Национальная одежда обеспечивает активную творческую деятельность во всех видах социальной творческой деятельности . Внедрение в УВП формирует универсальные социальные умения и навыки , формирует национальную самоидентичность у учащихся, толерантность, эмпатию к культуре других народов.
Цели:
1. Распространение опыта реализованных проектов.
•2. Формирование профессиональной мотивации и компетентности учителя в культурологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль национальной якутской одежды в воспитании »
Муниципальное образовательное учреждение средняя школа №17 г. Якутск
Тема: Развитие якутской национальной одежды в начальных классах средней школы №17 г. Якутска.
(приложение к фильму «В помощь организатору школьного ысыаха»)
Автор: Попова Ольга Прокопьевна
Учитель начальных классов
Отличник образования РС(Я)
Предпосылки: В 2002 году по социальному заказу родителей были открыты якутские классы в МОУ СОШ№17 Заказ родителей был на : -обучение и воспитание с учётом национально-регионального компонента; -обучение и воспитание с учётом этнопсихологических и антропологических особенностей для сохранения традиций и культуры народа саха. -воспитание чувства интернационализма и эмпатии через прикосновение и изучение своей культуры; 2002-2010 Социальный заказ на обучение и воспитание на родном языке выполняется учителями якутских классов творчески и результативно. И помогает этому внедрение национально-регионального компонента в УВП.
Концепция :
Национальная одежда обеспечивает активную творческую деятельность во всех видах социальной творческой деятельности . Внедрение в УВП формирует универсальные социальные умения и навыки , формирует национальную самоидентичность у учащихся, толерантность, эмпатию к культуре других народов.
Цели:
1. Распространение опыта реализованных проектов.
2. Формирование профессиональной мотивации и компетентности учителя в культурологии.
1-4 математические классыМетодическое объединение учителей начальных якутских классов «Сайдыс»
Внеурочная деятельность организуемая в СОШ№17, где внедряется национальная якутская одежда.
1. Танцевальный коллектив «Күнчээрэ» 4 «Г» Попова О.П.
2. Ансамбль хомусистов «Жемчужина Востока» Петрова Г.М.
3. Танцевальный коллектив « Дьүкээбил» 3 «Д» Керемясова С.П.
4. Вокальный ансамбль девочек «Хаарчаана» Попова О.П.
Разработка Поповой О.П. 2002-2010Тема: Этапы рассредоточенной подготовки к внедрению единой национальной одежды в классе.1 этап. Урок КНРС(Я), окружающий мир, классный час, родительские собрания.Тема: Материальная культура народа Саха.2 этап: Роль одежды в фольклоре. Одеяние героев олонхо.3 этап: Национальный костюм в художественной самодеятельности.4. Знакомство с книгой «Фантазии от Августины Филипповой». Бичик ,20085. Разработка проекта на родительском собрании: Классный единый национальный костюм. Создание оргкомиссии.Дизайн, смета с расчёта на 1 костюм( девочки, мальчика), договор с швеёй.6. Реализация проекта.7. Презентация готового костюма . Для этой цели специально готовится хор класса «Кыракый эрдэхтэн үөрүөххэ!» (из репертуара «Тулуйхан», фонограмма Неустроевых)
Учебно-поисковая работа учащихся( автор проекта Попова О.П.): 1. Никифорова Алина. Национальная одежда в ысыахе. 2. Платонова Лана. Украшения верхней одежды. 3. Местников Коля. Значения якутских узоров. 4. Слепцова Оля. Изделия из кожи и замши. 5. Ефремов Максим. Сравнение элементов якутского сон(пальто) с элементами убранства лошади-чепарак(коврик-украшение лошади). 6. Задачи о якутской одежде( на уроках математики) 7. Иллюстрирование костюмов(ИЗО) 8. Творческий проект: «Эксперимент: Якутский костюм для кукол Барби и Братц. 9. Разработка бумажных конструкций. Бумажная кукла и комплект национальной одежды по эскизам Августины Филипповой. 10. Мультимедийные презентации «Якутская одежда в моей семье». 11. Активное внедрение якутской одежды во всех внеклассных мероприятиях.
Перечень национальной одежды, сшитых для класса Поповой О.П.1. Платье халадаай и жакет. 20022. Якутский расшитый сон 20063. Костюм «Дьөһөгөй оҕото» 20084. Индивидуальные костюмыЗамятина Настя для участия на конкурсах «Маленькая Принцесса Якутии-2009», фестиваль «Сандал саас». Конкурс «Новые имена».Слепцова Айыына-хомусчутПлатонова Лана-для участия в фестивале песни «Тулуйхан».Головные уборы: дьабака бэргэһэ, бастыҥа.
Тема: Мониторинг распространение национального костюма среди классов МОУ СОШ №17Поисковая работаУйгуровой Любы, ученицы 4 «Г» класса( рук. Попова О.П.)(в разработке)
Роль национальной одежды в формировании мировозрения. Национальный костюм как оберег, как проводник к древнему культурному пласту.
2002 Салама-цветные тряпочки, нанизанные на верёвочке. Развешивают на ветках священного дерева Аал-луук мас, как дар божествам 9 небес Айыыһыт хотун, Иэйиэхсит, Байанай, Үрүн Айыы тойон.Родители 1 класса благославляют природу-матушку. (Попова О.П.)Активные реализаторы идей учителя-родители.
10
11
2006 Саха таҥастаах кылаас. Национальный якутский сон(пальто) является титульной одеждой.
12
4 «Г» класс –дети Джесегёй Айыы. (Попова О.П.) « Дьөһөгөй Айыы оҕолоро» проект для развитияодарённости детей.
13
Коллектив хомусистов.Петрова Г.М.»Жемчужина Востока»
13
13
3 «Г» кл. рук. Заровняева Л.С.Национальный костюм якутов стоит близко к костюмам казахов, киргизов. Можно сравнить покрой и украшения.
13
Чепарак-коврик из лоскутков цветных тканей в форме трапеции. Чепарак входит в торжественное убранство лошади. Расшит бисером, серебряными бляшками. Снизу кисточки из лоскутков замши.
16
«Хаарчаана-Снегурочка»Национальный колорит в песне «Хаар түһэр» обеспечивает красивый костюм.(дизайн Поповой О.П.) Кл. рук.Попова О.П., муз.рук. Макарова Н.Я.Лауреаты «Поющая Туймаада-2008 »
17
18
Бастыҥа- головной убор, женское украшение .
19
Хомус-национальный музыкальный инструмент
20
21
Якутский сон похож на кафтан. Расшит нарядно. Является титульным одеянием. Показывает высокое положение, достоинство своего хозяина.
21
Керемясова С.П. 3 «Д» класс
21
This is our class. There are twenty seven pupils: fourteen boys and thirteen girls.
There is a singing group in our class, its name is “Snowflake” . It is the winner of musical contest “Singing Tuimada”.
Olga Prokopievna learn us how to dance and sing.
These are our national yakut costumes.
21
21
Посвящение в ученики 1 «Г» 2006. Первая часть праздника является ритаульной. Включает обряд благословения.
21
Олонхо дойдутун оҕолоро. 4 «Д» 2006Одеяние богатыря похоже на одеяние богатырей других народов.
26
Учитель- пример для распространения якутской одежды.
27
Когда одевают национальный костюм? В особо торжественных случаях, как олицетворение почитания и знания своей культуры и традиций. Директор МОУ СШ№17 Максимова Л.Н.
Илин кэбиһэр
28
Хор класса «Ыллаа, таптал ырыатын» Кл.рук. Попова О.П.
28
Песня «Снег идет» Муз рук. Макарва Н.Я. Костюм-Попова О.П.Дипломанты городского смотра «Поющая Туймаада» 25.03.08
30
2003 Лауреат «Поющая туймаада» 2 «Г» класс (Попова О.П.)Видео!
31
2003 годПервый школьный ысыахВидео!
32
«Дьөһөгөй оҕолоро» лауреаты «Бэби-шлягер»
33
Использованная литература:
В.Ф. Яковлев Ысыах. Я-душа-мир 2004
И.В.Константинов Материальная культура якутов 18 века 1971
Фантазии от Августины Филипповой.Бичик 2009
Фотографии Петров П.Д.
Автор-составитель фильма и презентации Попова О.П.