Просмотр содержимого документа
«Развитие математических способностей у детей с ОВЗ.»
Математика для детей с особенностями в развитие.
Математика считается одной из сложных дисциплин даже для детей, у которых нет отклонений в развитии. Однако преподавание математики для умственно отсталых детей несет не только образовательное, но и коррекционное значение. У особых детей, соответственно, особые потребности. Для их обучения не подходят программы и методики обычной школы. Темп учебных программ, объем и содержание учебного материала, требования к результатам – все это может оказаться непосильным трудом для ребенка, у которого есть особенности в развитии.
Соответственно, к педагогу тоже будет предъявляться ряд требований – знание специальных методик преподавания, основ коррекционной педагогики и психологии, умения организовать учебный процесс и многое другое.
Для детей с особенностями развития (в частности, с умственной отсталостью) трудно дается обычный учебный процесс. Каждый урок преподаватель должен сделать максимально доступным, но, в то же время, интересным. Проблема обучения детей с УО заключается не только в их развитии, но и в том, что учебная мотивация таких детей снижена. Ведущей деятельностью для них чаще остается игровая деятельность, а не учебно-познавательная. Коррекционный педагог, работая над мотивацией учеников, должен формировать активную позицию школьника, положительное отношение к учебному процессу, возникновение познавательного интереса.
Для того чтобы формировалась активная позиция, педагог использует словесное внушение, форму диалога, предлагает поучаствовать в выборе задач (степень сложности, содержание, количество). Для того чтобы появилось положительное отношение к учебному процессу, педагог заботится о том, чтобы атмосфера на уроках всегда была положительной, снижает тревожность детей, хвалит за любое достижение, использует игры в обучении. В умелых руках педагога математика превращается в мощный воспитательный и коррекционный инструмент.
Математика должна преподаваться таким образом, чтобы полученные знания, пригодились ребенку в его дальнейшей трудовой деятельности и самостоятельной жизни. В процессе обучения повышается общее развитие детей, корректируются недостатки их познавательного процесса и личностных качеств, воспитывается целеустремленность, трудолюбие, работоспособность. Появляется возможность развивать самоконтроль и умение планировать.
Как мы уже писали выше, коррекционному педагогу необходимо учитывать особенности развития детей, уметь находить индивидуальный подход к каждому ученику, стимулировать их познавательный интерес, повышать мотивацию к учебе.
Положительный результат обучения полностью зависит от мастерства педагога, его квалификации, знаний и умений. Учителю необходимо избегать обыденности и скуки на своих занятиях, монотонности и бедности излагаемого материала, его отрыва от личного опыта ученика.
В своей работе педагог использует дидактические игры, иллюстрации, красивые наглядные пособия, занимательные упражнения и другой учебный материал. Дидактические игры особенно популярны среди коррекционных педагогов, поскольку, как вы помните, ведущую деятельность учеников с умственной отсталостью, занимает игровая деятельность.
Необходимо соблюдать темп работы на уроках. Ученики должны полностью понимать, как выполнять задания. Деятельность на уроке выстраивается по этапам, обязательно происходит повторение пройденного материала.
В педагогической практике учителям-дефектологам рекомендуют использовать следующие методы:
объяснительно-иллюстративный – педагог дает уже готовую информацию, ученики воспринимают, осознают ее и запоминают;
репродуктивный – педагог дает образец, по которому от учеников требуется выполнить задание;
метод проблемного изложения – педагог ставит перед учениками задачу (проблему) и показывает, как ее решить;
частично-поисковый – педагог предлагает ученикам решить задачу, при этом решение ученики должны найти самостоятельно, но с частичной помощью педагога;
исследовательский – педагог лишь направляет деятельность учеников, пути решения ищутся ими самостоятельно.
Это методы по типу познавательной деятельности. В работе педагога могут использоваться и другие группы методов. Например, метод беседы или метод рассказа, когда педагог знакомит учеников с новым материалом. Еще одну группу методов можно выделить по типу источника знаний:
словесный (беседа, диалог, рассказ);
наглядный (наблюдение, изображение предметов, демонстрация картинок и т. д.);
практический (черчение, лепка, аппликация, измерение, моделирование и др.).