Кызылжарский район 
КГУ «Кондратовская средняя школа» 
Учитель начальных классов: 
Мосягина Светлана Викторовна 
    
    
Начиная с самых древнейших времен, школа была призвана воспитывать человека, так чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нем. 
Что сегодня важно в начальной школе кроме простейших знаний по математике и правописанию? Что нужно и можно вложить в сознание младшего школьника? 
Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. 
Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности. 
    
- Исследовательская деятельность младших школьников востребована, поскольку она способствует развитию познавательной активности личности и формированию положительной мотивации к получению знаний. Данная форма распространена, в основном, в старших классах, но я на практике убедились, что целесообразно и возможно вводить её в начальной школе.  
 
- Исследовательская работа учащихся младших классов имеет свои особенности.    Деятельность, которой необходимо научить малышей, должна быть для них   увлекательна, понятна, ярка, занимательна и на первоначальном этапе, что немаловажно, организована в игровой форме.   
 
    
Продукт деятельности учащихся: 
- идеальный - развивающаяся личность с навыками исследовательской деятельности; 
 - практический - творческие исследовательские работы, творческие выставки. 
 
    
Мое мнение, что в начальной школе творческие проекты наиболее целесообразно проводить в групповой форме, включать в работу родителей. 
Схема-Ученик- родитель-- учитель 
    
- Придумать окончание рассказа и нарисовать рисунок. 
 - Сочинить рассказ, сказку к теме урока, пословицы, поговорки.   
 
    
План: 
- Где живут медведи? 
 - Чем эти животные не похожи на других? 
 - Жизнь бурых медведей. 
 - Как медведь зимует? 
 - Почему бытует мнение медведь лапу сосет? 
 - Заключение.  
 
Порядок работы: 
- Внимательно прочитай план реферата. 
 - Найди в книгах страницы, где есть нужная информация и сделай закладки. 
 - Каждый пункт плана - это новый абзац текста. 
 - Напиши краткое вступление (это ответ на первый вопрос). 
 - Подробно ответь на вопросы основной части плана. 
 - Сделай короткое заключение.  
 
    
- Класс делится на три группы по количеству главных героев сказки “Волшебное кольцо” А. Платонова. Каждая группа получает карточку с вопросами, которые помогут найти ответ на вопрос “В чем заключается счастье данного героя сказки?”   Ещё одна группа – это эксперты, которые должны обобщить полученные в процессе поиска ответы и с помощью толкового и философского словарей ответить на вопрос “Что такое счастье?”   ^ 1. Самостоятельный поиск ответов на вопрос: В чем счастье героев сказки Платонова?   В процессе работы учащиеся в ходе коллективного обсуждения внутри группы решают, в чем их герой находит свое счастье, готовят цитаты из текста, подтверждающие их выводы.    
 
    
Семен 
Связывает ли он понятие счастья с деньгами? 
Изменился ли Семен, когда стал богатым? 
Как он мог распорядиться богатством? А что он делал? 
Зачем Семен строит дворец? 
Кому отдает самую лучшую комнату в своем дворце? 
Какой в представлении Семена рисуется счастливая жизнь? 
- В чем счастье Семена? Подтвердите текстом.   В ходе поисков учащиеся приходят к выводу, что счастье их героя в том, чтобы стать счастливым и подарить счастье другим .   
Мать Семена 
Какой она была до получения богатства? 
О чем она заботится? Почему она отговаривает от женитьбы на царевне своего сына Семена? 
Какое качество появляется в ней, когда она стала богатой? 
В чем теперь для нее счастье? 
Что она говорит? Найдите в тексте. 
- В чем её счастье?   Вторая группа, как правило, однозначного ответа не дает. Одни дети считают, что мать делает все для счастья сына, другие считают, что она под влиянием богатства становится высокомерной и счастье сына перестает быть для неё смыслом жизни.   Во время обсуждения результатов поиска второй группой в ходе беседы самостоятельно определяем лексическое значение слова высокомерие. 
Царь и царица 
Какие люди царь и царица? ( высокомерные ) 
Каково их отношение к другим? Найдите в тексте доказательства вашей мысли. ( Как в сору роемся) 
Есть ли что-нибудь общее между царской семьей и матерью Семена? 
Какое качество характера их объединяет? ( грубость, невоспитанность , эгоизм ) 
Похожи ли их представления о счастье? 
Чего НЕТ в понимании счастья этими героями? 
- В чем же состоит счастье царя и царицы?   В ходе поисков эксперты вновь обращаются к словарю Ожегова и определяют значение слова эгоизм .    
Царевна.  О каком женихе мечтает царевна? 
Почему так легко она променяла Семена на Аспида? 
Что ей подарил Семен? 
- Аспид ни слова ей не сказал о любви, а царевна пошла за ним. Почему?   - Что было во рту у царевны, когда она спала? Кому она не доверяла? 
ЧТО ей нужно и ЧТО для неё НЕВАЖНО в отношениях с людьми? 
Докажите цитатой из текста, что царевна своего счастья не нашла. 
- Каково её представление о счастье?   
    
 Педагогический вывод прост: талантам надо помогать. 
 И перед нами, учителям, стоят три задачи: 
- Не убить детское творчество. 
 - Помогать детскому творчеству. 
 - Развивать детское творчество. 
 
 И делать это нужно сейчас, здесь в условиях массовой школы, как на уроке, так и во внеурочной деятельности 
    
Литература: 
Матяш Н.В, Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М. 2002. 
Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996. 
Андрианов П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся образовательных школ. М. 1985. 
Джонс Дж.К. Методы проектирования. М. 1986. 
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.1983. 
Сергеева В.П. «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» М.2002 
Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения.-Томск ,Пеленг, 1995. 
ИвочкинаТ.,Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Народное образование - № 3,2000г. 
Коломеец Л.С. Исследовательская работа в начальной школе. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2003-2004 уч.года. 
www.prodlenka.org