Родительское собрание: "Типы и стили семейного воспитания"
Родительское собрание: "Типы и стили семейного воспитания"
На сегодняшний день известно, что существует прямая зависимость между поведением ребёнка и семейным воспитанием. Больше всего трудностей возникает с семьями, где ситуация развития ребёнка непредсказуема, неподвластна ему и всегда чревата неприятными неожиданностями. Ребёнок растёт без уверенности, что сможет получить поддержку и помощь родителей, когда ему это потребуется. Наиболее распространенным примером подобных семей являются семьи, где один из членов семьи страдает алкоголизмом, взрослые постоянно конфликтуют между собой не стесняясь в выражении негативных чувств друг к другу.
Но неблагополучных семей, с явно сложной атмосферой, не так уж и много. Гораздо больше семей внешне благополучных и даже образованных, грамотных, но реализующих неправильный тип семейного воспитания. В этих семьях не реализуются такие важные функции, как удовлетворение базовых потребностей ребёнка в родительской любви и внимании. Всё это приводит к неблагоприятному варианту развития ребёнка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание: "Типы и стили семейного воспитания"»
Типы неправильного
воспитания
На сегодняшний день известно, что существует прямая зависимость между поведением ребёнка и семейным воспитанием. Больше всего трудностей возникает с семьями, где ситуация развития ребёнка непредсказуема, неподвластна ему и всегда чревата неприятными неожиданностями. Ребёнок растёт без уверенности, что сможет получить поддержку и помощь родителей, когда ему это потребуется. Наиболее распространенным примером подобных семей являются семьи, где один из членов семьи страдает алкоголизмом, взрослые постоянно конфликтуют между собой не стесняясь в выражении негативных чувств друг к другу.
Но неблагополучных семей, с явно сложной атмосферой, не так уж и много. Гораздо больше семей внешне благополучных и даже образованных, грамотных, но реализующих неправильный тип семейного воспитания. В этих семьях не реализуются такие важные функции, как удовлетворение базовых потребностей ребёнка в родительской любви и внимании. Всё это приводит к неблагоприятному варианту развития ребёнка.
Выделяют следующие типы неправильного воспитания
в семье:
Неприятие.
Гиперсоциальное воспитание.
Тревожно-мнительный тип воспитания.
Эгоцентрический тип воспитания.
Неприятие
Оно может быть явным и неявным.
Явное неприятие наблюдается,
когда рождение ребёнка было
изначально нежелательным, или в
случае, когда планировалась
девочка, а родился мальчик и наоборот, т.е., когда ребёнок не удовлетворяет начальные ожидания родителей. Намного сложнее определить неявное неприятие. В таких семьях ребёнок на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нём заботятся, но нет душевного контакта. Причиной тому может быть чувство собственной нереализованности, например, у матери. Для нее ребёнок - препятствие для развития карьеры, помеха, которую устранить она никогда не сможет, и вынуждена терпеть. Проецируя свои проблемы на ребёнка, она создаёт эмоциональный вакуум вокруг него, провоцирует собственного ребёнка на обратное неприятие.
В таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо чересчур забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми.
Неприятие порождает в ребёнке чувство протеста.
В характере формируются черты неустойчивости, негативизма. Неприятие приводит к неверию в свои силы, неуверенности в себе.
Гиперсоциальное
воспитание
Это слишком “правильные” люди, пытающиеся педантично выполнять все советы по “идеальному” воспитанию. Ребёнок у таких родителей как бы запрограммирован. Он чрезмерно исполнителен и дисциплинирован.
Гиперсоциальный ребёнок вынужден постоянно подавлять свои эмоции, сдерживать свои желания. При таком типе воспитания возможно несколько путей развития: это может быть бурный протест, бурная агрессивная реакция или самоагрессия, или наоборот, замкнутость, отгороженность, эмоциональная холодность.
Тревожно-мнительный тип воспитания
Наблюдается, когда с рождением ребёнка одновременно возникает тревога за него, за его здоровье и благополучие. Чаще всего это встречается в семьях с единственным ребёнком или где растёт ослабленный или поздний ребёнок. В результате, ребёнок тревожно воспринимает естественные трудности, с недоверием относится к окружающим. Ребёнок может вырасти несамостоятельным, нерешительным, робким, обидчивым, неуверенным в себе.
Эгоцентрический тип воспитания
Ребёнку, часто единственному,
долгожданному навязывается представление
о себе как сверхценности. Он кумир, “смысл жизни” родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребёнку.
В результате, он не умеет понимать и принимать во внимание интересы окружающих, не переносит дальнейших лишений, агрессивно воспринимает преграды. Такой ребёнок расторможен, неустойчив, капризен.
7 типов неправильного
воспитания:
1) безнадзорность.
2) гиперопека.
3) потворствующая опека.
4) воспитание Золушки.
5) жесткое воспитание.
6) повышенная моральная
ответственность.
7) противоречащее
воспитание.
Безнадзорность
Со стороны родителей: полное или частичное отсутствие внимания к
ребенку, отсутствие ответственности за
его поступки, отсутствие или наличие неправильного воспитания.
Со стороны ребенка: отсутствие
авторитета родителей, пренебрежение
моральными и этическими нормами. В младшем дошкольном и начальном школьном возрастах наблюдаются попытки привлечь внимание родителей в виде истерик, хулиганского поведения, откровенного неповиновения. В более позднем возрасте – уход из дома, опасность впадения в наркотическую или алкогольную зависимость.
Гиперопека .
Со стороны родителей: постоянный неусыпный контроль и чрезмерная забота о ребенке. Несколько вариантов развития: а) потворство любому его желанию. Ребенок растет избалованным, эгоистичным, конфликтным, жадным, не способным к общению с сверстниками; б) чрезмерная забота о здоровье ребенка. У ребенка развиваются комплексы неполноценности, он сложно общается со сверстниками, замкнут, молчалив; в) усиленная опека, постоянные указы, полный контроль, отсутствие самостоятельности и самовыражения. Ребенок становится неинициативным, подавленным, малоподвижным, а в случае сильной личности ребенка – постоянные скандалы с родителями по поводу свободы, уход из дома.
Потворствующая опека
Со стороны родителей: потворство желаниям ребенка, безнаказанность любого проступка. Переложение ответственности на других, отрицание любой возможности виновности ребенка.
Со стороны ребенка: неприспособленность, вседозволенность, безответственность.
Воспитание Золушки
Со стороны родителей: безразличие, отсутствие внимания, постоянные упреки и замечания.
Со стороны ребенка: ревность к более любимым детям, озлобленность, обидчивость
Жесткое воспитание
Со стороны родителей: жестокое обращение, полное подчинение ребенка воле родителей, нередко воспитание с применением физического наказания.
Со стороны ребенка: угрюмость, вялость, боязливость, затаенный гнев.
Повышенная моральная ответственность
Со стороны родителей: требования и запросы, не соответствующие возрасту ребенка. Желание видеть в ребенке ответственность, самостоятельность, независимость, переложение на него ответственности за дела других членов семьи.
Со стороны ребенка: агрессивное отношение к опекаемому члену семьи, затаённая злость, агрессия в случае неустойчивого психического состояния ребенка. Возможны ситуации, когда ребенок берет на себя роль «главы семьи». Часто такой стиль воспитания характерен в неполной семье, где мать перекладывает ответственность на сына.
Противоречащее воспитание .
Со стороны родителей: применение несовместимых стилей воспитания. Постоянный конфликт на этой почве.
Со стороны ребенка: раздвоенность, избалованность, часто проявляется неспособность развить слабые стороны характера, в связи с чем повышенная незащищенность и восприимчивость.
Родители могут избежать ошибок в воспитании придерживаясь нижеприведенных рекомендаций:
1) Любите своего ребенка Воспринимайте его таким, каков он есть. Оскорбления и унижения его означают подрыв его веры в себя, несправедливое и непонятное наказание - отказ в доверии к вам. 2) Защищайте своего ребенка Ребенок нуждается в защите как от физических, так и от духовных опасностей. Даже в тех случаях, когда это связано с отказом от ваших собственных интересов и риском для жизни. Пусть эта защитная функция поможет вам ощутить себя большим, сильным и мудрым. 3) Будьте вашему ребенку добрым примером Ребенок нуждается в дружелюбном и спокойном доме, где свои традиции, где почитают родителей и поддерживают тесные и близкие связи с родственниками и друзьями. Ребенок должен расти в семье, где торжествуют доверие, справедливость и гармония.
