Просмотр содержимого документа
«Технология разноуровневого обучения на уроках биологии в 6-9 классах для детей с УО»
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Методические рекомендации
по использованию технологии раноуровневого обучения
на уроках биологии в 6-9 классах для детей с УО
Итоговая работа
Исполнители: Карпачева Валентина Васильевна,
учитель биологии
МКОУ «Школа-интернат» г. Юрга.
Консультант: Чудинова Ирина Владимировна,
куратор курсов, методист химии
КРИПКиПРО
Юрга
Содержание
Введение
1. Понятие разноуровнего обучения.
2. Проблемы и задачи разноуровневого обучения.
3. Технология разноуровневого обучения.
4.Особенности использования технологии разноуровневого обучения в школах для детей с ОВЗ.
5.Требования к заданиям. Примеры заданий.
Заключение
Список литературы
Введение
В данной работе я рассмотрела технологию разноуровневого обучения. Стоит отметить, что необходимость введения в образовательную практику уровневой дифференциации обусловлена тем, что в условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более, что он является часто недостижимым для многих школьников. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом.
Целью моей работы является детальное рассмотрение технологии разноуровневого обучения, а именно понятие разноуровневого обучения, проблемы и задачи, технология разноуровневого обучения, особенность использования данной технологии, работая с детьми с ОВЗ, требования к заданиям, примеры заданий.
1. Понятие разноуровнего обучения
Технология разноуровневого обучения разработана и внедрена в Московской Технологической школе ОРТ в 1994 году.
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося; это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения. Это означает, что учащийся А учит математику в среднем уровне вместе с учащимся Б, но на русский язык попадает в сильный уровень с учащимся В, а по биологии занимается с учащимися Д в базовой группе. Переход учащегося из уровня в уровень возможен и на практике происходит безболезненно, так как содержание (тематика) едина для всех уровней.
2. Проблемы и задачи разноуровневого обучения
Закладываемые критерии формирования учебных групп, эффективности и качества работы свидетельствуют о направленности на знания, умения, навыки и интеллектуальное развитие учащихся.
На второй план уходят остальные аспекты развития и воспитания учащихся. Все это, в свою очередь, мешает получить эффект целостности в формировании всесторонне и гармонично развитой, гуманной, свободной, активной и ответственной личности учащегося.
Решению всех этих задач и проблем может способствовать внутренняя дифференциация учебных групп, которая составляет основу технологии разноуровневого обучения. Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования.
Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности; создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.
Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает, в частности, решение: учебный дифференциация образовательный школьный
Психологических задач (определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности и т. п.).
Предметно-дидактических задач (разработка учебного материала, его гибкое структурирование), обеспечивающих изоморфизм структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся.
Реализации принципа "воспитывающего обучения".
Решение первой задачи опирается на психологическую дидактику, второй – на дидактический анализ, вскрывающий уровень доступности учебного материала, его сложность, абстрактность, обобщенность, конкретность, логичность и системность, третьей задачи – на диагностику целостных ориентаций, способностей общения и деятельности.
Для решения комплекса задач необходимо знание, как минимум, индивидуально-типологических особенностей учащихся.
3. Технология разноуровневого обучения
Таким образом, главный акцент в развивающей модели уровневой дифференциации ее авторы делают не на деление учащихся по их способностям или уровню обученности, а на идею согласования процесса обучения с психологической и нравственной структурой развивающейся личности учащихся, что решается через:
разработку учебного материала, для которого каждый уровень его репрезентации (обязательный, дополнительный, повышенный, улучшенный и т. п.) мог бы быть предложен в многообразии индивидуально-личностных особенностей учащихся;
предоставление учащемуся возможности самостоятельной ориентации в многообразии учебного материала, в способах учебной работы, выбора для себя посильного уровня учения, т. е. возможности стать субъектом познавательной, нравственной деятельности и общения.
Основу технологии разноуровневого обучения составляют:
-психолого-педагогическая диагностика учащегося;
-сетевое планирование;
-разноуровневый дидактический материал.
Сетевой план – это модель учебного процесса, которая позволяет каждому учащемуся видеть наглядно все, что он должен выполнить за одно занятие, неделю, месяц, семестр и т. д. и стать личностью действующей, т. е. субъектом обучения.
