Разработка адаптированной основной общеобразовательной программы с учетом образовательных потребностей детей в условиях инклюзивной образовательной организации
Разработка адаптированной основной общеобразовательной программы с учетом образовательных потребностей детей в условиях инклюзивной образовательной организации
Обеспечение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) требует от образовательной организации разработку локальных актов (документов), определяющих нормы образовательных отношений. В числе таких документов выступает образовательная программа, адаптированная для лиц с ОВЗ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка адаптированной основной общеобразовательной программы с учетом образовательных потребностей детей в условиях инклюзивной образовательной организации»
Семинар-практикум « Внедрение и реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: разработка адаптированной основной общеобразовательной программы с учетом образовательных потребностей детей в условиях инклюзивной образовательной организации» ( в рамках заседания муниципального методического совета по введению и реализации ФГОС общего образования)
Адаптированные образовательные программы в условиях инклюзивного образования в образовательной организации: проектирование и реализация
Е.В.Скрипченко, заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ № 73 город Лесной
«Нельзя выводить детей туда, где их не понимают».
(Налбандян О.Г., первый проректор МСГИ,
доктор физико-математических наук)
«Образование детей с особыми образовательными потребностями является одной из основных задач страны…»
Из послания Д. Медведева
Инклюзия – глубокое погружение ребёнка в адаптированную образовательную среду и оказание ему и членам его семьи различных поддерживающих услуг.
Главный принцип инклюзивного образования
«Не ребенок подгоняется под существующие в ОО условия и нормы, а, наоборот , вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка».
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 2п.27
Статья 34 п.2 Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.
« Инклюзивное образование- обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
международный опыт инклюзивного образования
статья 79
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
П.3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
П.4.Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Обязательные условия инклюзии ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду:
- желание родителей обучать своего ребенка вместе с нормально развивающимися сверстниками, стремление и готовность семьи систематически помогать ребенку в процессе обучения;
- наличие возможности подобрать ребенку тот вариант организации инклюзивного обучения, который является доступным и полезным для его развития;
- наличие возможности систематически оказывать инклюзивному ребенку необходимую ему квалифицированную специальную медико-психолого-педагогическую помощь;
- психологическая готовность ребенка с особыми образовательными потребностями к совместному обучению с нормально развивающимися сверстниками;
- готовность образовательного учреждения принять детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивная образовательная организация нужна всем:
Программно-методическое обеспечениеинклюзивногообразованияотражаетсяв трех документах:
– программе коррекционной работы, являющейся составной частью основной образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией на основе рекомендуемого перечня общеобразовательных программ;
- адаптированной основной образовательной программе;
- адаптированной образовательной программе , разрабатываемой с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Разработка АОП НООдля обучающихся с ОВЗ
Адаптированная основная образовательная программа (АООП)– образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, т.е. образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений
Адаптированная образовательная программа (АОП)– это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.
I-VIII видов(ФЗ № 273, ст.2, п. 28).
Разрабатывается на конкретного ребенка с учетом индивидуальной программы реабилитации
Разрабатывается на категорию детей (класс)
Таким образом, обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации может осуществляться либо по адаптированной образовательной программе (АОП), разработанной для каждого ребенка с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательном классе, либо в условиях образовательной организации (класса) для детей глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программ (АООП), т.е. образовательной программой, адаптированной для обучения определенной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (до 01.09.2013г. - образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов
(Статья 79, п.5. ФЗ № 273 от 29.12.2012г.).
ФГОС НОО и ФГОС ОВЗ, ФГОС УО
Приказы о внесении изменений в ФГОС НОО от 31.12.2015 г. № 1576,
ФГОС ОО №1577,ФГОС СОО №1578
Категория
детей с ОВЗ
Варианты программ ФГОС НОО
Глухие дети
обучающихся с ОВЗ
1.1, 1.2, 1.3, 1.4
Слабослышащие дети
2.1, 2.2, 2.3
Слепые дети
3.1, 3.2, 3.3, 3.4
Слабовидящие дети
4.1, 4.2, 4.3
Дети с тяжелыми нарушениями речи
5.1, 5.2, 5.3
Дети с нарушениями ОДА
6.1, 6.2, 6.3, 6.4
Дети с задержкой психического развития
7.1, 7.2, 7.3
Дети с расстройствами аутистического спектра
8.1, 8.2, 8.3, 8.4
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – варианты 1, 2
Адаптированная основная образовательная программа и адаптированнаяобразовательная программа
В письме Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. N 03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" дано разъяснение, что стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении на основе ФГОС, можно заложить все специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы и др..
АООП и АОП разрабатываются самостоятельно (!!!) образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.
Зарегистрировано в Минюсте России 3 февраля 2015 г. N 35847
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 19 декабря 2014 г. N 1598
ОБ УТВЕРЖДЕНИИФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТАНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ФГОС НОО ОВЗ)
Важно: представленная последовательность действий специалистов ОО возможна при наличии у ребенка, поступающего в образовательную организацию,статуса «ребенок-инвалид» и рекомендаций ИПР и/или статуса «ребенок с ОВЗ» и рекомендаций врачебной комиссии и ПМПК по организации для него специальных образовательных условий.
При отсутствии данных рекомендаций первым шагом администрации и специалистов будет выявление ребенка с ОВЗ и проведение работы с родителями такого обучающегося с целью направления его на ПМПК.
При условии несогласия родителей на прохождение ПМПК и психолого-педагогическое сопровождение, такому ребенку оказываются образовательные услуги на общих основаниях.
Проектирование АОП и АООП учащихся с ОВЗ в образовательной организации
осуществляется в командном межведомственном (ПМПК-ПМПк) и междисциплинарном взаимодействии сотрудников образовательной организации – администрации, учителей и воспитателей, педагогов дополнительного образования, специалистов Службы психолого-педагогического и социального сопровождения.
Индивидуальный образовательный маршрут (и – соответственно – Адаптированная (индивидуальная) образовательная программа) в рамках образовательной организации для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов .
Предварительный этап
Диагностический этап
Этап разработки
Этап реализации
Анализ и коррекция – заключительный этап
Структура адаптированной основной образовательной программы начального
общего образования (АОП НОО и АООП НОО)
Целевой раздел
Содержательный раздел
Организационный раздел
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Составляется как в программе по ФГОС, однако указываем, что в программеучитывается специфика психофизического развития детей с ОВЗ, их различия в стартовых возможностях обучения и разнообразие образовательных потребностей.
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана АОП.
Цель и задачи реализации АОП.
Принципы и подходы к формированию АОП НОО.
Общая характеристика программы.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ.
Описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
1.2 Планируемые результаты освоения
АОП НОО и АООП НОО
Формирование универсальных учебных действий, метапредметные результаты.
2) Предметные результаты освоения учебных дисциплин (академические достижения).
3) Личностные результаты обучения по каждому направлению (освоение жизненной компетенции).
1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП НОО
Согласно требованиям ФГОС НОО, образовательная организация самостоятельно разрабатывает систему оценки образовательных достижений учащихся
Описание направлений и целей оценочной деятельности.
Требования к предметным, метапредметным и личностным результатам на данной ступени образования.
Требования к использованию знаний и умений на практике.
Требования к активности и самостоятельности применения знаний и умений на практике.
Специальные требования к развитию жизненной компетенции.
Формы проведения аттестации.
Личностные результаты оцениваютсячерез портфолио творческих работ и мониторинги, проводимые специалистами.
Оценка метапредметных результатовпроводится в ходе различных процедур таких, как:
решение задач творческого и поискового характера;
учебное проектирование;
итоговые проверочные работы;
комплексные работы на межпредметной основе;
мониторинг сформированности основных учебных умений.
В учебной деятельности оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.
II
Содержательный раздел
2.1.
Программа формирования универсальных учебных действий.
2.2.
Программа учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области
2.3.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания
2.4.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
2.5.
Программа коррекционной работы
2.6.
Программа внеурочной деятельности
III. Организационный раздел
Учебный план НОО (предметные и коррекционно-развивающие области, направления внеурочной деятельности).
2. Система специальных условий реализации АОП НОО (п.2.9.11 Стандарта): кадровые условия, финансово-экономические условия, материально-технические условия
Учебный план
(предметные и коррекционно-развивающие области, направления внеурочной деятельности)
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений
Обязательная часть
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы во всех образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Формируемая часть
В часть,формируемую участниками образовательных отношений ,
входит внеурочная деятельность . В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (коррекционно-развивающее, нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
(п.2.9.3. ФГОС ОВЗ)
Обязательным элементом структуры Учебного плана является "Коррекционно-развивающая область", реализующаяся через содержание коррекционных курсов, указанных в приложениях NN1 - 8 к настоящему Стандарту.
Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает часы на внеурочную деятельность (10 часов в неделю), предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю), и часы на коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в неделю), указанные в приложениях NN1 - 8 к настоящему Стандарту.
Коррекционно-развивающая область
развитие осязания и мелкой моторики;
развитие ориентировки в пространстве;
охрана и развитие зрения и зрительного восприятия;
развитие мимики и пантомимики;
лечебная физическая культура;
логопедические занятия;
психологические занятия;
ритмика;
социально-бытовая ориентировка
Коррекционные курсы проводят либо специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог), либо прошедшие соответствующую переподготовку педагоги.
Для этих категорий специалистов обязательным требованием является прохождение профессиональной переподготовки или курсов повышения квалификации в области инклюзивного образования, подтвержденной документом установленного образца.
