Просмотр содержимого документа
«родословное древо»
Занятие № 10
Тема:«Составление родословного древа семьи»
(в рамках проекта "Я и моя семья")
Цель: развитие интереса к истории своей семьи, родословной; воспитание чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям.
Задачи:
1.Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям,
родословной.
2.Заинтересовать родителей в создании родословной своей семьи.
3. Актуализировать познавательную и творческую деятельность учащихся.
Предварительная подготовка:
1. Родительское собрание на тему «Уроки семейной любви».
2. Составление учениками генеалогического дерева своей семьи, оформление выставки «Кто я? Откуда я?».
3. Сочинения учащихся на темы: «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Имена, которыми я горжусь».
Оборудование: аудиотехника и фонограмма песни «Родительский дом» (из репертуара Л. Лещенко); гербы древних родов; клубочки с шерстью, кукла и детские пеленки; подарочные семейные альбомы, сок «Моя семья».
Ход праздника
I. Вступительная часть.
Звучит фонограмма песни «Родительский дом».
Учитель. Никто из нас не свалился с Луны. Все мы - ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева.
Дорогие друзья! Бабушки и дедушки, тети и дяди, мамы и папы! Сегодня наш вечер посвящен теме «Моя родословная». Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать сегодня, - «семья».
- Что такое родословная? (Перечень поколений одного рода.)
- Что такое род? (Ряд поколений, происходящих от одного предка.)
- Кто такой предок? (Древний родственник по роду.)
Дети отвечают.
Учитель. В Средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево и герб. (См. Приложение 2.2, с. 68-69.) Для того чтобы составить генеалогическое дерево, нужно было хорошо знать своих предков. Рыцари не могли участвовать в турнире, если не предоставляли герб своего рода.
- А может кто-то из вас назвать имя своей прабабушки?
- Знаете, откуда она родом?
Я предлагаю всем желающим поделиться самыми интересными сведениями из своей родословной.
Выступающий садится в «кресло памяти» (старинное кресло). Делятся впечатлениями и дети, и родители. Остальные сидят вокруг выступающего. Много интересного узнали мы о ваших родственниках. А кто же те родственники, которые живут вместе с вами?
Семья - группа родственников, живущих вместе (С. И. Ожегов).
II. Семейные конкурсы.
1. Задание для бабушек: смотать клубочки с шерстью. Выиграет тот, кто быстрее это сделает.
2. Задание для пап: за одну минуту распеленать куклу.
- А каких еще родственников вы знаете?
3. Разгадайте ребус. 7 Я
Ответ: семья
III. Конкурс «Что это?».
Соревнуются две семьи.
Вопросы:
1. Брат жены. (Шурин.)
2. Брат мужа. (Деверь.)
3. Сестра мужа. (Золовка.)
4. Сестра жены. (Свояченица.)
5. Мать жены. (Теща.)
6. Отец жены. (Тесть.)
7. Мать мужа. (Свекровь.)
8. Отец мужа. (Свекор.)
9. Дочь брата или сестры. (Племянница.)
10. Брат отца или матери. (Дядя.)
11. Сестра отца или матери. (Тетя.)
12. Жены двух братьев. (Свояченицы.)
13. Мужья двух сестер. (Свояки.)
14. Матери жены и мужа. (Сватьи.)
IV. Конкурс пословиц.
Объясните значение пословиц:
Вся семья вместе, так и душа на месте. Яблоко от яблони недалеко падает.
Согласную семью и горе не берет.
Дружная семья и землю превращает в золото.
V Заключительная часть.
- Какой коллектив можно назвать семьей?
- А классный коллектив можно назвать семьей?
Давайте все впишем свои имена одной нашей семьи в родословное дерево нашего класса.
Учитель. Я благодарю всех, кто принял участие в
нашем празднике.
Приложение 1
Фамильные гербы
Приложение 2
Пример генеалогического дерева, созданного учащимся