Педагогу сетевое планирование позволяет перейти от дискретного (прерывистого) управления деятельностью учащихся, когда задания выдаются "порциями" на занятии преподавателем, к непрерывному рефлексивному соуправлению и самоуправлению учебным процессом.
Что касается разноуровневого дидактического материала, то практика и передовой опыт убеждают, что только структурированное и дозированное по объему содержание осваиваемого курса наряду с развивающими рефлексивными педагогическими технологиями являются гарантами саморазвития личности.
Задача структурирования содержания решается при разноуровневом обучении с помощью деления текстов, заданий и т. п. на три уровня сложности:
I уровень – сохраняет логику самой науки и позволяет получить упрощенное, но верное и полное представление о предмете;
II уровень – углубляет первый и обогащает по содержанию, глубине проработки, не требуя переучивания. Это происходит за счет включения ранее намеренно пропущенных подробностей, тонкостей, нюансов и т. п.;
III уровень – углубляет и обогащает второй как по содержанию, так и по глубине проработки.
Это происходит за счет включения дополнительной информации, не предусмотренной стандартами.
Т. е. эти три уровня можно охарактеризовать при проведении занятий следующим образом:
При этом ориентировочный алгоритм изучения темы, его пошаговое описание, основанное на особенностях процесса освоения знаний, опыта и способов деятельности и эмоционально-ценностном отношении, может быть следующим:
1 шаг – проблематизация. Для этого необходимо связать изучаемую тему с актуальными потребностями учащихся, общества с целью привлечения внимания к изученной теме. Это реализуется путем установления связи содержания темы с опытом учащихся, их интересами, уже изученным материалом.
2 шаг – мотивация учащихся, которая включает в себя несколько блоков: работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной, нравственной деятельностью и общением.
3 шаг – ознакомление с информацией.
4 шаг – освоение информации, которое может происходить через:
проработку текста;
взаимообучение.
5 шаг – контроль освоения информации.
Таким образом, основные правила технологии разноуровневого обучения можно свести к следующему:
1. Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания.
2. Последовательное освоение и сдача уровней.
3. За одно занятие можно сдать только одну тему.
4. Для получения оценки "3" необходимо знание не менее 50 % из числа предложенных в данный период времени тем, на "4" – 70–80 %, на "5" – 90–100 %.
5. При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку.
6. Основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку.
4.Использование технологии разноуровневого обучения детей с ОВЗ.
Технология разноуровневого обучения детей с ОВЗ предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся. Это соответствует современным изменениям парадигмы образования, единой концепции ФГОС для детей с ОВЗ. Способствует коррекции недостатков высших психических функций и развитию личности ученика с особыми образовательными потребностями, направлена на достижение основных целей коррекционного образования:
для продвижения детей с ОВЗ в общем развитии;
для коррекции и сглаживания недостатков познавательной сферы;
для усвоения знаний и формирования умений и навыков;
для процессов успешной социализации и интеграции.
Для достижения этих целей существенно важным является специально организованное обучение и воспитание. Оно предполагает дифференциацию учащихся с их особенностями и возможностями овладения учебным материалом.
По степени выраженности нарушения развития выделяются:
умственно отсталые дети с легкой и средней тяжестью дефекта (дебильность);
с тяжелой степенью умственной отсталости (имбецильность), которые могут обучаться в специальных учреждениях;
с глубокой степенью умственной отсталости (идиотия), которые могут находиться только в учреждениях социальной защиты.
Дети с легкой и средней степенью умственной отсталости получают доступные им общеобразовательные и трудовые знания, умения и навыки. Под влиянием специального коррекционного обучения и воспитания они значительно продвигаются в общем развитии, у них формируются навыки учебной и трудовой деятельности. Однако это развитие идет неравномерно и зависит от индивидуальных особенностей каждого ученика. Все это обуславливает необходимость дифференцированного подхода в учебном процессе.
Целевые ориентации:
коррекция и развитие психических процессов, базовых способностей всех компонентов продуктивного интеллекта и их включение в учебный процесс;
снятие психоэмоционального напряжения ребенка, предупреждение тревожности и агрессивности с помощью системы методов коррекции, развития;
компенсирование недостатков, заложенных в содержании учебно-воспитательного процесса;
формирование положительной мотивации учебной деятельности;
перенос акцента с коллектива учащихся на личность.
