kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Проектная деятельность, как одна из форм вовлечения учащихся в процесс исследования".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательское поведение в современном мире  рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека.

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, его обучение умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Проектная деятельность, как одна из форм вовлечения учащихся в процесс исследования". »

«Проектная деятельность,  как одна из форм вовлечения учащихся в процесс исследования»     Автор проекта:  Кириллова С. А.

«Проектная деятельность, как одна из форм вовлечения учащихся в процесс исследования»

Автор проекта: Кириллова С. А.

«Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,  мудр бываешь лишь собственной мудростью»  Мишель Монтень     «Скажи мне - и я забуду.  Покажи мне  - и я запомню.  Вовлеки меня  - и я научусь»  (китайская пословица)

«Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью» Мишель Монтень «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне  - и я запомню. Вовлеки меня  - и я научусь» (китайская пословица)

I. Введение  Краткое обоснование проекта.

I. Введение Краткое обоснование проекта.

  • Исследовательское поведение в современном мире  рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека.
  • Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, его обучение умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
Цель: обосновать необходимость внедрения  проектной деятельности, как одну из форм  вовлечения учащихся в процесс  исследования. Задачи: представить педагогические приёмы,  определяющие эффективность обучения  учащихся исследовательской  деятельности;  предложить элементы  исследовательской  деятельности для введения в структуру уроков;  разработать рекомендации по эфффективному  использованию проектной деятельности;  разработать рекомендации для родителей  по созданию условий вовлечения детей в проектную  деятельность.

Цель: обосновать необходимость внедрения проектной деятельности, как одну из форм вовлечения учащихся в процесс исследования.

Задачи: представить педагогические приёмы,

определяющие эффективность обучения

учащихся исследовательской

деятельности;

предложить элементы  исследовательской

деятельности для введения в структуру уроков;

разработать рекомендации по эфффективному

использованию проектной деятельности;

разработать рекомендации для родителей

по созданию условий вовлечения детей в проектную

деятельность.

Гипотеза система формирования основ проектной деятельности будет эффективной, если:

Гипотеза

система формирования основ проектной деятельности будет эффективной, если:

  • она включает изучение и анализ степени обученности проектной деятельности;
  • направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью;
  • характеризуется наличием системности.
Ожидаемые результаты:   1.  Использование материалов научно-методической литературы в проектной деятельности с младшими школьниками. 2. Применение педагогических приёмов, определяющих эффективность обучения учащихся исследовательской  деятельности, использование элементов    исследовательской деятельности для введения в структуру уроков. 3. Рекомендовать использовать проектную деятельность, как одну из форм вовлечения учащихся в процесс исследования.

Ожидаемые результаты:

1. Использование материалов научно-методической литературы в проектной деятельности с младшими школьниками.

2. Применение педагогических приёмов, определяющих эффективность обучения учащихся исследовательской

деятельности, использование элементов  

исследовательской деятельности для введения в структуру уроков.

3. Рекомендовать использовать проектную деятельность, как одну из форм вовлечения учащихся в процесс исследования.

II. Основное содержание проекта  Теоретическое обоснование  Проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца». Метод проектов получает все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин этому несколько, корни лежат не только в сфере педагогики, а главным образом, в сфере социальной: -необходимость не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями самостоятельно для решения новых познавательных и практических задач; -актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли; - актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему; -значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: сбор необходимой информации, фактов, умения их анализировать; выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

II. Основное содержание проекта

Теоретическое обоснование

Проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца».

Метод проектов получает все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин этому несколько, корни лежат не только в сфере педагогики, а главным образом, в сфере социальной:

-необходимость не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями самостоятельно для решения новых познавательных и практических задач;

-актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли;

- актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

-значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: сбор необходимой информации, фактов, умения их анализировать; выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

История возникновения  метода проектов

История возникновения метода проектов

  • Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества.
Проект
  • Проект - прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта
  • Учебный проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися
Метод учебного проекта — это одна из личностно - ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
  • Метод учебного проекта — это одна из личностно - ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Условия успешности обучения  по Дьюи:  — проблематизация учебного  материала; — активность ребенка; — связь обучения с жизнью ребенка,  игрой, трудом

Условия успешности обучения по Дьюи:

  • проблематизация учебного

материала;

  • активность ребенка;
  • связь обучения с жизнью ребенка,

игрой, трудом

Этапы создания проекта: ПРОЕКТ

Этапы создания проекта:

ПРОЕКТ

  • проблема
  • проектирование (планирование)
  • поиск информации
  • продукт
  • презентация
  • портфолио
«На заметку» Проекты в младших классах – это трудно, это проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно.  Речь идет не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности. Но для малыша – это возможно т. к. будет его проект.  В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные.  Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

«На заметку»

  • Проекты в младших классах – это трудно, это проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно.

Речь идет не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности. Но для малыша – это возможно т. к. будет его проект.

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные.

Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимания в детстве, это оставит отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком.  Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт- это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
  • Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимания в детстве, это оставит отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт- это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
Методические приемы создания проблемных ситуаций: .  учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение;

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

. учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение;

  • сталкивает противоречия в практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает делать сравнения, обобщения, выводы;
  • ставит конкретные вопросы;
  • ставит проблемные задачи.
Классификация проектов  по доминирующей деятельности учащихся

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся

  • Практико-ориентированный проект ( отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата)
  • Исследовательский проект ( имеет чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации)
Информационный проект ( направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого  проекта  часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого  проекта  может быть и создание информационной среды класса или  школы ) Творческий проект ( имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации) Ролевой проект  ( требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия)
  • Информационный проект ( направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого  проекта  часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого  проекта  может быть и создание информационной среды класса или  школы )
  • Творческий проект ( имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации)
  • Ролевой проект ( требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия)
Классификация проектов  по продолжительности

Классификация проектов по продолжительности

  • Мини-проекты
  • Краткосрочные проекты
  • Недельные проекты
  • Долгосрочные (годичные) проекты
Преимущества проектов:  персональных групповых  Преимущества персональных проектов: план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью; у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него; учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии; формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом;  Преимущества групповых проектов:

Преимущества проектов: персональных групповых

Преимущества персональных проектов:

  • план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
  • у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
  • учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;
  • формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом;

Преимущества групповых проектов:

  • в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
  • проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
  • на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер;
  • в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы
ЭТАПЫ РАБОТЫ  НАД УЧЕБНЫМ ПРОЕКТОМ

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД УЧЕБНЫМ ПРОЕКТОМ

  • погружение в проект;
  • организация деятельности;
  • осуществление деятельности;
  • презентация результатов
Планирование деятельности по реализации проекта  Этапы проекта:  В  проектной   деятельности   младших   школьников  выделяются следующие этапы: 

Планирование деятельности

по реализации проекта

Этапы проекта:

В  проектной   деятельности   младших   школьников  выделяются следующие этапы: 

  • 1 этап. Погружение в проект.   На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе  проектной   деятельности  учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы  школьников , показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.
  • 2 этап. Организационный.  На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.
  • 3 этап. Осуществление деятельности.  Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.
  •   4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).   На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.
  •   5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).   Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы, проверяются выдвинутые гипотезы. Рефлексия, самооценка проделанной работы.
III. Критерии оценки эффективности проекта: Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов у обучающегося. Критерии оценивания: Обоснование и постановка цели,  планирование путей ее достижения.  – Полнота использованной информации,  разнообразие ее источников.  – Творческий и аналитический подход к работе.  – Соответствие требованиям оформления  письменной части работы.  – Анализ процесса и результата работы.  – Личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу.  – Качество проведения презентации.  - Главным критерием оценки является достижение цели проекта. Если цели проекта достигнуты, можно рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии методологической компетентности учащихся и личностных качеств, которые особенно востребованы в новых социально-экономических условиях – инициативы и самостоятельности в решении проблем.

III. Критерии оценки эффективности проекта:

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов у обучающегося.

Критерии оценивания:

  • Обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения. – Полнота использованной информации, разнообразие ее источников. – Творческий и аналитический подход к работе. – Соответствие требованиям оформления письменной части работы. – Анализ процесса и результата работы. – Личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу. – Качество проведения презентации.

- Главным критерием оценки является достижение цели проекта. Если цели проекта достигнуты, можно рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии методологической компетентности учащихся и личностных качеств, которые особенно востребованы в новых социально-экономических условиях – инициативы и самостоятельности в решении проблем.

«Плюсы» проектной деятельности: - навыки самообразования и самоконтроля; -  моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат; -  навыки групповой деятельности; -  индивидуальный подход; -  интерес к познавательной деятельности; - формирование контрольно- оценочных действий младших школьников; способность к действиям рефлексии У учащихся формируется ряд коммуникативных умений : * умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий); * умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали); * умение выражать свою точку зрения; * умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

«Плюсы» проектной деятельности:

  • - навыки самообразования и самоконтроля;
  • -  моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;
  • -  навыки групповой деятельности;
  • -  индивидуальный подход;
  • -  интерес к познавательной деятельности;
  • - формирование контрольно- оценочных действий младших школьников;
  • способность к действиям рефлексии

У учащихся формируется ряд коммуникативных умений :

* умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

* умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

* умение выражать свою точку зрения;

* умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Повышение личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализация и рефлексия: * через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации; * через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания. Развитие у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Развитие исследовательских умений (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).
  • Повышение личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализация и рефлексия:

* через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;

* через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

  • Развитие у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
  • Развитие исследовательских умений (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).

Всё это формирует у обучающихся универсальные учебные действия – ценностные ориентиры начального образования (стандарты второго поколения).

Формы продуктов проектной деятельности  Виды презентаций проектов  Деловая игра Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей Игра с залом Научная конференция, доклад Пресс-конференция Путешествие, экскурсия Реклама Ролевая игра Спектакль Соревнование Телепередача и т.д.  Web-сайт Анализ данных социологического опроса Сравнительно-сопоставительный анализ Атлас, карта, учебное пособие Видеофильм Выставка Газета, журнал, справочник Костюм, модель, коллекция Игра, мультимидийный продукт Музыкальное или художественное произведение Постановка, праздник Экскурсия, поход Законопроект и т.д.

Формы продуктов проектной деятельности

Виды презентаций проектов

Деловая игра

Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий

Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей

Игра с залом

Научная конференция, доклад

Пресс-конференция

Путешествие, экскурсия

Реклама

Ролевая игра

Спектакль

Соревнование

Телепередача и т.д.

Web-сайт

Анализ данных социологического опроса

Сравнительно-сопоставительный анализ

Атлас, карта, учебное пособие

Видеофильм

Выставка

Газета, журнал, справочник

Костюм, модель, коллекция

Игра, мультимидийный продукт

Музыкальное или художественное произведение

Постановка, праздник

Экскурсия, поход

Законопроект и т.д.

IV. Риски проекта     «Минусы» проектной деятельности:

IV. Риски проекта

    «Минусы» проектной деятельности:

  • возрастает нагрузка на учителя;
  • - ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);
  • - психологические коммуникативные проблемы;
  • - проблема субъективной оценки.
V. Приложение  1. Рекомендации по эффективному использованию проектной деятельности  Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

V. Приложение 1. Рекомендации по эффективному использованию проектной деятельности

Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

  • «Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
  • Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.
  • Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской деятельности.
  • Психологический контроль. Одна из  задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «ты сделал неправильно, ты совсем не старался, не думал…» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
  • Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для  ведения занятий по исследовательской деятельности.
  • Учет возрастных особенностей. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
  • Совместная работа взрослых и детей. В процессе работы над проектами и исследовательскими работами могут возникнуть трудности объективного характера. Это связанно с рядом возрастных особенностей. В работе над проектами необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. Практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско – взрослого союза. Совместная проектная деятельность  детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями».
2. Рекомендации для родителей по созданию условий вовлечения детей в проектную деятельность

2. Рекомендации для родителей по созданию условий вовлечения детей в проектную деятельность

  • Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.
  • Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.
  • Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.
  • Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.
  • Не сдерживайте инициативу.
  • Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.
  • Не раздражайтесь.
  • Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.
  • Учите доводить дело до конца.
Проект «Летний отдых»

Проект «Летний отдых»

Проект  «Экология в доме» Какая комната в моём доме самая чистая?

Проект «Экология в доме»

Какая комната в моём доме самая чистая?

Проект  «Семейные традиции»

Проект «Семейные традиции»

Проект  «Япония – страна восходящего солнца»

Проект «Япония – страна восходящего солнца»

«Япония – страна восходящего солнца»

«Япония – страна восходящего солнца»

Проект «Кем быть?»

Проект «Кем быть?»

Рекомендации:

Рекомендации:

  • Мы считаем целесообразным проведение родительского собрания (семинара) или их серии, на котором объясняется сущность проектного метода, раскрываются виды возможного участия родителей в проектной детской деятельности (мотивационная, организационная, информационная, техническая поддержка учащихся). Желательно продемонстрировать видеофрагменты презентаций детско-родительских проектов, продукты проектирования школьников, а также заранее подготовить и раздать родителям памятки или рекомендации по сотрудничеству с ребенком в проектной деятельности. В дальнейшем педагогу следует осуществлять консультирование родителей в процессе подготовки учащимися конкретных проектов.
  • Главной наградой проектной деятельности служит получение продукта общих усилий, а это может быть макет, альбом, брошюра, постановка, коллекция и др. При этом учащиеся получают удовлетворение, как от проделанной работы, так и от общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и родителями. А общение «вживую», без вспомогательных средств (телефона, компьютера и т. д.) наиболее ценно в наше время. Готовность к обсуждению проблемных ситуаций, умения находить их конструктивные решения воспитывает терпимость, понимание друг друга.
Глоссарий

Глоссарий

  • Метод - (от др.- греч. -путь исследования  или  познания ) -систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели
  • Метод проекта – совокупность учебно – познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.
  • Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Библиографический список

Библиографический список

  • Головизнина Н. Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство вос питания творческой личности // Дополнительное образование. - 2002. - № 8. - С. 6 - 1.
  • Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В.
  • Мамонтова Г.В. Исследовательская работа учащихся по русскому языку. Журнал «Начальная школа» №12, 2008.
  • Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. - М., 2004
  • Огурцова З. И. // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - № 8. - С. 25–28.
  • Шликене Т. И. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся / Т. И. Шликене // Начальная школа. – 2008. - № 9.- С. 34 - 38.
  • Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование:
  • Поздеева С.И., Кузнецова Т.В. Проектная деятельность в практике учителя начальной школы // Вып. 10 (61). 
  • Сырицына С.И. Научно-исследовательская деятельность в начальной школе // Научно-практический журнал «Завуч» № 4. Начальная школа. 2010.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Проектная деятельность, как одна из форм вовлечения учащихся в процесс исследования".

Автор: Кириллова Светлана Алексеевна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134346

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья "Организация проектной деятельности на уроках информатики" "
    ["seo_title"] => string(72) "stat-ia-orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "124316"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414682300"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Тема доклада: "Проектная деятельность с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(101) "tiema-doklada-proiektnaia-dieiatiel-nost-s-uchashchimisia-na-urokie-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "246114"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446296974"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Вовлечение учащихся начальных классов в исследовательскую деятельность в рамках ФГОС.docx "
    ["seo_title"] => string(107) "vovliechieniie-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov-v-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-v-ramkakh-fgos-docx"
    ["file_id"] => string(6) "123925"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414600379"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Добро пожаловать в Анжеро-Судженск!" "
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dobro-pozhalovat-v-anzhiero-sudzhiensk"
    ["file_id"] => string(6) "105116"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402820203"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Внеурочная деятельность – это мир творчества "
    ["seo_title"] => string(49) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-eto-mir-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "190520"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427188385"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства