Проектная работа по русскому языку. Составили ученицы 4 класса МБОУ "Зубаировская ООШ" Актанышского района РТ Султанова Фируза и Нафикова Резеда. Руководитель: Миргалауова Гузалия Шаеховна. Цель проекта:определение роли предлога в предложении. Предмет проекта: русский язык. Объект проекта: роль предлога в предложении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная работа по русскому языку »
Проектная работа
по русскому языку
Составили: ученицы 4 класса
МБОУ «Зубаировская ООШ»
Актанышского района Республики Татарстан
Султанова Фируза и Нафикова Резеда
Руководитель: Миргалауова Г.Ш
Проблема проекта:
Какойбы выдумать предлог,
чтоб не учить предлоги?
Цель проекта:
определение роли предлога в предложении.
Объект проекта:
уроки русского языка.
Предмет проекта:роль предлога в предложении.
Гипотеза проекта:
«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».
Ожидаемый результат:
Расширить знания о предлоге; отрабатывать умение писать предлоги отдельно от других частей речи.
Показать умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; продемонстрировать навыки работы в парах; выполнять индивидуальные задания; уметь правильно оценить свои возможности.
Стимулировать познавательный интерес.
Длинная история у нашего коротенького предлога.
С греческого языка когда-то было переведено словоprotesis. Предлог [про-] там – приставка, означающаяперед,пред, а [тезис] имело по-гречески много значений, среди которых было и «предложение», «укладывание».
без
в
для
за
до
к
на
из
над
о
под
об
перед
по
от
при
у
с
со
через
Что означают эти сочетания букв?
Сами по себе они не означают ровным счётом ничего. Но, становясь перед словами, становятся очень важными. Это – предлоги . Без них невозможно обойтись.
Например, возьмём три слова- два существительных и один глагол: книга,стол, лежит . Какие сейчас у этих слов отношения? Никаких! Они- словно незнакомые люди: стоят рядом друг с другом, но между собой не общаются. Но приходят предлоги и знакомят их. Вот тут- то начинается общение, возникают отношения:
Книга лежитвстоле.Книга лежитнастоле.Книга лежитподстолом.Книга лежитзастолом.Книга лежитустола.Книга лежитпередстолом.
В приведённых примерах предлоги показывают пространственные отношения между предметами: книга лежит то сверху стола, то снизу, то около него.
А ещё предлоги умеют показывать временные отношения: Я отсутствовалсутра.Солнце заходитповечерам.
Предлоги ещё определяютколичественныеотношения:Папа весит на 40 килограммов больше, чем я.Спортсмен пробежал стометровкуза 10 секунд.
Предлоги ещё показывают напричинные связи:Ребёнок заплакал от страха.Кто- то обидел меня без причины.
Многие отношения между предметами и явлениями определяют предлоги, все и не перечислишь. И сами предлоги , все до единого, мы перечислять здесь не будем: ведь ученые насчитали их в русском языке около 200!
Для нас важнее сейчас другое: на какие бы отношения предлоги ни указывали, они при этом изменяют слова по падежам,связывая слова в словосочетаниях и предложениях .
Вы, наверное, это и сами заметили.
Заметил это и поэт Яков Козловский. Обратил он внимание и ещё кое на что:
Я слово малое-предлог,
Но падежа сжимаю повод…
А я- совсем другой предлог,
Что значит выдуманный повод!
У слова « предлог » есть два разных значения. Такие слова, которые звучат и пишутся одинаково, но означают разные вещи, называются омонимами.
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
- Что значит- «по»?
Что значит - «за»?
И «за», и «по»- предлоги…
А хорошо бы-ЗАпорог
и- мчатьсяПОдороге!
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
Это, конечно, шутка. Надо не выдумывать предлоги, а предлоги изучать. Иначе вы никогда не узнаете одно очень важное правило- может быть, самое важное из всех, касающихся предлогов:
Больше 100 лет тому назад Дмитрий Минаев сочинил такие строки: Мы дошли с тобойдосада,И прошла моя досада…
И в первой строчке, и во второй слышится одно и то же: « досада ». Как же различить слово с предлогом и слово без предлога? Очень просто: вставить ещё одно слово, например: Мы дошли с тобой доцветущегосада. Значит, в этом случае « до » - предлог. А в « досаду » ничего такого не вставишь. В этом случае « до » - приставка.
Чтобы построить дом, нужно приготовить части дома – то, из чего мы будем строить. А речь состоит из частей речи. Каждая часть речи очень важна и имеет определенное значение, не зависимо от того самостоятельная она или служебная.
К чему привели наши наблюдения и поиски?
Мы готовили проекты,
мы трудились от души!
Апредлоги-от, за, после,
Знаем точно-хороши!
Предлогс русским дружит
Он преданно служит!
И речь безпредлога-
Без цели дорога!
Использованные ресурсы:
www.yandex.ru
Справочник школьника для начальных классов. ЭКСМО-Пресс; СПб.: Сова, 200.
Дидактические игры на уроках русского языка. Москва «Просвещение», 1991.
«Занимательное азбуковедение» Москва «Просвещение», 1991.