Логопедические занятия
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.
Основныминаправлениямилогопедической работы является:
диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка,
автоматизация и дифференциация звуков речи);
диагностика и коррекция лексической стороны речи;
диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической
структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
коррекция диалогической и формирование монологической форм речи;
развитие коммуникативной функции речи;
коррекция нарушений чтения и письма;
расширение представлений об окружающей действительности;
развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
Коррекционные занятия
Специальные коррекционные занятия проводятся индивидуально и по подгруппам, которые формируются с учетом однородности недостатков развития обучающихся, имеющих нарушения зрения, зрительных функций и индивидуальных особенностей развития. Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия проводятся как в первой, так и во второй половине дня; их продолжительность 15 – 25 минут. Эти занятия проводятся учителем- предметником, учителем-логопедом, педагогом-психологом и другими специалистами. Все коррекционно-развивающие компоненты учебного плана подкрепляют и дополняют друг друга и обеспечивают стимуляцию сенсорно- перцептивной деятельности, развитие социально-бытовой ориентировки, познавательной активности, а также эмоционально-волевой сферы положительных качеств личности. На занятия по развитию осязания интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в
семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).
Ритмика
Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности
ребенка в процессе восприятия музыки. На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся
упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц);
упражнения с детскими музыкальными инструментами;
игры под музыку;
танцевальные упражнения .
Система специальных условий реализации АОП НОО (п.2.9.11 Стандарта)
1. Кадровые условия.
2. Финансово-экономические условия.
3. Материально-технические условия.
Приведем краткое сравнительное описание Программы коррекционной работы в рамках ООП ОО и Адаптированной индивидуальной образовательной программы.
Программакоррекционной работы
Направлениедеятельности в рамках реализации программы
Адаптированнаяобразовательная программа
Коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ;
Срокреализации
Оказание помощи в освоении ООП ОО; социальная адаптация; обеспечение условий для реализации ООП ОО
4 года – в соответствии с реализацией содержания ООП, прогнозируемого контингента обучающихся
Освоение ОП на уровне, доступном ребенку; социальная адаптация
Контингентобучающихся, для которых разрабатывается
1 год – в соответствии с рекомендациями ПМПК о создании специальных образовательных условий
Дети различных категорий: с ОВЗ (инвалидностью); дети, имеющие парциальные недостатки в развитии школьно-значимых функций; слабое здоровье; находящиеся в трудной жизненной ситуации и другие.
1 ребенок из любой категории, имеющий статус «ребенок с ОВЗ» и/или «ребенок-инвалид»
Программакоррекционной работы
Разрабатываетсяи реализуется
Адаптированнаяобразовательная программа
Под руководством администрации ОО специалистами службы психолого-педагогического сопровождения, учителями (воспитателями)
Утверждается
Под руководством администрации ОО (координатора по инклюзии, руководителя СППС) специалистами службы психолого-педагогического сопровождения, учителями (воспитателями) с привлечением родителей ребенка с ОВЗ в рамках деятельности ППк
Управляющим Советом ОО
Механизмреализации
Директором ОО, подписывается родителями ребенка с ОВЗ
Взаимодействие специалистов ОО; социальное партнерство
Взаимодействие в «мини-команде»; взаимодействие с родителями; «гибкая» система «ведения» ребенка в зависимости от актуальных задач
Диагностическое; коррекционно-развивающее; профилактическое, другие – в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающегося с ОВЗ (инвалидностью)
ОсвоениеООП всеми категориями детей, требующими организациипсихолого-педагогического сопровождения
Положительная динамика развития ребенка; освоениеООП на доступном уровне; положительное эмоциональное состояние ребенка, класса; удовлетворенность родителей
Таким образом, Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования
для различных категорий обучающихся являются: проектирование образовательного действия в каждой образовательной организации и проектирование индивидуальных образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ) обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями. При этом каждая адаптированная образовательная программа нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его
нарушения, познавательных потребностей и возможностей»
Рассматривая нормативно-правовые основы реализации адаптированных образовательных программ в образовательных организациях, реализующих инклюзивную практику, сделаем акцент на трех положениях:
-содержании Индивидуальной программы реабилитации (ИПР от МСЭ) ребенка-инвалида в части мер психолого-педагогической и социальной реабилитации;
-разработке Психолого-медико-педагогической комиссией рекомендаций по организации специальных образовательных условий, в том числе, определении образовательной программы в зависимости от актуального состояния здоровья, индивидуальных психофизических возможностей и особенностей ребенка с ОВЗ (инвалидностью);
-положениях Российского законодательства в области образования, касающихся реализации адаптированной образовательной программы.
“Мы исключили эту часть людей из общества,и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему-то научить.”