Словарная работа — это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" Словарная работа на уроках русского языка"»
Использование словарей как способ решения орфографических задач Подготовила учитель начальных классов Соболева А.А. Г .Горловка 2021-2022уч.год.
«Словарная работа — это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка».А.В. Текучев
Классификационные группы
Ребята, девочка, мальчик, фамилия
Карандаш, пенал, тетрадь, альбом, резинка
Использование метода игры
Словарные прятки
В тексте стихотворения Я.Акима «Март» есть словарные слова. Кто больше всего запомнит встретившихся словарных слов, тот и победитель. Можно для себя на листике определенными символами помечать эти слова.
Треплет ветер за окном
Погляжу на воробья —
Дерево без листьев,
Весело качается!
Воробей сидит на нем,
Понимаем, он и я,
Перышки почистив.
Что зима кончается.
«Перевертыши»
Прочитайте предложения слева направо, а затем справа налево.
Гори, пирог.
Город тот дорог.
Хорош шорох.
Театр тает.
Доскажите вежливое словечко
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (спасибо).
Если больше есть не в силах,
Скажем бабушке… (спасибо!)
Найди слово в слове
В каких словах есть числа? (сорока, стол, стог, столица, родина).
Где спрятались ежи и ужи? (дежурный, ужин).
Любимые слова Каркуши (карандаш, карнавал, картофель, картон, карман, карниз.
Любимые слова квакуши (квартира, квартет, Москва, квадрат).
В каких словах растет ель? (учитель, картофель, метель).
Игра «Назови одним словом»
Как одним словом предметы назвать? (Мебель)
Чашка, тарелка, кофейник и блюдце — Как одним словом они назовутся? (Посуда)
Поезд, автобус и самолет —
Общее слово кто назовет? (Транспорт)
Задачи-игры
«А — словарь»
Учитель называет словарное слово на букву А, ученики подбирают слова — синонимы, определяют род имен существительных. Авария — … (повреждение, катастрофы). Азарт — … (воодушевление, задор, страстность). Азбука — …(букварь, алфавит).
слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника:
Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др.
Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов
Синонимы:
алмаз – бриллиант,
алфавит — азбука,
вдруг – внезапно,
весело – радостно
Антонимы:
богатство – бедность,
быстро – медленно,
весело – грустно,
город – деревня
Этимологические сведения
спасибо (образовалось путём слияния русских слов “спаси богъ”, затем конечные г, ъ отпали)
телеграмма (состоит из двух греч. корней: tele “далеко” + gramma “запись”)
телефон (образовано сложением двух греч. основ: tele “далеко” + phone “звук”)
капуста (от лат. слова caputium “головка”)
карандаш (из тюркских языков кара – “чёрный”, даш – “камень”)
Винегрет (лат. vinum – уксус, заправка для салата на основе уксуса)
Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов
Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.
Без году неделя (совсем недавно).
Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).
Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо).
Работа с пословицами
Уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.
Аппетит приходит во время еды.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Письмо по памяти
(отрывки включают словарные слова)
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Вдруг забили барабаны.
Прибежали обезьяны. (К. Чуковский)
Использование загадок
Сам алый, сахарный.
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
Фонетические (звуковые) ассоциации
Улица – на улице встречаю знакомые лица.
Запад – на западе солнце падает
В слове спряталось другое слово
Горизонт – гори, зонт! (Нарисуй этот фантастический сюжет.)
Облако – на облаке лак.
Пловец – пловец плывет в плове.
Соловей – соловей поет соло.
Помидор. Тут запоминаем гласные о и и. Внутри овоща живут два семечка по имени Пом и Дор. Они замечательные помощники запоминания.
Графические ассоциации – мнемотехника (по схожести изображения).
Диктанты наоборот
Учитель предлагает значение заданного слова, дети определяют слово. Далее работу можно строить в таком плане: либо дети сами записывают слово и определяют опасные места, либо идёт коллективный разбор слова, т.е. по принципу комментированного письма.
Целесообразно, по возможности, иметь карточки с изображением картинки словарного слова.
Агроном –
1) специалист по улучшению культуры земледелия;
2) человек, знающий законы земледелия.
«Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во вселенной».С. Маршак
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(248) "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка на основе этимологического анализа в 5 классе при изучении темы «Морфемика» "
["seo_title"] => string(147) "slovarno-orfoghrafichieskaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-etimologhichieskogho-analiza-v-5-klassie-pri-izuchienii-tiemy-morfiemika"
["file_id"] => string(6) "115628"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412054441"
}
}