Просмотр содержимого документа
«Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.»
Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
Учитель начальных классов
Шилова Мария Викторовна
Учитель начальных классов
Шилова Мария Викторовна
«Уроки по развитию речи создают прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение и речь»
В. А. Сухомлинский
«Развитие связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка»
Л. С. Выготский
Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.
Потребность общения, или коммуникации
Создание речевой среды
Речевая активность самого ребенка
Задачи:
Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио);
6. Доскажи имя литературного героя и в какой сказке он живёт.
Докажи характер героя примерами из сказок.
Опиши героя.
Придумай конец сказки.
Придумай кроссворд к сказке.
ЗАГАДКИ «Загадка – иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса» Чичеров В.И.
Цели: учить выделять свойства и признаки загаданного предмета и доказывать правильность отгадки, воспитывать любовь к русской словесности, народному творчеству.
1. Для выделения нового или изученного звука.
2. Словарная работа (загадки об овощах, фруктах и т.д.).
Цели: знакомство с пословицами, их ролью в жизни людей, воспитывать интерес к устному народному творчеству, развивать умение объяснять смысл пословиц, их содержание, формировать личностные качества и отношения к культуре и обычаям страны.
1. Вместо точек вставь название животных.
2. Доскажи пословицу.
3. Кто больше? (Вспомнить пословицы на определённую тему).
4. Соотнести пословицу и картинку.
5. Составить пословицу.
СКОРОГОВОРКА «Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов».
Цели: развитие речи обучающихся, работа над выразительностью речи, правильном произношении, силой голоса, приобщение учащихся к устному народному творчеству.
1. Работа над артикуляцией.
2. Письмо по памяти.
3. Конкурс на звание чемпионов по скороговоркам.
СЧИТАЛКА «Считалка – фольклорный жанр, творцом которого является не один человек, а целый народ».
Цели: изучить историю создания считалок, их назначение в древние времена.
1. «Дополни считалку».
2. игры с использованием считалок.
3. «Составить считалку».
4. «Найти рифму».
5. «Найти концовку».
ИГРА «Игра - огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.» В.А.Сухомлинский
1. «Кто это сказал?»
2. «Продолжи стихотворение или рассказ».
3. «Кто мы?»
4. Игра «Умники и умницы».
5. Викторины по сказкам.
6. «Игра «Знатоки русского языка».
«Из всех … знаний и умений самым важным, и самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке» В.И.Чернышёв