kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Словарная работа на уроках русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словарная работа — это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Словарная работа на уроках русского языка"»

Использование словарей как способ решения орфографических задач   Подготовила учитель  начальных классов  Соболева А.А.  Г .Горловка  2021-2022уч.год.

Использование словарей как способ решения орфографических задач Подготовила учитель начальных классов Соболева А.А. Г .Горловка 2021-2022уч.год.

«Словарная работа — это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка ». А.В. Текучев Классификационные группы

«Словарная работа — это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка ». А.В. Текучев

Классификационные группы

  • Ребята, девочка, мальчик, фамилия
  • Карандаш, пенал, тетрадь, альбом, резинка
Использование метода игры

Использование метода игры

  • Словарные прятки
  • В тексте стихотворения Я.Акима «Март» есть словарные слова. Кто больше всего запомнит встретившихся словарных слов, тот и победитель. Можно для себя на листике определенными символами помечать эти слова.
  • Треплет ветер за окном
  • Погляжу на воробья —
  • Дерево без листьев,
  • Весело качается!
  • Воробей сидит на нем,
  • Понимаем, он и я,
  • Перышки почистив.
  • Что зима кончается.
«Перевертыши» Прочитайте предложения слева направо, а затем справа налево.

«Перевертыши»

Прочитайте предложения слева направо, а затем справа налево.

  • Гори, пирог.
  • Город тот дорог.
  • Хорош шорох.
  • Театр тает.
Доскажите вежливое словечко

Доскажите вежливое словечко

  • Растает даже ледяная глыба
  • От слова теплого… (спасибо).
  • Если больше есть не в силах,
  • Скажем бабушке… (спасибо!)
Найди слово в слове

Найди слово в слове

  • В каких словах есть числа? (сорока, стол, стог, столица, родина).
  • Где спрятались ежи и ужи? (дежурный, ужин).
  • Любимые слова Каркуши (карандаш, карнавал, картофель, картон, карман, карниз.
  • Любимые слова квакуши (квартира, квартет, Москва, квадрат).
  • В каких словах растет ель? (учитель, картофель, метель).
Игра «Назови одним словом»

Игра «Назови одним словом»

  • Как одним словом предметы назвать? (Мебель)
  • Чашка, тарелка, кофейник и блюдце — Как одним словом они назовутся? (Посуда)
  • Поезд, автобус и самолет —
  • Общее слово кто назовет? (Транспорт)
Задачи-игры

Задачи-игры

  • «А — словарь»
  • Учитель называет словарное слово на букву А, ученики подбирают слова — синонимы, определяют род имен существительных. Авария — … (повреждение, катастрофы). Азарт — … (воодушевление, задор, страстность). Азбука — …(букварь, алфавит).
  • Антракт — … (перерыв, остановка). Аромат— … (запах, благоухание, благовоние). Атмосфера — … (воздух, среда).
Задание от классика О каком месяце писали поэты-классики? Бушует полая вода, Шумит и глухо, и протяжно, Грачей пролетные,стада Кричат и весело, и важно.  (Апрель)  И. Бунин

Задание от классика

  • О каком месяце писали поэты-классики?

Бушует полая вода,

Шумит и глухо, и протяжно,

Грачей пролетные,стада

Кричат и весело, и важно.

(Апрель)

И. Бунин

Игра — подсказка

Игра — подсказка

  • _ о _ о _ _ _ (воробей)
  • _ е _ _ _ (петух)
Однокоренные слова

Однокоренные слова

  • После знакомства со словарным словом, желательно организовать орфографическое чтение однокоренных слов. Вот примерные группы однокоренных слов:
  • Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.
  • Альбом, альбомчик, альбомный, альбомишко.
  • Арбуз, арбузик, арбузный, арбузище.
Разбор слова по составу

Разбор слова по составу

  • слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника:
  • Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др.
Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов

Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов

  • Синонимы:
  • алмаз – бриллиант,
  • алфавит — азбука,
  • вдруг – внезапно,
  • весело – радостно
  • Антонимы:
  • богатство – бедность,
  • быстро – медленно,
  • весело – грустно,
  • город – деревня
Этимологические сведения

Этимологические сведения

  • спасибо (образовалось путём слияния русских слов “спаси богъ”, затем конечные г, ъ отпали)
  • телеграмма (состоит из двух греч. корней: tele “далеко” + gramma “запись”)
  • телефон (образовано сложением двух греч. основ: tele “далеко” + phone “звук”)
  • капуста (от лат. слова caputium “головка”)
  • карандаш (из тюркских языков кара – “чёрный”, даш – “камень”)
  • Винегрет (лат. vinum – уксус, заправка для салата на основе уксуса)
Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов

Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов

  • Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.
  • Без году неделя (совсем недавно).
  • Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).
  • Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо).
Работа с пословицами

Работа с пословицами

  • Уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.
  • Аппетит приходит во время еды.
  • Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Письмо по памяти

Письмо по памяти

  • (отрывки включают словарные слова)
  • Музыканты прибежали,
  • В барабаны застучали.
  • Вдруг забили барабаны.
  • Прибежали обезьяны. (К. Чуковский)
Использование загадок

Использование загадок

  • Сам алый, сахарный.
  • Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
Фонетические (звуковые) ассоциации

Фонетические (звуковые) ассоциации

  • Улица – на улице встречаю знакомые лица.
  • Запад – на западе солнце падает
В слове спряталось другое слово

В слове спряталось другое слово

  • Горизонт – гори, зонт! (Нарисуй этот фантастический сюжет.)
  • Облако – на облаке лак.
  • Пловец – пловец плывет в плове.
  • Соловей – соловей поет соло.
  • Помидор. Тут запоминаем гласные о и и. Внутри овоща живут два семечка по имени Пом и Дор. Они замечательные помощники запоминания.
Графические ассоциации – мнемотехника (по схожести изображения).

Графические ассоциации – мнемотехника (по схожести изображения).

Диктанты наоборот Учитель предлагает значение заданного слова, дети определяют слово. Далее работу можно строить в таком плане: либо дети сами записывают слово и определяют опасные места, либо идёт коллективный разбор слова, т.е. по принципу комментированного письма. Целесообразно, по возможности, иметь карточки с изображением картинки словарного слова.  Агроном –  1) специалист по улучшению культуры земледелия;  2) человек, знающий законы земледелия.

Диктанты наоборот

  • Учитель предлагает значение заданного слова, дети определяют слово. Далее работу можно строить в таком плане: либо дети сами записывают слово и определяют опасные места, либо идёт коллективный разбор слова, т.е. по принципу комментированного письма.
  • Целесообразно, по возможности, иметь карточки с изображением картинки словарного слова.

  • Агроном –

1) специалист по улучшению культуры земледелия;

2) человек, знающий законы земледелия.

«Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во вселенной».   С. Маршак

«Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во вселенной». С. Маршак


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
" Словарная работа на уроках русского языка"

Автор: Соболева Анна Анатольевна

Дата: 22.03.2022

Номер свидетельства: 602980

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка 3 класс сочинение- описание "На бабушкином огороде" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-sochinieniie-opisaniie-na-babushkinom-oghorodie"
    ["file_id"] => string(6) "208742"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430897901"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Презентация к уроку русского языка "Словарные слова""
    ["seo_title"] => string(57) "priezientatsiia_k_uroku_russkogho_iazyka_slovarnyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "430607"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1506951917"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Урок русского языка в 5 классе на тему «Прямое и переносное значение слов» (с применением сингапурской методики») "
    ["seo_title"] => string(125) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slov-s-primienieniiem-singhapurskoi-mietodiki"
    ["file_id"] => string(6) "139447"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417713809"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка  на основе этимологического анализа в 5 классе при изучении темы «Морфемика» "
    ["seo_title"] => string(147) "slovarno-orfoghrafichieskaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-etimologhichieskogho-analiza-v-5-klassie-pri-izuchienii-tiemy-morfiemika"
    ["file_id"] => string(6) "115628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412054441"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "СЛОВАРНАЯ  РАБОТА НА  УРОКАХ  РУССКОГО  ЯЗЫКА "
    ["seo_title"] => string(44) "slovarnaia-rabota-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "181497"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425364867"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства