателей и родителей отмечают, что после такого разделения замечают значительное повышение мотивации детей, что приводит к улучшению результатов в учебе. Тот, кто не согласится переводить своего ребёнка на дифференцированное обучение, всегда может отказаться, выбрав другой класс или образовательное учреждение с привычным ведением уроков. Только правильный подход к обучающему процессу принесёт положительный, качественный результат без ущемления ребёнка.