Применение технологии разноуровневого обучения на уроках физики
Применение технологии разноуровневого обучения на уроках физики
Цель технологии разноуровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его опыта.
Исходные научные идеи: уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребёнку организовать своё обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.
В структуре уровневой дифференциации по обученности (а именно она чаще всего и лежит в основе уровневого обучения) выделяют, три уровня:
минимальный (базовый), программный и усложненный (продвинутый в формулировке некоторых авторов).
Чтобы технология уровневого обучения была эффективной необходимо ориентироваться на особенности субъектного опыта школьников: особенности личностно-смысловой сферы; особенности психического развития (особенности памяти, мышления, восприятия, умения регулировать свою эмоциональную сферу и др); уровень обученности в рамках определенного предмета (сформированные у школьников знания, способы деятельности).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение технологии разноуровневого обучения на уроках физики »
Применение технологии разноуровневого обучения на уроках физики
Цель технологии разноуровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его опыта.
Исходные научные идеи: уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребёнку организовать своё обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.
В структуре уровневой дифференциации по обученности (а именно она чаще всего и лежит в основе уровневого обучения) выделяют, три уровня:
минимальный (базовый), программный и усложненный (продвинутый в формулировке некоторых авторов).
Чтобы технология уровневого обучения была эффективной необходимо ориентироваться на особенности субъектного опыта школьников: особенности личностно-смысловой сферы; особенности психического развития (особенности памяти, мышления, восприятия, умения регулировать свою эмоциональную сферу и др); уровень обученности в рамках определенного предмета (сформированные у школьников знания, способы деятельности).
Приоритетной задачей современного образования является сохранение индивидуальности ребёнка, создание условий для его самовыражения. Эта задача решается посредством разноуровневого обучения, которое учитывает темп деятельности школьника, уровень его обученности, сформированность умений и навыков.
Ведущей педагогической идеей является сбережение здоровья ученика и реализация его творческого потенциала путём использования технологии разноуровневого обучения в условиях традиционного обучения как средства достижения этой цели.
Каждому учителю необходимо создавать у ученика ситуацию успеха в его познавательной деятельности. Но как этого достичь, если обучаешь детей, обладающих разными умственными способностями, проявляющих в своей учебной деятельности разные интересы и предпочтения?
Нужно ли добиваться того, чтобы все учащиеся без исключения усваивали физику на уровне, превосходящем базисный? Стремление добиться этого не только нереально, оно неизбежно влечёт за собой негативные последствия: уязвлённое самолюбие детей, фактически не способных усвоить этот предмет на уровне высоких требований, ощущение своей неполноценности, переживание состояния стресса, и, в конечном счёте, отвращение к учёбе, к учителю и к школе в целом. Я считаю, что ребёнок в учебном процессе должен быть не только объектом управления, но и сам может проявлять способности к управлению своей познавательной деятельностью. Это создавало бы возможность приблизиться к тому, чтобы педагогический процесс становился бы саморегулирующей системой, стремящейся к достижению каждым учеником максимально возможного для него в данный период уровня успеваемости.
Подготовка учебного материала предусматривает выделение в содержании и в планируемых результатах обучения нескольких уровней, выбор которых определяется составом класса и требованиями государственного стандарта.
Учителю предписывается осуществить следующие ведущие действия:
а) мотивацию и стимулирование познавательной деятельности учащихся;
б) организацию самостоятельной работы школьников на различных уровнях - все, что дети могут усвоить самостоятельно или с дозированной помощью, должно быть отдано им;
в) сведение фронтальных или общеклассных форм работы к необходимому и достаточному минимуму; предпочтительными формами организации учебно-познавательного процесса являются парные, групповые и коллективные (работа в парах сменного состава).
Важным условием разноуровневого обучения является работа с учащимися, предусматривающая совместное согласование следующих позиций:
-добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала (не ниже госстандарта);
- полное усвоение базового компонента содержания обучения гарантировано всем при условии соблюдения правил коммуникаций и общения, и если все будут помогать друг другу; главный акцент в обучении делается на самостоятельную работу в индивидуальном темпе в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки;
- возможна добровольная дифференцированная посадка учащихся класса по уровням, например, в одном ряду - минимальный, в другом - базовый, в третьем - вариативный (включающий учащихся, работающих на творческом уровне и отдельно группу выравнивания, зона ближайшего развития представителей которой в силу самых различных причин не позволяет на данном уроке работать со всеми над одним содержанием - пропуски, болезни, слабая мотивация и т.п.); приступая к изучению новой темы, учащиеся знакомятся с таксономией целей и итоговым эталоном полного усвоения; текущий контроль за усвоением учебного материала проводится по двухбалльной шкале (зачет - незачет - пустая клеточка в оценочной ведомости), итоговый контроль - по трёхбалльной шкале (зачет, хорошо, отлично); по каждой укрупненной единице усвоения проводится вводный и итоговый контроль: для учащихся, не справившихся с ключевыми заданиями, организуется коррекционная работа до полного усвоения; в случае затруднений каждый получает помощь и этой помощью следует обязательно воспользоваться, чтобы не нарушать ритм совместной учебной работы; возможно освобождение от обязательного домашнего задания учащихся, овладевших в процессе классной работы уровнем не ниже базового; при оперативной работе школьника на уроке возможно выполнение обязательной части домашнего задания за счет экономии времени на выполнение планируемой нормы; ведущие понятия, алгоритмы, способы деятельности, теории, законы т.п. обязательно проговариваются и отрабатываются в парах сменного состава каждым учеником.
Несомненно специфика предметов с различными ведущими компонентами содержания образования (знания, способы деятельности, творческий и эмоционально-ценностный опыт) оказывает существенное влияние на подбор, соотношение и временные затраты различных этапов урока, однако можно выделить и инвариантные характеристики хода учебного занятия по технологии разноуровневого обучения.
Действия учителя и учащихся
На этапе подготовки к основному виду деятельности после информации о цели учебного занятия и соответствующей мотивации проводится вводный контроль чаще всего в виде теста, диктанта, проговора опорных определений, правил, алгоритмов и т.п. Эта работа завершается взаимопроверкой, коррекцией выявленных пробелов и неточностей, прослушиванием образцов лучших ответов, демонстрацией работ. В условиях разноуровневого обучения вводное тестирование предлагается с обязательной и дополнительной частями, выполнение которых может оцениваться рейтинговой методикой. Для обеспечения полной ориентировочной основы деятельности школьников на данном учебном занятии учащимся сообщается объем обязательной и сверхнормативной частей работы, критерии оценивания, информация о домашнем задании (чаще всего эта информация с указанием этапов работы написана на доске).
На этапе усвоения новых знаний объяснение нового материала дается в ёмкой, компактной форме, обеспечивающей перевод на самостоятельную проработку учебной информации основной части класса. Для остальной части предлагается повторное объяснение с использованием дополнительных дидактических средств. Каждый ученик по мере усвоения изучаемой информации включается в обсуждение, ответы на вопросы товарищей, постановку собственных вопросов. Эта работа может проходить как в группах, так и в парах.
На этапе закрепления обязательная часть заданий проверяется с помощью само- и взаимо-проверки. Сверхнормативная часть работы чаще всего вначале оценивается учителем, а затем наиболее значимые для класса результаты докладываются товарищам.
Этап подведения итогов учебного занятия начинается с контрольного тестирования, которое, как и вводное, имеет обязательную и дополнительную части. После само- и взаимо-проверки итогового теста учащиеся подсчитывают рейтинговые баллы и оценивают свою работу на учебном занятии. Эти оценки чаще всего заносятся в ведомости успеваемости группы, а затем обобщаются учителем.
Практика показала, что наибольший эффект в познавательной деятельности школьника дает личностно-ориентированное обучение. Разноуровневое обучение создает наиболее благоприятные условия для того, чтобы адаптировать содержание изучаемого материала, уровень требований к его усвоению, методы, используемые для этого применительно к особенностям личности учащегося, уровню его учебных возможностей.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.
В своей работе я использую сложившееся в практике современной школы дифференцирование обучения по трём основным уровням:
1 уровень. Репродуктивный (базовый), обеспечивающий воспроизводство основного учебного материала программы. Этот уровень характеризуется формальным усвоением учебной информации, решением простейших физических задач методом подстановки данных в известные формулы. У учащихся, находящихся на этом уровне, отсутствует мотивация на изучение предмета.
II уровень. Конструктивный, обеспечивает качественное изучение учебного материала. На этом уровне учащиеся умеют анализировать физические ситуации с применением физических законов, решают физические задачи, где искомая величина находится путем вывода, с применением других формул. Учащиеся, находящиеся на этом уровне характеризуются наличием мотивации к изучению предмета.
III уровень. Творческий, характеризуется основательным владением понятийным и логическим аппаратом, способностью к аналитическому мышлению, оценке результатов физических процессов и явлений, умением применять для решения нестандартных задач эвристические методы. Этот уровень характеризуется высокой мотивацией к изучению предмета, любознательностью, познавательной потребностью.
Но полностью современным урок становится только при сочетании с вышеперечисленными методиками и технологиями информационно-коммуникационных технологий, которые неизбежно обогащают содержание образования, позволяют сделать урок более наглядным, содержательным и более интересным для нынешнего поколения. При этом нельзя забывать, что урок будет хорошим только тогда, когда между педагогом и учеником существует взаимопонимание.
Обучение физике на уроках сегодня нельзя представить только в виде теоретических занятий, необходимо поддерживать интерес к физике, использовать разнообразные пути и методы стимулирования учебной деятельности. В разных педагогических источниках (авторы С. В. Алексеев, Г. К. Селевко, В. В. Фирсов) рассматриваются различные способы дифференциации обучения: при этом различают внутреннюю и внешнюю их разновидности. Под внутренней – понимается такая организация учебного процесса, при которой дифференциация осуществляется в рамках одного класса (учебной группы), состоящего из детей, имеющего различные индивидуальные возможности. Под внешней – подразумевается специализация учебного процесса для различных групп обучаемых (специальные школы, профильные классы).
Для любого ребёнка школа является одним из важнейших факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае процесс обучения наиболее эффективен – действуют множество факторов: социальный, здоровой конкуренции и прочие.
Изучение теоретического материала всех разделов физики сопровождается решением задач, что позволяет глубже осмыслить знание теории, закрепить эти знания, научиться применять их на практике. Но задачи по физике имеют разный уровень сложности.
Применение технологии разноуровневого обучения: всюду, где позволяет содержание учебного процесса, используются задания, имеющие три уровня сложности; ученику предоставляется право выбирать задание того или иного уровня и/или переходить с одного на другой; каждый ученик знает, какую оценку он может получить за задания, выполненные на соответствующем уровне.
С этой целью, приступая к решению задач в каждом новом разделе физики, я показываю ученику, как решаются задачи репродуктивного, аналитико-синтетического (конструктивного) и творческого уровней. Обращаю его внимание на то, что для решения этих задач необходимо использование знаний не только ныне изучаемого материала, но и из других, ранее изученных разделов. Задачи такого типа являются комбинированными, для их решения требуется не только глубокое знание теории, но и способность к творческому мышлению. У ученика не должно сложиться мнение, что можно сразу начинать решение задач высокого уровня сложности, чтобы получить наивысшую оценку. Он должен объективно оценивать сложность задач разного уровня, сопоставляя с уровнем своих познавательных возможностей. Решение задач всех уровней сопровождается анализом их содержания, формированием у ученика алгоритмов решения задач данного типа.
Новизна применения технологий разноуровневого обучения состоит в том, что на каждом уроке создаются такие психологические условия, когда ученик выбирает доступный для него уровень сложности задач и одновременно как бы заявляет, на какую оценку, «3», «4» или «5» он претендует, успешно решив ту или иную задачу, так как условия оценки заранее оговариваются.
Проведение самостоятельных и контрольных работ может иметь некоторые особенности. За учеником сохраняется право выбирать задачи не только одного уровня сложности, но и в случае успеха или неудачи переходить к решению задач более высокого, или наоборот, более низкого уровня. Это дает учителю дополнительные возможности более адекватно оценивать выполненную самостоятельную или контрольную работы. Создание психологической комфортности учащихся, применение разноуровневых заданий даёт положительный результат также при проведении уроков обобщения и систематизации знаний.
Результаты такого сотрудничества учителя и ученика дают возможность выполнять образовательные стандарты и при этом избавлять ученика от излишнего психического перенапряжения, испытывая при этом удовлетворение от успешного выполнения задания
Технология разноуровневого обучения позволяет осуществить в действии индивидуализацию обучения и практически снять ситуацию неуспешности, поскольку определяет изначально определённый минимум знаний, умений и навыков, которыми ученик должен овладеть, а далее работает принцип «от каждого по способностям», что позволяет слабому ученику освоить базу, а сильному реализовать свои творческие способности и предметные интересы, что в рамках нового ФГОСа является основой для становления личностных характеристик ученика.
Источники:
1.Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. – М.: Изд-во МЭСИ, 1999.
2.Дмитриева, Л.В. Дистанционное обучение: разработка нормативного и методического обеспечения /Л.В. Дмитриева // Открытая школа.-2008.-№6.