4) Играйте с вашим ребенком Развитие ребенка требует времени и самопожертвования. Ребенок понимает вас лучше, если вы играете с ним так, как это ему нравится, если относитесь к его играм со всей серьезностью, принимая в общении с ним его мировосприятие. 5) Помогайте ребенку в приобретении опыта жизни. Самостоятельность действий ложится в основу приобретения жизненного опыта. Чрезмерно опекаемый и обеспеченный ребенок, которого постоянно оберегают от всевозможных опасностей, может стать социальным инвалидом, и вам придется продолжать заботиться о нем даже тогда, когда вам самим потребуется его поддержка. 7) Покажите ребенку возможности человеческой свободы и ее границы Родители должны стремиться открыть ребенку возможности развития его личности, показать ему исходную точку на пути к самосовершенствованию и развитию.
8) Научите ребенка быть самостоятельным Родителям следует следить за поведением ребенка и направлять его таким образом, чтобы он не причинил ущерб себе или окружающим.
Принципы, которых необходимо придерживаться в семье (по П. Ф. Лесгафту):
Обеспечение семьей правильных гигиенических условий детского развития.
Отсутствие произвола в действиях воспитателя.
Строгое соответствие слов и дел при обращении с ребенком.
Семья для ребенка является на начальном этапе моделью общества.
Любовь родителей, доверие между членами семьи и искренность в отношениях.
Готовность помочь ребенку в трудностях и неудачах, ответить на интересующие и волнующие его вопросы
Необходимо также вовлекать ребенка в жизнедеятельность семьи и считать его равноправным ее членом.
Нельзя физически наказывать ребенка, что бы он ни совершил. Но не рекомендуется потакать ему во всех его капризах.
В семье ребенок получает все виды воспитания: физическое, трудовое, умственное, эстетическое и нравственное.
Рекомендации по воспитанию детей
(по Ж. Пиаже):
Родители и учителя должны выстроить с ребенком отношения взаимного уважения , поощрять детей решать проблемы своими силами и развивать их автономию.
Необходимо исключить авторитарное общение .
Когда ребенка необходимо наказать, то наказание должно вытекать из принципа взаимности , а не искупления. Например, сына, который отказывается убирать комнату, можно лишить возможности пользоваться некоторыми своими неубранными вещами. А дочь, которая агрессивна и бьет других детей, должна быть на время лишена общения с ними.
Учитель должен поощрять стремление детей к знаниям, обсуждать проблемы , поднятые ребенком без осмеивания или критики, распознавать и направлять его спонтанные интеллектуальные и эмоциональные порывы, что способствует нравственному развитию и росту самооценки ребенка.
Ребенка уже в дошкольном возрасте надо привлекать к обсуждению нравственных проблем . По мере того, как он будет слушать мнения окружающих и родителей, у него возникнут желания подражать успешным людям.
Ответственность, сотрудничество и самодисциплина не воспитываются авторитарными методами . Такие понятия ребенок вырабатывает только в обстановке взаимного уважения. Самооценка ребёнка развивается на основе сотрудничества, а не приказа. Так же вредно для ребенка, когда его наказывают, угрожая потерей любви и доверия. Это вызывает чувство вины и понижение самооценки. Поэтому не следует говорить: «Ты очень огорчил маму своим поведением». Эта угроза чревата потерей любви, а это очень тяжелое наказание.
Без высокой самооценки, ребенку будет трудно противостоять вызовам жизни . Ребенок с достойной самооценкой активен, легко заводит друзей, обладает чувством юмора, участвует в проектах и обсуждениях, не боится сделать ошибку, гордится своим вкладом в общую жизнь, счастлив, уверен и ласков. Поэтому надо научить ребенка чувствовать и сопереживать. Ребенок должен знать, что его успех зависит от его мотивации, что гордость, когда она не гордыня, способствует развитию чувства собственного достоинства. Это секрет хорошего старта в жизни и преодоления ее вызовов .
Коррекционная работа с родителями
Коррекционная работа с родителями заключается в том, чтобы научить их поддерживать ребенка, а для этого придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним . Вместо того чтобы обращать внимание, прежде всего, на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что тот делает.
Психологическая поддержка ребенка взрослыми
Поддерживать ребенка - значит верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности и когда ему плохо, и когда хорошо. Для того чтобы поддержать ребенка, родители сами должны испытывать уверенность. Они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя, не достигнут самоуважения и уверенности. Взрослый, сам того не ведая, может обидеть ребенка. Постоянные упреки типа «Ты мог бы сделать это лучше» приводят ребенка к выводу: «Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу удовлетворить их. Я сдаюсь».
Для нормального развития ребенка иногда нужна коррекция всех его семейных взаимоотношений, таких как:
завышенные требования родителей , которые делают успех труднодостижимым. Например, если родители прежде ожидали, что ребенок будет в детском саду «самым способным», то они ожидают от него того же и в школе.
соперничество братьев и сестер, когда родители непреднамеренно противопоставляют детей друг другу, сравнивая блестящие успехи одного с бледными достижениями другого. Такое соперничество может привести к сильным переживаниям ребенка и разрушить хорошие взаимоотношения.
чрезмерные амбиции ребенка. На поведение ребенка влияют чрезмерные амбиции, «взращенные» в семье. Это проявляется, например, в тех случаях, когда ребенок, плохо играя в какую-то игру, отказывается принимать в ней участие. Часто ребенок, который не может выделиться посредством чего-то позитивного, начинает вести себя вызывающе негативно или превращается в «камень на шее» всего класса.
Как поддерживать ребенка?
Ложные способы («ловушки поддержки»): гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности и требуют педагогической коррекции со стороны воспитателя и учителя.
Подлинная поддержка : подчеркивание его способностей, возможностей, его положительных сторон. Например, если ребенку не удастся вести себя так, как хотелось бы учителю, именно учитель должен помочь ребенку понять, почему так происходит. Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т.п.
Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою «нужность».
Поддерживать можно посредством:
отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай»);
высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Все идет прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»);
прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его);
совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);
выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка
Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком.
2. Будьте одновременно тверды и добры . Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбными и не выступайте в роли судьи.
3.Снизьте контроль. Избыточный контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность планирование способа действия.
4. Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а, также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо.
5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать как переживания и поступки ребенка, так и свои.
6. Демонстрируйте взаимное уважение. Педагоги и родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
Помня о том, что все люди отличаются друг от друга, у каждого своя динамика в семье, существует ряд полезных советов, которые рассматриваются, как универсальные рекомендации по воспитанию детей.
Нужно быть участвующим родителем. Зная о том, что происходит в школе и других сферах жизни вашего ребенка, вы сможете удостовериться в том, что они придерживаются правильного пути. Также важно суметь определить возможные проблемы, такие как: драки, проблемы в школе или злоупотребление наркотиками.
Не стоит зависеть от школы, чтобы научить ребенка всему, что ему нужно знать. Учителя не могут сделать все сами. Важно, чтобы вы помогали ребенку учиться, и то, что вы будете работать со своим ребенком дома, улучшит то, как он будет учиться в школе.
Не наказывайте ребенка в присутствии других людей. Если ваш ребенок плохо себя ведет, отведите его в сторону и объясните, что он сделал неправильно, и каким будет его наказание.
Старайтесь не сдаваться и не уступать, если вы уже сказали «нет». Сказав ребенку «нет», а потом, отступив, когда он начинает раздражаться, вы только научите его, что раздражение – это способ получить то, что он хочет. Это только усилит плохое поведение, нежели научит хорошему.
Признавайте правильное поведение вашего ребенка и его достижения. Хвалите ребенка за хорошо выполненную работу и тем самым поощряйте его хорошее поведение. Концентрируйтесь больше на позитивном, чем на негативном.
Иногда уделяйте время и себе. Очень просто переутомиться, если вы находитесь с ребенком в течение двадцати четырех часов в сутки семь дней в неделю.
Регулярно разговаривайте со своим ребенком о давлении со стороны сверстников, наркотиках, алкоголе, сексе и т.д. Позвольте вашему ребенку знать, что он может прийти к вам с любым разговором, что вы поможете ему справиться с любыми проблемами, с которыми он может столкнуться. Научите их опасности курения и другим подобным явлениям.
Научите своих детей ценить деньги. Как можно раньше научите их тому, как работает экономическая система и что важно откладывать деньги на будущее. Научите их тому, что в жизни нельзя получить что-то просто так, и что нужно заработать на то, что тебе хочется.
Научите своих детей ответственности , предлагая им различные задания по дому и мотивируя выполнять их. Удостоверьтесь, что вы даете им задания, соответствующие их возрасту, объясните, что они должны помогать вам, выполняя эти задания.
Цените независимость. Научите детей заботиться самим о себе.
Это далеко не все, что нужно знать, чтобы быть хорошими родителями, но это должно помочь Вам обрести некоторые идеи, которых у Вас, может быть, не возникало до этого.