14
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Советский»
628240, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область,
г. Советский, ул. Советская, 10. Т.ф.: 3-33-58.
Школьный конкурс проектных работ по русскому языку, математике и литературному чтению « Ступеньки знаний»
Творческая работа по математике
«Задачи из чума»
Автор:
Боталов Артемий Юрьевич
ученик 3а класса МБОУСОШ № 4 г. Советский
Руководитель:
Володина Людмила Юрьевна,
учитель начальных классов МБОУСОШ № 4 г. Советский
г. Советский
2017
Аннотация
Название проекта: «Задачи из чума».
Данный проект является индивидуальным, краткосрочным, межпредметным (математика – краеведение).
Направление проекта: практико-ориентированное.
Цель проекта: создание сборника задач по математике с использованием фактов и чисел в жилище ханты и манси – чуме.
Задачи:
изучить научно-популярную литературу о жилище народов Севера;
описать устройство чума;
создать макет чума;
составить сборник задач и заданий по математике для учащихся начальных классов;
презентовать сборник одноклассникам.
В рамках данного проекта была изучена:
литература о национальном переносном жилище ханты и манси;
выполнен макет чума;
оформлен сборник «Задачи из чума»;
презентация сборника учащимся своего класса.
Результат проекта: сборник задач и заданий по математике.
Формы работы:
индивидуальная,
консультации с педагогом и родителями,
встречи с манси – учениками школы.
Источники: Интернет-ресурсы, энциклопедии, справочники.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………...4
Основная часть…………………………………………………………………………6
Устройство чума и его значение…………………………………………………...6
Из чего делают чум? ……………………………………………………………….6
Внутреннее устройство чума……………………………………………………….7
Обстановка чума ……………………………………………………………………8
Установка и разборка чума…………………………………………………………8
Вывод ………………………………………………………………………………..10
Заключение ……………………………………………………………………………..11
Список использованной литературы и ресурсы……………………………….......12
Приложение 1. Сборник «Задачи из чума»
Введение.
Что нам стоит чум построить
В лесотундре из жердей:
Приподнять его за ушки,
Поддержать чуть-чуть хорей,
Закрепить брезент верёвкой,
Взять местами бечевой.
Чум мы строим со сноровкой
По привычке кочевой.
Если бы Пифагор жил на севере, он, несомненно, сказал бы, что совершеннее чума жилища просто нет. Такой дом — подарок для любителя сочинять теоремы — уж очень геометрично устроен. С виду конус, а внутри — многоугольник…
Для людей далёких от математики такое жильё тоже вполне подойдёт. Строится чум относительно быстро, в нём можно жить круглый год и перевозить с места на место.
Математика и вековые традиции жителей Севера…. Это слова, которые редко стоят рядом, а можно ли найти между ними связь? Совместимы ли они?
Я решил больше узнать об этом. Собирая материал по этой проблеме, я общался с родителями и учителем, изучал информацию в книгах местных писателей, читал газеты и журналы, просматривал информацию в библиотеке и Интернете, спрашивал у ребят нашей школы – коренных ханты и манси, ведь они не понаслышке, а воочию знают, что такое чум, видели его, бывали в нем.
Я предположил, что данные о чуме, представленные в математических заданиях и задачах будут очень интересны ученикам нашей школы и повысят их интерес к этому предмету.
Цель проекта: Создание сборника задач по математике для учащихся начальной школы.
Задачи:
изучить научно-популярную литературу по данной теме;
описать построение чума;
создать макет чума;
составить сборник задач и заданий по математике для учащихся начальных классов;
презентовать сборник одноклассникам.
Поэтому название моего проекта звучит так: «Задачи из чума».
Я составил план работы над проектом.
| Этап | Время выполнения | Содержание |
1 этап | Подготовительный. | 1 неделя | Изучение литературы о жилищах народов Севера. Сбор материала к проекту. |
2 этап | Основной. | 2 недели | Создание модели чума. Составление задач. |
3 этап | Заключительный. | 1 неделя | Презентация сборника одноклассникам. |
Практическая значимость:
Задачи и задания сборника можно использовать на уроках математики в 3 классе.
Свою работу я начал с изучения научно-популярной литературы о жилище ханты и манси- чуме. Я прочитал об этапах строительства чума, узнал из чего строят переносное жилище.
