Просмотр содержимого документа
«Содержание процесса воспитания. Концепции воспитания»
Содержание процесса воспитания. Концепции воспитания
Подготовила:
студентка Ш-22 группы
Соловьева Виктория
Содержание процесса воспитания – это система знаний, убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть воспитанники в соответствии с поставленной целью и задачами (И. П. Подласый).
Хорошо организованное воспитание должно подготовить обучающегося к исполнению трех главных ролей в жизни:
гражданина: выполнение гражданских обязанностей, чувство долга перед страной, обществом, родителями и т.д.
работника: дисциплинированность и ответственность, общие экономические знания и т.д.
семьянина: тактичность, вежливость, культура общения, уважение к своим родителям, престарелым людям и т.д.
Разнообразные подходы к построению содержания воспитания находят свое выражение в разнообразных концепциях воспитания.
Концепция – это определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.
Концепция воспитания – система взглядов отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс – его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности.
Различные концептуальные подходы к построению содержания воспитания
Концепция воспитания по основным направлениям воспитательной работы (И. С. Марьяненко) – традиционный подход к содержанию воспитания
Цель воспитания: формирование гармонической, всесторонне развитой личности.
Воспитание на основе общечеловеческих ценностей (концепция системного построения процесса воспитания) (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова)
Цель: всестороннее гармоничное развитие личности.
Концепция базовой культуры личности («Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития») (О.С. Газман)
Цель-идеал: формирование гармоничной, всесторонне развитой личности.
Реальная цель: дать каждому учащемуся базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия и объективные возможности семьи, образовательного учреждения, общественности, государственной власти на местах.
Концепция личностно ориентированного воспитания (концепция «Воспитание ребенка как человека культуры») (Е. В. Бондаревская)
Цель воспитания: целостный человек культуры (свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры; это гуманная личность; духовная личность; это личность и творческая, и адаптивная; это практическая личность).
Функционально-ролевая и системно-ролевая концепции воспитания (В. М. Коротов, Н.М. Таланчук)
Цель: формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.
Концепция самовоспитания обучающихся (концепция «Формирование самосовершенствующейся личности») (Г. К. Селевко)
Цель: формирование человека самосовершенствующегося, обладающего следующими характеристиками: одухотворенность, идейная направленность, связь мотивов работы над собой с духовным ядром личности; устойчивость целей и задач самосовершенствования; превращение их в доминанту жизнедеятельности; владение, оснащенность совокупностью умений самосовершенствования; высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность; творческий характер деятельности человека; осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности; эффективность работы по самоформированию.
Концепция «Формирование образа жизни, достойного человека» (Н. Е. Щуркова)
Цель воспитания: личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.
Потребностно-мотивационная концепция воспитания (В. П. Созонов)
Цель воспитательной деятельности: обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых биосоциальных потребностей личности учащегося.