Кызылжарский район
КГУ «Кондратовская средняя школа»
Учитель начальных классов:
Мосягина Светлана Викторовна
Начиная с самых древнейших времен, школа была призвана воспитывать человека, так чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нем.
Что сегодня важно в начальной школе кроме простейших знаний по математике и правописанию? Что нужно и можно вложить в сознание младшего школьника?
Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.
- Исследовательская деятельность младших школьников востребована, поскольку она способствует развитию познавательной активности личности и формированию положительной мотивации к получению знаний. Данная форма распространена, в основном, в старших классах, но я на практике убедились, что целесообразно и возможно вводить её в начальной школе.
- Исследовательская работа учащихся младших классов имеет свои особенности. Деятельность, которой необходимо научить малышей, должна быть для них увлекательна, понятна, ярка, занимательна и на первоначальном этапе, что немаловажно, организована в игровой форме.
Продукт деятельности учащихся:
- идеальный - развивающаяся личность с навыками исследовательской деятельности;
- практический - творческие исследовательские работы, творческие выставки.
Мое мнение, что в начальной школе творческие проекты наиболее целесообразно проводить в групповой форме, включать в работу родителей.
Схема-Ученик- родитель-- учитель
- Придумать окончание рассказа и нарисовать рисунок.
- Сочинить рассказ, сказку к теме урока, пословицы, поговорки.
План:
- Где живут медведи?
- Чем эти животные не похожи на других?
- Жизнь бурых медведей.
- Как медведь зимует?
- Почему бытует мнение медведь лапу сосет?
- Заключение.
Порядок работы:
- Внимательно прочитай план реферата.
- Найди в книгах страницы, где есть нужная информация и сделай закладки.
- Каждый пункт плана - это новый абзац текста.
- Напиши краткое вступление (это ответ на первый вопрос).
- Подробно ответь на вопросы основной части плана.
- Сделай короткое заключение.
- Класс делится на три группы по количеству главных героев сказки “Волшебное кольцо” А. Платонова. Каждая группа получает карточку с вопросами, которые помогут найти ответ на вопрос “В чем заключается счастье данного героя сказки?” Ещё одна группа – это эксперты, которые должны обобщить полученные в процессе поиска ответы и с помощью толкового и философского словарей ответить на вопрос “Что такое счастье?” ^ 1. Самостоятельный поиск ответов на вопрос: В чем счастье героев сказки Платонова? В процессе работы учащиеся в ходе коллективного обсуждения внутри группы решают, в чем их герой находит свое счастье, готовят цитаты из текста, подтверждающие их выводы.
Семен
Связывает ли он понятие счастья с деньгами?
Изменился ли Семен, когда стал богатым?
Как он мог распорядиться богатством? А что он делал?
Зачем Семен строит дворец?
Кому отдает самую лучшую комнату в своем дворце?
Какой в представлении Семена рисуется счастливая жизнь?
- В чем счастье Семена? Подтвердите текстом. В ходе поисков учащиеся приходят к выводу, что счастье их героя в том, чтобы стать счастливым и подарить счастье другим .
Мать Семена
Какой она была до получения богатства?
О чем она заботится? Почему она отговаривает от женитьбы на царевне своего сына Семена?
Какое качество появляется в ней, когда она стала богатой?
В чем теперь для нее счастье?
Что она говорит? Найдите в тексте.
- В чем её счастье? Вторая группа, как правило, однозначного ответа не дает. Одни дети считают, что мать делает все для счастья сына, другие считают, что она под влиянием богатства становится высокомерной и счастье сына перестает быть для неё смыслом жизни. Во время обсуждения результатов поиска второй группой в ходе беседы самостоятельно определяем лексическое значение слова высокомерие.
Царь и царица
Какие люди царь и царица? ( высокомерные )
Каково их отношение к другим? Найдите в тексте доказательства вашей мысли. ( Как в сору роемся)
Есть ли что-нибудь общее между царской семьей и матерью Семена?
Какое качество характера их объединяет? ( грубость, невоспитанность , эгоизм )
Похожи ли их представления о счастье?
Чего НЕТ в понимании счастья этими героями?
- В чем же состоит счастье царя и царицы? В ходе поисков эксперты вновь обращаются к словарю Ожегова и определяют значение слова эгоизм .
Царевна. О каком женихе мечтает царевна?
Почему так легко она променяла Семена на Аспида?
Что ей подарил Семен?
- Аспид ни слова ей не сказал о любви, а царевна пошла за ним. Почему? - Что было во рту у царевны, когда она спала? Кому она не доверяла?
ЧТО ей нужно и ЧТО для неё НЕВАЖНО в отношениях с людьми?
Докажите цитатой из текста, что царевна своего счастья не нашла.
- Каково её представление о счастье?
Педагогический вывод прост: талантам надо помогать.
И перед нами, учителям, стоят три задачи:
- Не убить детское творчество.
- Помогать детскому творчеству.
- Развивать детское творчество.
И делать это нужно сейчас, здесь в условиях массовой школы, как на уроке, так и во внеурочной деятельности
Литература:
Матяш Н.В, Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М. 2002.
Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.
Андрианов П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся образовательных школ. М. 1985.
Джонс Дж.К. Методы проектирования. М. 1986.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.1983.
Сергеева В.П. «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» М.2002
Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения.-Томск ,Пеленг, 1995.
ИвочкинаТ.,Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Народное образование - № 3,2000г.
Коломеец Л.С. Исследовательская работа в начальной школе. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2003-2004 уч.года.
www.prodlenka.org