МБОУ Садовская СОШ
Родительское собрание на тему: «Воспитание ребёнка в семье»
Материал подготовила :учитель высшей категории
Купцова Елена Александровна
Цель: способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями, содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания.
Оборудование: бланки анкеты, буклеты с советами.
Ход собрания:
Приветствие. Вы посмотрите на моих детей!
В них – отраженье старости моей!
-Добрый вечер, уважаемые мамы и папы! Я приглашаю Вас к разговору на важную тему: «Воспитание ребенка в семье». Семья – первоисточник формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Мать – теплица любви. Отец – открыватель возможностей.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи.
Если внутрисемейные взаимоотношения построены на любви, поддержке и на взаимоуважении членов семьи, то ребенок такой стиль общения переносит и в среду своих сверстников, так как опыт ребенка, приобретенный непосредственно в семье, становится подчас единственным критерием его отношения к окружающему социуму, людям.
Но, в настоящее время, зачастую в условиях семьи (даже внешне благополучной) воспитание может быть деформированным. Это обусловлено следующими факторами:
1.Педагогическая неграмотность и бескультурье родителей;
2.Отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;
3.Возникновение конфликтной ситуации в семье;
4.Аморальный образ жизни родителей;
5.Отсутствие взаимопонимания и любви между родителями и детьми.
"Любя своих детей, учите их любить Вас,
не научите - будете плакать на старости лет-
вот, по- моему, одна из самых мудрых истин
материнства и отцовства"
В. А. Сухомлинский
В этих словах заключена мысль нашего собрания. Очень многое зависит в воспитании детей от Вас, уважаемые родители. От того, как вы воспитываете своего ребенка, зависит его успех или неуспех в жизни.
«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте» (Статья 18 Закона Р.Ф. «Об образовании»)
ФУНКЦИИ РОДИТЕЛЕЙ.
- Создание оптимальных условий для роста и развития ребенка.
- Обеспечение безопасности.
- Обеспечение адаптации к жизни.
- Воспитание ребенка.
- Семья – это коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.
- Из чего же должен состоять настоящий родительский авторитет?
«Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело. Родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Прежде всего, родители должны знать, чем живет, интересуется, что любит, чего хочет и не хочет ребенок. Вы должны знать, с кем он дружит, с кем играет, во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах. Вы должны их предугадывать и предупреждать». (А.С.Макаренко)
-Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека помогут взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.
Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.
Положение бывает различным:
- благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают, и он уважает других.
- неблагополучным, когда он – баловень семьи, а затем нередко – и деспот семьи, либо он изгой и растет как сорная трава, либо он – «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
Сейчас я предлагаю Вам ответить на вопросы теста
Тест для родителей «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?»
Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – А, Б, В.
1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:
а) дадите ему другое блюдо;
б) разрешите выйти ему из-за стола;
в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.
2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы:
а) идете во двор и разбираетесь с детьми;
б) советуете ребенку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома.
3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы:
а) начнете его ругать, кричать;
б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;
в) без слов выключите телевизор.
4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки:
а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;
б) пытаетесь помочь исправить положение;
в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.
5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой:
а) не выяснив причины, начинаете ругать;
б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь,
что впредь опозданий не будет;
в) накажете.
Результаты теста.
Под каждой буквой прочтите мнение о себе.
А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.
Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.
В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.
Вы оценили наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, теперь измените характер воспитательных действий в отношении своего ребенка. Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним его душу чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным.
Мы пришли с вами к выводу, что ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка.
1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и где она стала нормой его жизни.
Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире
Родительский практикум:
1. В доме собрались ребята, друзья вашего ребенка. Как можно их организовать, чем занять?
2. Вам необходима помощь ребенка, а он занят каким-то интересным для него делом. Как поступите?
3. Ваш ребенок сообщает вам, что за его неуспеваемость по некоторым предметам вас вызывают в школу. Что вы скажете вашему ребенку?
-Очень важно своими методами не нанести ребенку духовной травмы. Послушайте внимательно способы, как изменить человека, не обидев его.
Девять способов, как изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования:
1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.
2. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.
3. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
4. Задавайте вопросы, вместо того чтобы отдавать приказания.
5. Давайте возможность человеку спасти своё лицо.
6. Хвалите за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренними в своём признании и щедры в похвалах.
7. Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
8. Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
9. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.
Д. Карнеги
- Что же ждет от нас ребенок?
.Я прочитаю Вам ПИСЬМО-ПОЖЕЛАНИЕ
от Ваших детей
Дорогие мои мама и папа!
Не давайте мне пустых обещаний.
Не придирайтесь ко мне по пустякам.
Не выбирайте мне друзей.
Не ругайте и не обзывайте меня.
Я прошу Вас просто любить меня!
А что же советуют нам психологи?
Главное средство воспитания – это пример родителей, их деятельность, это участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах, радостях.
Уделяйте ребенку больше свободного времени.
Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных и личных делах.
Эффективным способом сплочения семьи, установлением дружеских взаимоотношений является проведение совместного досуга.
Туристические походы в лес, горы, плавание, лыжи.
Важно не место, где проводишь время со своим ребенком, а впечатление от совместно пережитых испытаний.
Именно в таких ситуациях ребенок учится доверять Вам свою жизнь, делится секретами, своими успехами.
Укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах
Разговаривайте друг с другом, если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга
Не старайтесь спрятать ребенка от трудностей
Обсуждайте с детьми свою жизнь, считайтесь с их мнением в решении семейных проблем
Все воспитание в семье держится на любви к детям. А любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей.
Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.
Наше собрание подошло к концу, и я очень надеюсь, что советы и пожелания пойдут Вам на пользу!
(Родителям раздаются буклеты с советами по воспитанию детей)
2015 год