Просмотр содержимого документа
«Содержание процесса воспитания. Концепции воспитания.»
Содержание процесса воспитания.
Концепции воспитания.
Подготовила:
Студентка Ш-21 группы
Колонтай Екатерина
Содержание процесса воспитания - система знаний, убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть воспитанники в соответствии с поставленной целью и задачами.
3 главные роли в жизни обучающегося:
1) Гражданин
2) Работник
3) Семенин
Определение содержания воспитания является дискуссионной проблемой современной теории и практики воспитания.
Концепция - определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная тоска зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.
Концепция воспитания - система взглядов отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс- его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности.
Концепция воспитания по основным направлениям воспитательной работы (И.С. Марьенко) – традиционный подход к содержанию воспитания
Цель воспитания: формирование гармоничной, всесторонне развитой личности.
Данная концепция нашла свое отражение в программе воспитания, опубликованной в нашей стране в 1976г., - «Примерное содержание воспитания школьников».
Воспитание на основе общечеловеческих ценностей (концепция системного построения процесса воспитания)
Разработчики концепции полагают, что и в современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности.
Эффективное решение совокупности поставленных задач возможно лишь при построении в учебном заведении целостной воспитательной системы гуманистического типа.
Концепция базовой культуры личности (концепция «Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития») (О.С.Газман)
О. С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели - цель как идеал и реальная цель.
Цель-идеал: формирование гармоничной, всесторонне развитой личности.
Реальная цель: дать каждому учащемуся базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные
возможности семьи, образовательного учреждения, общественности, государственной власти на местах.
Концепция личностно ориентированного воспитания (концепция «Воспитание ребенка как человека культуры»)
(Е.В. Бондаревская)
Понятие «воспитание», Воспитание определяется как процесс педагогической помощи учащемуся в становлении его субъектности, культурной идентификации, жизненном самоопределении.
Цель воспитания: целостный человек культуры. Ядром личности человека культуры, обеспечивающим ее целостность, является субъектность.
Именно она обеспечивает единство и меру свободы, гуманности, духовности и жизнетворчества.
Главную роль в становлении личности человека, по мнению Г.К. Селевко, играют процессы саморазвития.
Главным целевым ориентиром в воспитательной деятельности является формирование человека самосовершенствующегося, обладающего следующими характеристиками: одухотворенность, идейная направленность, связь мотивов (целей) работы над собой с духовным ядром личности; устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности.
Функционально-ролевая и системно-ролевая концепции воспитания (В.М.Коротов, Н.М.Таланчук)
В.М. Коротовым и Н.М. Таланчуком были разработаны довольно близкие по концептуальным основам концепции воспитания.
Цель воспитания: личность, адекватно исполняющая основные социальные роли: семьянин, ученик, труженик, гражданин, творец прекрасного, приверженец здорового образа жизни.
2. Системно-ролевая концепция формирования личности ребенка (Н.М. Таланчук)
Цель воспитания: формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.
Концепция «Формирование образа жизни, достойного человека» (Н.Е.Щуркова)
Понятие «воспитание». Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем.
Цель воспитания: личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.
Цель воспитательной деятельности: обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых биосоциальных потребностей личности учащегося.
Список литературы:
1) Сковородкина И.З. и др.
Педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2019. – 640 с.