Основные положения, требующие учета в процессе использования технологии разноуровневого обучения школьников с ОВЗ.
Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребенка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции.
Дети являются не только объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Поэтому, говоря о развитии ребенка посредством учебной деятельности, прежде всего, имеется ввиду его саморазвитие.
Обучаемость детей с недостатками интеллектуального развития напрямую зависит от уровня учебно-познавательных возможностей. Обучаемость определяется и уровнем интереса к предмету, объемом усвоенных знаний, уровнем развития общеучебных навыков, психофизиологическими особенностями личности. Этот параметр является интегральной характеристикой зоны ближайшего развития. Если развивается и растет любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей – его обучаемость.
Основные подходы при реализации технологии.
Главные ориентиры: интересы ребенка, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с трудностями обучения, помощь психологов, дефектологов, медиков.
Основа мотивации учебной деятельности – познавательный интерес.
Личностно-ориентированный подход как условие успешности индивидуализированной педагогической помощи школьникам с ОВЗ.
Ход познания - « от ученика». Преобразующий характер деятельности учащихся.
Гибкая структура целей, задач, методов обучения, приемов и форм работы, средство организации урока в зависимости от назначения урока, его содержания.
Дифференциация учащихся по уровням обучаемости с учетом степени проявления трудностей в познавательной деятельности (классификация по Певзнер):
1 группа: 1 уровень обучаемости ( наиболее высокий).
Небольшую группу (15-20%) составляют ученики, которые наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они, как правило, выполняют с достаточной долей самостоятельности, не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, могут использовать имеющийся опыт при выполнении нового задания. Этим ученикам доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения они успешнее других применяют на практике. При выполнении относительно сложных заданий учащиеся нуждаются в незначительной активизирующей помощи. Они без особых затруднений могут окончить специальную школу, а в дальнейшем повысить свое общее образование и профессиональную подготовку, успешно адаптироваться в обществе.
2 группа: 2 уровень обучаемости (средний, базовый).
30-35% учащихся тоже достаточно успешно обучаются в классе, хотя испытывают некоторые трудности. Они, в основном, понимают объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи учителя сделать элементарные выводы и обобщение не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ. Они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. При переносе знаний в новые условия испытывают затруднения: снижение темпа работы, допуск ошибок. Объяснение своих действий у этих учеников, недостаточно точные, нуждаются в развернутом плане с небольшой степенью обобщенности.
3 группа: 3 уровень обучаемости (низкий).
35-40% учащихся с трудом усваивают учебный материал. Они нуждаются в разнообразных видах помощи, чаще в их сочетании (словесной, наглядной, предметно-практической). Успешность усвоения ими знаний во многом зависит от характера сообщаемого материала, в частности от того, насколько он близок к жизненному опыту. Эти ученики отличаются недостаточно осознанным восприятием новых фактов, правил, теоретических сведений. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Учащихся отличает низкая самостоятельность, медленный темп усвоения материала и практических заданий. Несмотря на трудности, они, в основном, не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применять при выполнении аналогичного задания. Однако несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся делать обобщение, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и адекватно применять в соответствии с поставленной задачей. В процессе обучения эти школьники в некоторой мере преодолевают инертность мыслительных процессов. Значительная помощь нужна, главным образом, вначале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Их деятельность нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале, после чего могут более уверенно выполнять задание, а по окончании дать словесный ответ.
4 группа: 4 уровень (уровень учебного риска).
10-15% учеников овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Для усвоения нового материала они нуждаются во введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках. Сделать выводы даже с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт они не в состоянии. Эти ученики нуждаются в четком, неоднократном объяснении учителя при выполнении любого задания. Помощь, даже в виде прямой подсказки, не всегда помогает. Как показывает, работа с этой группой детей должна проводиться по специально разработанным программам. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамики его развития.
Алгоритм деятельности учителя по организации разноуровневого обучения.
1.Знакомится с медицинскими документами ребенка. Результатами обследования психолога, логопеда и определяет зону актуального и ближайшего развития ребенка, уровень обученности, уровень обучаемости.
2.По результатам анализа определяет группы по уровням обучаемости.
3.Проводит педагогическую диагностику ВПФ, мотивацию. Полученные результаты являются основой для выбора организационных форм, методов и приемов коррекционной работы, выбора учебных заданий.
4.Разрабатывает или подбирает задания в соответствии с выявленным уровнем.
5.Оценивает деятельность учащихся.
6.Проводит мониторинг и оценивает динамику изменения параметров.
7.Планирует работу по оказанию индивидуальной помощи.
Основные параметры, в соответствии с которыми осуществляется разноуровневая дифференциация.
1.Образовательные цели.
2.Уровень выполнения заданий.
3.Время обучения, время выполнения задания.
4.Объем изучаемого материала.
5.Уровень усвоения.
6.Подход к обучению: методы обучения, приемы обучения, формы организации деятельности.
7.Оценка.
Практическая реализация параметров, по которым осуществляется разноуровневая дифференциация.
Постановка образовательных целей, доступных для достижения ребенком (самостоятельно или с помощью педагога).
Для 1 группы.
1.Развивать устойчивый интерес к предмету.
2.Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности, навыки обобщения и переноса знаний.
Приемы учения: прочтение, просмотр, прослушивание учебной информации, участие в восприятии информации.
Потребности ученика: запомнить материал, понять материал, овладеть способом применения по образцу.
3 группа.Приемы преподавания: беседа, формулировка фактов, сообщение, объяснение, показ действия.
Приемы учения: прочтение, просмотр, прослушивание учебной информации, участие в восприятии информации.
Потребности ученика: запомнить материал, понять материал, овладеть способом применения по образцу для заданий одного типа.
Методы обучения: репродуктивный метод обучения (усвоение готовых знаний и образцов деятельности);
уровень познавательной деятельности- репродуктивный (воспроизведение).
1 группа. Приемы преподавания: устный опрос ранее изученного материала, выполнение упражнений в различных видах, реализующих цель: запоминание и понимание рассмотренного материала на уровне практического применения, игра.
Приемы учения: решение заданий по образцу и видоизмененных заданий, повторение информации.
Потребности ученика: запомнить и понять информацию, необходимую для выполнения заданий.
2 группа. Приемы преподавания: устный опрос ранее изученного материала, выполнение упражнений различных видов, реализующих цель: запоминание и понимание рассмотренного материала, игра.
Приемы учения: выполнение заданий по образцу и видоизмененных заданий, в которых можно узнать образец, повторение информации.
Потребности ученика: воспроизвести и запомнить информацию, необходимую для выполнения заданий.
Методы обучения: частично-поисковый метод (осмысление полученных знаний, осознанность применения в практической деятельности );
уровень познавательной деятельности – понимание и перенос.
1 группа. Приемы преподавания: эвристическая беседа, работас элементами исследования, игра.
Приемы учения: обобщение по частным вопросам, решение познавательных задач с самостоятельным составлением плана решения, участие в эвристической беседе.
Потребности ученика: установление логических взаимосвязей в изучаемом материале, овладение способами применения знаний в измененных условиях практической деятельности.
2 группа. Приемы преподавания: эвристическая беседа, работа элементами исследования, игра.
Приемы учения: обобщение по частным вопросам, решение задач с составлением плана решения, участие в эвристической беседе.
Потребности ученика: познание связей между явлениями, овладение способами применения знаний в практической деятельности, осмысление содержания изучаемого материала.
3 группа. Приемы преподавания: игра.
Приемы учения: индивидуальная работа.
Потребности ученика: овладение способами применения знаний в типовых условиях.
Методы обучения: исследовательский метод обучения (осмысление прикладного значения знаний);
уровень познавательной деятельности – исследовательский (перенос).
1 группа. Приемы преподавания: анализ и сопоставление имеющейся информации по отдельным темам курса биологии, экскурсия.
Приемы учения: практическая проверка высказанных предположений и сравнение полученных результатов.
Потребности ученика: стремление применить знания в новой ситуации.
2 группа. Приемы преподавания: анализ и сопоставление имеющейся информации по отдельным курсам биологии, экскурсия.
Приемы учения: практическая проверка высказанных предположений и соотнесение полученных результатов.
Потребности ученика: применение знаний в новой ситуации.
3 группа. Для работы не подходит.
Методы обучения: проблемный метод (коррекция и развитие процессов мышления);
уровень познавательной деятельности – частично поисковый (понимание).
1 группа. Приемы преподавания: создание проблемной ситуации, поиск путей решения проблемы, анализ полученного результата.
Приемы учения: восприятие информации, воспроизведение знаний и способов деятельности в логических операциях, рассказ.
Таким образом, при использовании разноуровневого обучения детей с ОВЗ , каждый из них имеет возможность овладеть учебным материалом по биологии на разном уровне (1 группа, 2 группа, 3 группа), в зависимости от его способностей и индивидуальных особенности личности, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, практическом применении изученного.
Оценка знаний учащихся с ОВЗ.
Опыт показывает, что оценивать знания и умения целесообразно на тех же уровнях: 3уровень – понял, запомнил, воспроизвел;
2 уровень – овладел знаниями на 3 уровне, применил их по образцу и в измененных условиях, где можно узнать образец;
1 уровень - овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить их в незнакомую ситуацию без предъявления способов деятельности.
Целесообразно применять 2 вида оценки: оценка развития и оценка состояния.
Оценка развития. Предполагается в процессе разноуровневого обучении оценивать не только достигнутые результаты, но и усилия ученика. Если оцениваются не усилия, а знания, да еще на базовом уровне, да еще в сравнении с сильными учащимися, у средних и слабых почти нет стимула для достижения лучшего результата.
Оценка результатов обучения (состояния).
Критерии оценки: невосприятие и непонимание учебных задач, отсутствие знаний, нежелание учиться, отсутствие приемов учебной деятельности, отсутствие их состава.
Оценка: неуспеваемость – «неудовлетворительно».
Критерии оценки: восприятие, узнавание, различение, воспроизведение простейших знаний и умений по опорной таблице (по схеме) или по смыслу. Ситуативное, механическое использование готовых частных приемов учебной деятельности с помощью извне.
Оценка: минимум успеваемости – «удовлетворительно».
Критерии оценки: применение знаний по образцу и в измененных условиях, где можно узнать образец. Самостоятельное использование готовых приемов в стандартных ситуациях или по образцу. Неадекватный перенос в новые ситуации.
Оценка: базовый уровень – «хорошо».
Критерии оценки: применение знаний в различных ситуациях, самостоятельная деятельность, умение выполнять задания самостоятельно.
Самостоятельное использование знаний в измененных ситуациях, адекватный перенос в новые ситуации.
Оценка: уровень возможностей - «отлично».
Если ученик достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, умений, навыков, то и получает соответственно с достигнутыми результатами отметки.
Если учащиеся претендуют на более высокий уровень знаний, то его необходимо оценивать исходя из более высоких требований к знаниям, умениям и навыкам. Чтобы добиться лучших результатов, школьнику потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с его возможностями.
5. Требования к заданиям. Примеры заданий
Общие требования к разноуровневым заданиям.
Системы оценивания накладывают определенные требования и на составление заданий к самостоятельным, проверочным, контрольным и прочим работам. Учащимся предлагаются карточки с разноуровневыми заданиями или тестами.
Приложение 1.
Биология.
Например, при изучении темы «Неживая и живая природа», объяснение нового материала:
1. Учащиеся 1 дифференцированной группы выполняют задание:
а) Самостоятельно найти в тексте учебника стр. 6 определение, что такое природа, прочитать и списать в тетрадь.
б) Самостоятельно, после рассказа учителя заполнить схему на доске:
Живые
Неживые
Тела природы
2. Учащиеся 2 группы:
а) Выписывают определение в тетрадь, после того, как его нашли и прочитали учащиеся 1 группы.
б) Списывают схему с доски.
3. Ребята 3 группы:
а) Списывают с доски слово ПРИРОДА.
б) По карточкам находят и показывают тела живой и неживой природы.
Приложение 2.
Урок биологии. 7 класс
Тема: «Внешний вид и строение семени фасоли»
Цель: 1. Образовательная. Знакомство учащихся с особенностями строения семени двудольных растений на примере семени фасоли. Уметь показывать из чего состоит семя.
2. Коррекционная. Коррекция произвольного внимания, коррекция процессов анализа, синтеза, способности к обобщению. Развивать у учащихся умение работать по плану.
3. Воспитательная. Воспитывать бережное отношение к природе. Эмоциональной отзывчивости. Умения работать в коллективе.
Тип урока: объяснение нового материала, на основе знаний детей о плодах и семенах растений.
Оборудование: учебник, рисунки, презентация по теме «Строение семени фасоли».
