Просмотр содержимого документа
«Структура обучения»
Структураобучения
Обучение-это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников.
Его цель — усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования.
Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников — в качестве продуктов усвоения.
Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки; это коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.
Умения — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
Обучение - сложный и многогранный, специально организуемый процесс, представляющий собой процесс познания, который управляется педагогом. В этом процессе направляющая роль педагога помогает полноценному усвоению учебного материала и развивает умственные и творческие способности учащихся.
Процесс обучения имеет два основных направления:
Руководящая роль педагога в процессе преподавания состоит в том, чтобы осуществлять управление активной и сознательной деятельностью по освоению учебного материала. Для этого необходимо:
- создавать благоприятные условия для принятия этих задач обучающимся;
- давать четкие инструкции им о способах предстоящей учебной деятельности;
- оказывать обучающемуся своевременную, необходимую и достаточную помощь;
- побуждать у обучающихся любознательность, любопытство, чувство долга и ответственности.
Содержание учебной деятельности заключается в передаче социального опыта подрастающему поколению. Педагогическая наука опытно-экспериментальным путем устанавливает количество, качество и степень трудности необходимой для обучающихся информации, возможности ее усвоения и практического применения, Учебная информация, подлежащая усвоению, должна быть педагогически переработана, отобрана с точки зрения ее актуальности в данных социальных условиях и адаптирована с учетом индивидуального и возрастного развития обучающихся.
Структура обучения
Содержание процесса обучения может иметь различную структуру. Элементы структуры – это отдельные элементы знания, которые соединяются между собой различным образом. Выделяют следующие структуры:
♦линейная, при которой отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых одно за другим;
♦концентрическая, предполагающая периодическое возвращение к изучаемому материалу с постепенным расширением его содержания;
♦спиральная, особенностью которой является постепенное расширение и углубление знаний вокруг исходной проблемы;
♦смешанная, являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур.
Структуру процесса обучения можно представить следующим образом :
Мотивы представляют собой внутренние побуждения к целенаправленной учебной деятельности обучающегося, связанные с удовлетворением его образовательных потребностей. Развитие мотивов происходит через изменение и расширение круга учебной деятельности.
Цель — идеальное представление о результате, к которому стремится педагог в обучающем взаимодействии со студентом. Цель обучения должна быть развернута в совершенно конкретных четких критериях того, что обучающийся должен уметь делать в конце обучения как его итог и результат. Цели процесса обучения: воспитательная, образовательная и развивающая.
Наряду с целями обучения системообразующими понятиями в структуре процесса обучения выступают деятельность педагога (преподавание), деятельность обучающегося (учение) и результат, связанный с конечным уровнем усвоения определенной системы знаний, умений и навыков, степенью обученности и воспитанности обучающихся.
Переменными составляющими процесса обучения выступают: содержание учебной деятельности, методы, средства и организационные формы обучения, учебная деятельность обучающихся.
Методы обучения являются способами обучающего взаимодействия педагога и обучающихся. Тенденция развития методов обучения отражает динамику перехода от методов деятельности педагогов (требование, инструктаж, информация и др.) к методам деятельности обучающихся (поиск, упражнения и др.) и от них к методам самоорганизации и самостоятельности. Это имеет особенно важное значение в связи с активным внедрением дистанционного обучения в систему образования различного уровня.
Средства обучения выступают как материализованный носитель метода.
Организационные формы представляют собой ограниченную во времени и организованную в пространстве совместную деятельность педагогов и обучающихся.
На этапе выбора структуры содержания обучения важно определить:
-цель обучения,
-требования к уровню обучения,
-особенности изучаемого материала,
-индивидуальные особенности обучаемых.
Обучение имеет свои отличительные характеристики:
-овладение учебным материалом и решение учебных задач;
-усвоение общих способов действий и научных понятий;
личностные изменения в человеке;
-изменение психологических свойств и поведения обучаемого.
Обучение состоит из множества компонентов, например:
-побудительный компонент, включающий познавательные потребности и основывающиеся на них мотивы обучения;
программно-целевой компонент является целью учебной деятельности, ее конечным результатом.
-действенно-операционный компонент состоит из действий и операций, результатом которых становиться определенная программа