Устройство чума и его значение
Чум – незаменимое жилище северных народов: ханты, манси, ненцев. Это большое конусообразное сооружение из шестов и покрытия с небольшим отверстием для выхода дыма сверху. По сути это переносная палатка, которая имеет конусообразную форму и отлично приспособлена к условиям крайнего Севера. Снег легко скатывается с крутой поверхности чума, поэтому при переезде на новое место чум можно разобрать, не прилагая лишних усилий для очистки строения от снега. Кроме того, форма конуса делает чум устойчивым к сильным ветрам и метелям.
Из чего делают чум?
Чум сооружают из жердей. Жерди для каркаса чума заготавливаются в лесных районах. Всего для этого нужно 36-40 шестов. Изготавливаются они из стволов ели либо сосны длиной около 5 м (бывают до 7-8 м). Все шесты в нижней части заостряются.
От числа шестов зависят размеры чума – чем больше шестов, тем вместительнее чум. Шесты покрывают полотнищами из оленьих шкур, которые называются нюками. Для покрытия чума нюки сшиваются в сплошные полотнища, они сшиты нитками из оленьих сухожилий. Нюки – двойные, мехом и внутрь, и наружу. Зимой для покрытия чума требовались шкуры 60-70 оленей. Нюки – вещь ценная, и относятся к ним бережно, летом обязательно выбивают, чистят, просушивают, ремонтируют, упаковывают и складывают на нарты до следующей зимы.
Внутреннее устройство чума.
Каждый предмет и каждое место внутри с древности имеет своё назначение. Центральной осью чума служит шест, который ханты и манси считают священным и называют «симзы». По «симзы» дым очага поднимается к верхнему отверстию чума. За «симзы» размещается священное пространство си. На него могут ступать только старшие мужчины. Для женщин и детей это место запретное. Здесь обычно находится священный ларь. В нём хранятся духи-покровители очага, семьи, рода и местности. Напротив си, у входа, находится нё. Это – место женщины. Здесь она занимается домашними работами: шьёт, чинит одежду и обувь, вытягивает нитки из оленьих жил и сухожилий. Здесь она готовит пищу, накрывает стол. Посередине, между си и нё, находится спальное место. В изголовье кладётся пояс с амулетами и ножом. Летом спальное место отгораживается пологом из ситца. Полог используют только ночью, днём же его аккуратно сворачивают в рулон и закрепляют под подушками. Рядом с родителями лежат маленькие дети. Дальше от симзы укладывались неженатые старшие сыновья, ещё дальше – старики и другие члены семьи или гости. В чуме бывает дымно, летом дым помогает бороться с комарами. Дым скапливается наверху, заставляя обитателей лежать на полу.
Кроме мужской и женской части чума и спального места есть ещё особое место для женских вещей, оно находится по обеим сторонам от входа. Там хранят одежду, обувь и вещи хозяйки. Существует и нежилая часть чума – «пелей».
Обстановка чума
Е сли в чуме есть маленькие дети, то обязательно есть и люлька. Раньше младенца помещали в люльку сразу после рождения, а вынимали только тогда, когда он начинал ходить. На дно люльки насыпали древесную стружку и сухой мох. Пелёнками служили шкурки оленя, песца и собаки. Ребёнок прикреплялся в люльке специальными ремешками. Такие люльки используют и сегодня. В ведении женщины находится очаг. Очаг в чуме – часть семьи. Угли из своего очага нельзя передавать в чужой дом, иначе начнутся несчастья. Человек, взявший угли из чужого очага, считался вором. Расположен очаг точно под верхушкой чума. Там, где скрестились шесты, имеется отверстие, через которое проникает свет и выходит дым. На костре быстро готовится пища, а дым от него выкуривает комаров. Только женщина может прикасаться к очажным шестам и к очажному крюку. Она же собирает дрова для очага, колет их, сушит у входа и разжигает огонь. Летом в чуме костер обычно не разжигают, только кладут дымокур, а еду варят на улице у большого костра. Только в дождливую погоду, когда становится прохладно, иногда разжигают костер в чуме. Всё пространство нё – прихожая чума – находится под её покровительством. Мужчина или же мальчик не должен прикасаться к посуде. По мифам манси от звона посуды вся дичь испугается и убежит. Мужчина при входе в чум обивает снег с обуви и одежды колотушкой. Он снимает верхнюю одежду (совик) и оставляет её на нартах. Войдя в помещение, мужчина надевает домашние кисы и домашнюю малицу.
