Просмотр содержимого документа
«Средства обучения математики в начальной школе»
Средства обучения математике.
Подготовила
Студентка Ш-21 группы
Яценко Татьяна
Средства обучения математике являются одним из компонентов системы обучения, которую можно представить в виде блок схемы.
Цели
обучения
Содержание
обучения
Форма обучения
Средства обучения
Методы обучения
Подавляющее большинство методистов под средствами обучения математике понимают совокупность объектов любой природы, для которых характерно, что каждый из них:
1) представляет полностью или частично заменяет изучаемое понятие,
2) дает новую информацию об изучаемом понятии .
Таким образом, средства обучения рассматривают как совокупность моделей самой различной природы.
В зависимости от способа воспроизведения изучаемого факта модели подразделяются на 1. материально-предметные ( иллюстративные )
2. идеальные ( мысленные ).
В свою очередь материально-предметные модели подразделяются на физические, предметно-математические (прямой и непрямой аналогии) и пространственно-временные.
Среди идеальных моделей различают образные и логико-математические модели (модели-описания, модели-интерпретации, модели-аналогии).
К средствам обучения как совокупности, состоящей из материально- предметных моделей, можно отнести приборы, таблицы, кинофрагменты и т. п.
К средствам обучения, строящимся на идеальных моделях, — учебники, дидактические материалы, учебные пособия, методические статьи, различного рода рекомендации в помощь учителю и т. п.
Учебники являются традиционным и наиважнейшим средством обучения. Они систематически и полно раскрывают содержание курса математики, отражают уровень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в каждом классе. Это осуществляется через содержание, методическое построение и оформление учебников. Содержание учебника определяется программой: учебник раскрывает программу, учитывая возрастные особенности учащихся. От этого зависит методическая структура учебника, его язык и др.
Наряду с задачей сообщать определенную информацию учебники несут дидактические функции: помогают сознательно усваивать знания, учат приемам умственной деятельности, способствуют выработке определенных умений и навыков, в том числе и навыков самостоятельной работы, контроля и самоконтроля, помогают учителю воспитывать и развивать учащихся.
В настоящее время основной формой обучения является урок, причем на уроке одно из центральных мест отводится той деятельности учителя, которая связана с использованием средств обучения не только для передачи знаний учащимся, но и для организации и управления различными видами учебной деятельности учащихся, и главным образом самостоятельной работой на всех этапах обучения. Особую роль здесь играют технические средства обучения.
Самым распространенным видом наглядности является чертеж учителя на классной доске. Если чертеж создается на доске учителем постепенно, то учащиеся получают возможность видеть его динамику, взаимосвязь отдельных элементов, следить за пояснениями к чертежу. Этим и обеспечивается высокая эффективность его воздействия на учащихся в процессе обучения. Большие возможности открывает применение интерактивной классной доски. Это позволяет, например, прямо на изображении выполнять построения, выбирая различный цвет чернил (дополнительные построения, введение обозначений, числовых данных и т. д.).
Интерактивная доска позволяет применять на уроках математики кинофильмы, кинофрагменты, слайды. По своим дидактическим качествам эти учебные пособия существенно отличаются, Если, например, кинофильм, как правило, посвящен рассмотрению определенного (одного и более) вполне законченного вопроса, при изучении которого учитель следует последовательности и логике изложения материала, предписанным автором, то слайды дают возможность больше учитывать творческие особенности каждого ученика, учитывать специфику данного класса .
Использование интерактивной доски позволяет учителю разнообразить и оживить учебную работу, - варьировать методы обучения. Содействовать формированию необходимых универсальных учебных действий.