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте друг друга глазами. Рада вас видеть, присаживайтесь.
Тема урока. Внешний вид и строение семени фасоли.
2. Повторение.
I группа. Ответить на вопросы:
а) Как растения приспособились к распространению семян?
б) Семена, каких растений распространяются ветром?
в) Как птицы участвуют в распространении семян?
г) Какие растения разбрасывают свои семена?
II группа. По внешнему виду определить, как распространяются семена?
III группа. Работа по карточкам. Соедини правильный ответ:
С помощью ветра
Лопух, репей, череда
С помощью животных и человека
Клен, одуванчик
3. Работа над темой урока.
1. Лабораторная работа: изучать строение семени фасоли будем на живом семени и по рисунку.
а) Возьмите в руки семя фасоли:
- какого оно цвета;
- форма;
- сверху покрыто кожурой (защита);
- найдите рубчик, (семя прикрепляется к плоду).
б) Разломайте семя на две части и найдите:
- зародыш (корешок, стебелек, почечка с листочками);
- две семядоли (запас питательных веществ);
- найдите рубчик (его нет).
в) Покажите и назовите части семени.
Учащиеся по ходу урока показывают и называют.
4. Физкультминутка.
5. Работа над темой урока.
I группа. Один учащийся выходит к доске и по плану рассказывает о строении семени фасоли.
II группа. Зарисуйте в тетради семя фасоли и подпишите части.
III группа. Списать слова: кожура, семядоля, зародыш, корешок, стебелек, почечка.
6. Домашнее задание.
I группа. Прочитаете текст на странице 32-34, ответить на вопросы.
II группа. Прочитать вывод стр. 34, ответить на вопрос: для чего в семядолях находится запас питательных веществ, находят и показывают тела живой и неживой природы.
Таким образом, внедрение разноуровневости в педагогический процесс позволяет применить индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, имеющий огромное значение, так как в любом учебно-воспитательном процессе учителю приходится работать с индивидуальностями, с учениками, различающимися своими потребностями, склонностями, возможностями, интересами, потребностями и мотивами, особенностями темперамента, мышления и памяти. При этом создаются педагогические условия для включения каждого ученика в деятельность, опирающуюся на уровень актуальности и соответствующую зоне его ближайшего развития, обеспечивающую ему достижение уровня усвоения учебного материала в соответствии с его познавательными возможностями, способностями, но не ниже минимального уровня.
Заключение
В своей работе я рассмотрела технологию разноуровневого обучения. Технология разноуровневого обучения подлежит обобщению. Разноуровневое обучение даёт шанс каждому ученику организовать обучение так, чтобы максимально использовать возможности, которые несет в себе дифференциация обучения, не только внутренняя, но и внешняя.
В процессе разноуровневого обучения главное оценивать не столько достигнутые результаты, сколько усилия ученика - базовый уровень, определенный образовательным стандартом по всем предметам школьного цикла. Если ученик успешно достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, умений, навыков, то и получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки, если учащиеся претендуют на более высокий уровень знаний, то его необходимо оценивать исходя из более высоких требований к знаниям, умениям и навыкам, чтобы добиться лучших результатов школьнику потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с его способностями. Если оцениваются не усилия, а знания, да еще на базовом уровне, да ещё в сравнении с сильными учащимися, у средних и слабых практически нет стимула прилагать усилия для достижения лучшего результата. Только тогда, когда ученик знает, что его может понять, зачем ему стараться. Такой подход учит ребят ценить не столько сами отметки, сколько знания.
Список литературы
1.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. -М., 2008 - с. 266-297.
2. Кукушин В.С. Теория и методика обучения - Ростов-на –дону., 2005 – С.222-229.
3.[Электронный ресурс] =Технология разноуровневого обучения http://festival.1september.ru/articles/419729/
4.[Электронный ресурс] =Использование технологии разноуровневой дифференциации. http://festival.1september.ru/articles/501471/
5.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.1996.
6. Выгодский Л.С. Основы дефектологии. Т.5. М.1983.
7. Воронкова В.В. О структуре и учебном плане школы-интерната (школы VIII вида) для детей с УО. Дефектология.1996.
8.Лекция. Загляда О.В. Формирование профессиональных компетенций педагога, направленных на достижение предметных и личностных образовательных результатов обучающихся с УО. 2017.