Установка и разборка чума
Чум и поныне самое совершенное жилище северных народов. Он лёгкий, быстро собирается, разбирается и переносится на новое место. Коренные жители могут установить его за 1 час 30 минут в зимнее время и за 20-30 минут летом. Чум устанавливают так. Вначале глава семьи указывает место для будущего чума. Затем это место расчищается. Взрослые и дети распрягают оленей. На расчищенное место кладут очажный лист. Под лист зимой обязательно подкладывают два бревна, чтобы снег не таял. Летом под очажным листом делается углубление. Очажный лист – это символ очага, домашнего тепла, семьи и центральная часть всего чума. По обе стороны от очажного листа кладут 2-3 доски, это пол. За досками, дальше от костра, раскладывают циновки. Затем две женщины ставят шесты и симзы и скрепляют наверху железным обручем дымника. Нижние заострённые концы шестов вкапывают в снег или землю. Далее наступает черед установки шеста для котла и чайника. Один его конец крепится на симзы, а другой привязывается на входных шестах. Поперёк кладут железный стержень. На стержень надевается крюк. На крюк вешают котёл. Завершив установку шестов, переходят к натягиванию нюков. Две женщины снаружи поднимают нюки и укладывают их на остов чума, начиная снизу. Затем изнутри привязывают нюки к шестам. Дверью служит откидывающаяся часть нюка. Отверстие сверху прикрывается шкурой зимой или берестой летом. Как только положены нюки, вносят циновки из прутьев и мятлика лугового. На них кладут оленьи шкуры. Разборка чума совершается в обратной последовательности. Перед этим встают раньше обычного, женщины готовят завтрак, а мужчины занимаются подготовкой упряжи. После завтрака все выходят из чума, выносят вещи, упаковывают их в мешки, складывают в нарты и привязывают. Потом снимают нюки, убирают шесты, с которыми на землю опускается железный обруч дымника.
Наконец, поднимается очажный лист. На этом месте оставалось пятно, по которому можно узнать о становище кочевников. Второй раз на это же пятно не разрешается класть очажный лист. Считается, что это поранит землю.
Территория очищается, а мусор обязательно сжигается. Опасным считалось оставить на месте бывшего чума хотя бы волосок или обстриженный ноготь. По ним злой дух может погубить человека
На протяжении веков в северных районах складывалась уникальная модель взаимоотношений людей с окружающим миром. Любой предмет кочевого быта доведен народным опытом до совершенствования.
Традиционное жилище - чум занимает в этом ряду особое место. Единственным видом жилища в прошлом, но для некоторых народов и в настоящее время является чум. Он сохранился и сейчас в районах расселения оленеводческих групп.
Любые древние и самобытные культуры, какими бы необычными и странными они не казались, имеют огромное значение для развития всего мира во многих смыслах этого слова, так как они не только могут наглядно показать нам всю глубину и сущность эволюционного процесса, но и прийти на помощь в некоторых непредвиденных ситуациях. Именно такие культуры на протяжении многих веков способны, во что бы то ни стало, сохранить свой язык, традиции и обычаи. И это касается не только произведений искусства, традиционных блюд и одежды, но и строительных технологий. Они до сих пор используются местными жителями во время охоты, кочевки и даже в повседневной жизни.
Изучив традиции народов ханты и манси, мной был составлен математический сборник, в который вошли задачи и задания по следующим разделам (приложение 1):
Умножение и деление круглых чисел.
Составные задачи.
Преобразование величин.
Порядок действий в выражениях.
Геометрические фигуры.
Деление многозначных чисел.
Деление с остатком.
Заключение
Самым интересным в работе над проектом было создание макета чума и составление задач и заданий на разные темы.
Не с первого раза удалось выполнить макет чума. Но мне помог папа.
Цель – создание сборника задач и заданий – я достиг. Задачи, которые я ставил в проекте, достигнуты. Одноклассникам понравилось решать задачи из чума. В следующем году я планирую составить задания для 4 класса.
Список использованной литературы и ресурсов:
Литература:
1. Сусой Е.Г. Из глубины веков. – Тюмень. 1994.
Интернет-ресурсы:
http://andeg.ucoz.ru/publ/zhilishhe_neneckogo_naroda_chum/4-1-0-31
http://www.myshared.ru/slide/266108/
http://etnic.ru/wow/jilisha-severnih-narodov.html
http://club.foto.ru/forum/view_post.php?p_id=8996301
http://www.liveinternet.ru/users/5118452/post365169390/page1.html