kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование мнемотехники в работе с детьми ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

 Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

 МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

 МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

 Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

  • Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

 В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

 • маленький словарный запас

 • неумение согласовывать слова в предложении

 • нарушение звукопроизношения

 • плохое развитие связной речи

 • несформированность психических процессов

 • несовершенство различных видов мышления.

      Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

      Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

      Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. У детей в возрасте 5-6 лет словарный запас достаточно большой, но пользоваться им и употреблять слова в верной форме они еще не умеют. От этого возникают проблемы с речью, например ребенок заикается. Пытаясь, что-то рассказать нам, ребенок просто не может найти слов, либо делает это очень непонятно и беспорядочно, перескакивая в рассказе с места на место. В этих случаях и призывается на помощь мнемотехника. Принципы ее действия основываются на том, что у дошкольников очень развита зрительная память и образное мышление. Наиболее наглядный пример данной техники это картинка на шкафчике в детском саду. Запоминая ее, он без труда возьмет свое полотенце на вешалке, над которой расположена та же картинка.

         В основном мнемотехника это использование специальных карточек и схем. Цели использования могут быть различны.

       Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:

  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение
  • восприятие
  • развивает кругозор
  • развивает все стороны речи
  • Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие  задачи:
  1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
  2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
  3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
  5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
  6. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
  7. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
  8. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
  9. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  10. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
  11. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
  • Правила при работе с мнемотехникой
  • Занятия проводить по принципу — от простого к сложному начиная от мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемоцепочкам.
  • Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и легче.
  • На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.
  • Не использовать более двух мнемосхем в день, а повторное рассмотрение, должно быть, только по желанию ребенка
  • Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по тематике, в первый день на тему сказок, во второй на музыкальную тему, в третий на математическую и так далее.
  • Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному.

Её можно разделить на три этапа.

I этап:  работа с мнемоквадратами.

       Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

      Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

      В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами. Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».

      Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

      На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа

 • «Подскажи словечко»,  «Найди пару»

 • «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст

 • «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возрас

II этап: работа с мнемодорожками.

     На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.  На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

 Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

III этап: работа с мнемотаблицами.

     На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами. Что такое мнемотаблица? Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

     Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

 Мнемотаблицы-схемы можно использовать:

  • для ознакомления детей с окружающим миром
  • при заучивании стихов
  • при пересказах художественной литературы
  • при обучении составлению рассказов
  • при отгадывании и загадывании загадок
  • для обогащения словарного запаса
  • при обучении составу числа
  • при воспитании культурно-гигиенических навыков
  • при воспитании навыков самообслуживания
  • при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

 Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

  • чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.
  • быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
  • соответствовать уровню развития детей.

 На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.

 Мнемотаблицы бывают двух видов:

  • обучающие - содержат познавательный материал.
  • развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.
  • Как работать с мнемотаблицей.

       Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.

Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется (рациотехника).

Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).

Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.

Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок. Разбор таблицы происходит 1-2 минуты

Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят её графически по памяти.

 Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

 Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

Мнемотехника дома

         Как можно применить принципы мнемотехники дома? Да очень просто. Предложите нарисовать ребенку схемы-рисунки о том, как прошел его день. Время от времени давайте картинки и пусть он составит вам рассказ. Вы можете дать картинку из известной вам обоим книжки и предложить малышу придумать свой, отличный от оригинала финал.

         Регулярное применение данной техники поможет ребенку обогатить свой словарный запас, научит выстраивать грамотные, логические цепочки.

        Эта техника крайне полезна и при подготовке детей к школе, ведь идя в первый класс, он вступает в новый коллектив, в котором грамотная и понятная речь поможет ребенку найти новых друзей и комфортно чувствовать себя в любой обстановке и ситуации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование мнемотехники в работе с детьми ОВЗ»»

«Использование мнемотехники в работе с детьми ОВЗ»

  • Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

 Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

 МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

 МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

 Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

  • Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

 В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

 • маленький словарный запас

 • неумение согласовывать слова в предложении

 • нарушение звукопроизношения

 • плохое развитие связной речи

 • несформированность психических процессов

 • несовершенство различных видов мышления.

      Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

      Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

      Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. У детей в возрасте 5-6 лет словарный запас достаточно большой, но пользоваться им и употреблять слова в верной форме они еще не умеют. От этого возникают проблемы с речью, например ребенок заикается. Пытаясь, что-то рассказать нам, ребенок просто не может найти слов, либо делает это очень непонятно и беспорядочно, перескакивая в рассказе с места на место. В этих случаях и призывается на помощь мнемотехника. Принципы ее действия основываются на том, что у дошкольников очень развита зрительная память и образное мышление. Наиболее наглядный пример данной техники это картинка на шкафчике в детском саду. Запоминая ее, он без труда возьмет свое полотенце на вешалке, над которой расположена та же картинка.

         В основном мнемотехника это использование специальных карточек и схем. Цели использования могут быть различны.

       Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:

  • зрительную и слуховую память

  • зрительное и слуховое внимание

  • воображение

  • восприятие

  • развивает кругозор

  • развивает все стороны речи

  • Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие  задачи:

  1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

  2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

  3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

  4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

  5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;

  6. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

  7. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

  8. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

  9. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

  10. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

  11. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

  • Правила при работе с мнемотехникой

  • Занятия проводить по принципу — от простого к сложному начиная от мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемоцепочкам.

  • Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и легче.

  • На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.

  • Не использовать более двух мнемосхем в день, а повторное рассмотрение, должно быть, только по желанию ребенка

  • Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по тематике, в первый день на тему сказок, во второй на музыкальную тему, в третий на математическую и так далее.

  • Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному.

Её можно разделить на три этапа.

I этап:  работа с мнемоквадратами.

       Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

      Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

      В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами. Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».

      Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

      На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа

 • «Подскажи словечко»,  «Найди пару»

 • «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст

 • «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возрас

II этап: работа с мнемодорожками.

     На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.  На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

 Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

III этап: работа с мнемотаблицами.

     На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами. Что такое мнемотаблица? Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

     Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

 Мнемотаблицы-схемы можно использовать:

  • для ознакомления детей с окружающим миром

  • при заучивании стихов

  • при пересказах художественной литературы

  • при обучении составлению рассказов

  • при отгадывании и загадывании загадок

  • для обогащения словарного запаса

  • при обучении составу числа

  • при воспитании культурно-гигиенических навыков

  • при воспитании навыков самообслуживания

  • при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

 Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

  • чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.

  • быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.

  • соответствовать уровню развития детей.

 На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.

 Мнемотаблицы бывают двух видов:

  • обучающие - содержат познавательный материал.

  • развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

  • Как работать с мнемотаблицей.

       Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.

Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется (рациотехника).

Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).

Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.

Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок. Разбор таблицы происходит 1-2 минуты

Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят её графически по памяти.

 Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

 Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

Мнемотехника дома

         Как можно применить принципы мнемотехники дома? Да очень просто. Предложите нарисовать ребенку схемы-рисунки о том, как прошел его день. Время от времени давайте картинки и пусть он составит вам рассказ. Вы можете дать картинку из известной вам обоим книжки и предложить малышу придумать свой, отличный от оригинала финал.

         Регулярное применение данной техники поможет ребенку обогатить свой словарный запас, научит выстраивать грамотные, логические цепочки.

        Эта техника крайне полезна и при подготовке детей к школе, ведь идя в первый класс, он вступает в новый коллектив, в котором грамотная и понятная речь поможет ребенку найти новых друзей и комфортно чувствовать себя в любой обстановке и ситуации.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
«Использование мнемотехники в работе с детьми ОВЗ»

Автор: Кузнецова Наталья Александровна

Дата: 19.01.2020

Номер свидетельства: 536380

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "piedagogichieskii_proiekt_modiel_ispol_zovaniia_mniemotiekhniki_v_tsieliakh_razv"
    ["file_id"] => string(6) "415684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1494874816"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства